Автор: Коваль Мария Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №17
Населённый пункт: г.Балаково Саратовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: к вопросу об использовании дидактических игр в работе с дошкольниками
К вопросу об использовании дидактических игр в работе с
дошкольниками.
Дидактическая игра давно занимает значительное место в развитии
детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается как личность, у него
формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависить
успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную
особенность: цель дидактических игр – тренировать и развивать умственные
способности детей и прививать им положительные черты характера.
Изучением дидактических игр и их возможностями использования в работе
детского сада и семьи занимались многие видные педагоги прошлого и
современности (Ф. Фребель, М. Монтессори, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская,
А.С. Макаренко, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, З.М. Богуславская, О.М.
Дьяченко, Е.О. Смирнова и др.).
Дидактические игры наряду с общими педагогическими возможностями
способствуют повышению эффективности образовательного процесса в ДОУ.
Но сказанное возможно лишь при глубоком и всестороннем изучении этих
возможностей, при соответствующем педагогическом руководстве
дидактическими играми со стороны воспитателя. При подборе
дидактических игр, воспитатель принимает во внимание определение
наиболее удобного времени проведения игры; выбор места игры; подготовку
необходимого материала; определение количества играющих; сбор детей на
игру; создание интереса к игре; распределение ролей; проведение игры;
руководство ходом игры; подведение итогов, анализ игры.
Все дидактические игры имеют следующую структуру: обучающую
задачу, игровые действия, правила. Все компоненты требуют четкости,
точности в определении и исполнении. Руководство дидактическими играми
будет зависеть от возраста детей, их возможностей и требований программы
воспитания и обучения в детском саду.
Для практического использования дидактических игр в педагогическом
процессе детского сада необходимо выполнения ряда условий, основными из
которых является:
- наличие требований или рекомендаций по использованию
дидактических игр с указанием примерного перечня игр для каждой
возрастной группы;
- наличие разработанных методик проведения конкретных игр с
рекомендаций о частоте, времени, и месте их проведения;
- наличие в каждой группе детского сада необходимого дидактического
материала и сборников дидактических игр;
Наличие количества разнообразных дидактических игр для каждой
возрастной группы (1:106).
Теория и практика использования дидактической игры в учебно-
познавательном процессе является одной из актуальных тем современной
педагогики дошкольного обучения. Дидактические игры создают атмосферу
радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение
образовательных и воспитательных задач. Систематическая работа по
формированию игры с правилами не только способствует общему развитию
детей, формированию их личности, но и существенно облегчает их
подготовку в школу.
Список литературы:
1.
Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. – М.,2004.- С. 106