Автор: Калинина Ольга Васильевна
Должность: педагог -психолог
Учебное заведение: ГКОУ РО "Красносулинская санаторная школа - интернат"
Населённый пункт: г. Красный Сулин
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Театрально - игровая деятельность как средство успешной адаптации школьников"
Театрально-игровая деятельность как средство
успешной адаптации в социуме
С детства происходит знакомство детей с театром кукол, который сразу
производит на всех яркое, незабываемое впечатление.
Кукольный театр – это искусство с помощью которого решаются многие
актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
1. художественным образованием и воспитанием детей;
2. формированием эстетического вкуса;
3. нравственным воспитанием;
4. развитием коммуникативных качеств личности;
5. воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности,
фантазии, речи.
6. созданием положительного эмоционального настроя, снятием
напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Кукольный театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка. В
санаторную школу-интернат поступают дети из других школ области.
Педагоги видят значение кукольного театра еще и в том, что он помогает
обучающимся успешно адаптироваться в социуме.
Театрально-игровая деятельность доставляет ребенку немало счастливых
мгновений, привлекает яркостью, динамикой, так как в ее арсенале –
замечательные художественные средства: интересные персонажи, красочное
оформление, музыка и т.д.
Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали
свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть
сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых
женщины носили куклу Осириса. В Древней Греции кукольный театр
существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра — в языческих
обрядах, играх с овеществлёнными богами. Упоминание об игровых
куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка,
Апулея. Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные
представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол
пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными
и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая. Современный
театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который
входят мультипликационное и не мультипликационное
анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и
художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра
кукол внешность и физические действия персонажей изображаются или
обозначаются, как правило, объёмными, полуобъёмными (барельефными,
горельефными) и плоскими куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно
управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а
иногда автоматическими механическими устройствами. В последнем случае
куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что
словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает
профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное
«кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно
говорить: театр кукол, так, кстати, называются все профессиональные
театры кукольной анимации.
Среди театров кукол различают три основных типа:
1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных
конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа
обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются
и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью
ниток, прутов или проволок. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще
всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или
падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых
кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
3. Театр срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.
Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами
либо со стороны, либо изнутри (актёр-кукловод находится внутри кукол
больших размеров). К числу срединных кукол относятся, в частности,
куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям,
так как находятся за экраном, на который проецируются тени от плоских или
объёмных кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются
куклы-марионетки (они управляются сзади кукол видимыми или не
видимыми зрителям актёрами-кукловодами), перчаточные куклы или куклы-
актёры других конструкций.
Театр для ребенка всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления.
Сказка же своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение
фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому
соединение театра и сказки гармонично оправдано. Театрализация сказок
способствует активному, эмоциональному, интеллектуальному развитию,
прививает социально-нравственные качества. Театр и сказка учат быть
добрыми, чуткими, честными, справедливыми. Принимая на себя
определенную роль, ребенок пытается мимикой, речью и движениями
передать настроение своего героя, его характер, особенно поведения.
Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь
интонационно выразительнее. Инсценировка сказок помогает обучиться
творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии
словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для
самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного
отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и
явлениями, способствует активизации знаний и представлений об
окружающем мире.
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их
пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или
неудач, театрализованное исполнение сказок, кукольный театр по сказкам,
проведение конкурса знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам
сказок и многое другое. Кукольный театр пользуется у детей неизменной
любовью. Во время работы над спектаклем школьники с удовольствием
включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы,
дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они не скрывают своих
чувств: смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними,
предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда
готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в постановке кукольных
спектаклей, дети знакомятся с окружающим миром через краски, звуки.
Большое и разностороннее влияние театральной деятельности на личность
ребенка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое
педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя
раскованно, свободно.
