Автор: Зайцева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г.Нижневартовска ДС №29 "Елочка"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область,ХМАО - Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Роль здоровьесберегющих технологий в укреплении психологического здоровья детей".
«Роль здоровьесберегющих технологий в укреплении
психологического здоровья детей».
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В
последнее
десятилетие
во
всем
мире
наметилась
тенденция
к
ухудшению
здоровья
детского
населения.
Экологические
проблемы,
различные
отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания,
некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с
неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы,
агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Дошкольное
учреждение,
как
первое
звено
непрерывного
образования,
предполагает
выбор
альтернативных
форм
и
методов
организации
учебно-
воспитательного процесса.
Организация мероприятий по воспитанию и формированию, сохранению и
укреплению
здоровья
детей
предусматривает
активную
практическую,
взаимную деятельность профильных специалистов и воспитателей дошкольного
учреждения.
Одной
из
функций
педагога-психолога
является
проведение
психопрофилактики,
помощь
детям
разных
возрастов
в