Профессиональное использование кукольного театра оказывает
большую помощь в умственном, нравственном, эстетическом воспитании
детей. Кукольный театр создает детям хорошее настроение, обогащает
впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует художественному
воспитанию. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица ребят во
время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят кукольный
театр, ждут с нетерпением открытия занавеса. В ГКОУ РО «Красносулинская
санаторная школа-интернат» работает театральная студия «Мир кукол».
Совместная художественная деятельность сближает детей, помогает
развитию коммуникативных навыков, раскрывает их творческий потенциал и
дает возможность адаптироваться в социальной среде. В своей работе мы
используем следующие виды театра: настольный театр, театр рукавичек,
плоскостной театр. Мы учим детей водить и передвигать кукол.
Сценой нашего театра является ширма. На ней происходит действие кукол
с декорациями. За ширмой находятся кукловоды и их куклы с атрибутами для
показа спектакля. Каждый герой спектакля имеет характерные свои движения
и все время реагирует на происходящее. Еле уловимые движения кукол
делают ее настоящей, осмысленной, очень занятой и приковывают к себе
внимание детей. Кукла без движения застывает, она сразу становится
неинтересной. Желательно найти для каждого персонажа свой, характерный
голос, свою манеру разговора. Учим детей при показе спектакля читать текст
в умеренном темпе, выразительно проговаривая и четко произнося слова,
чтобы дать возможность зрителям рассмотреть героя. Обучаем детей умению
работать двумя куклами сразу в двух руках. Обсуждаем с детьми декорации к
спектаклям. Стараемся не перегружать оформление ширмы мелкими
деталями, не загромождаем лишними ненужными декорациями и вещами,
которые в спектакле не нужны. Не стремимся воспроизводить точную
жизненную обстановку, создавать наибольшую правдоподобность. На ширме
ставим только то, что необходимо и реквизиты и бутафории для показа.
Исходим из принципа, что все должно быть просто, изящно и красиво.
Хорошо подготовленный спектакль радует детей, содействует их общему
развитию и эстетическому воспитанию. Наша театральная студия
подготовила и показала спектакли по сказкам «Теремок» и «Маша и медведь.
Драматизация сказок – один из видов деятельности в театральной
студии. Дети легко понимают и принимают язык сказок. С помощью сказки
они получают возможность усвоения нравственных общечеловеческих
ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие,
верность и настойчивость, получают первые представления о
справедливости, упорстве, мужестве. Сказочные образы дают возможность
погрузиться в мир чувств героев, испытать вместе с ними радость, грусть,
удивление, разочарование, гордость. Мы подготовили с детьми драматизации
русских народных сказок «Заяц – хваста», «Репка» и драматизацию сказки
писателя В. Бианки «Лис и мышонок». Сказка «Лис и мышонок» построена
на диалоге персонажей (Мышонка и лиса), за которым скрыта борьба. В этой
сказке побеждает маленький, но хитрый мышонок. Лис сначала обращается к
мышонку снисходительно, насмешливо, но затем все больше сердится и
переходит к прямой угрозе. Эта сказка не представляет собой возможностей
для разыгрывания; главное в ней – выразительность речи действующих лиц
(вопросительно-угрожающие интонации речи Лиса и бойкие ответы хитрого,
предусмотрительного Мышонка). Мы поддерживаем творческие попытки
детей находить свои средства выразительности. В этом году в рамках года
Японии в России мы представили драматизации японских народных сказок
«Самый красивый наряд на свете», «Заяц и акула», «Добрый крестьянин».
Подводя итоги всему сказанному, можно отметить, что роли,
которые исполняют дети в кукольном театре, в драматизациях помогают им
понимать мысли и чувства, выраженные в произведениях авторами,
характеристики героев, их взаимоотношения. У детей развивается
способность понимать и чувствовать образный язык, радоваться его
звучанию, ритму, находить верные интонации, выражая свое отношение к
героям, к их поступкам. Все это положительно влияет на развитие чувств
детей, их воображение. Запоминание текста развивает произвольную память,
оказывает влияние на речевое и умственное развитие.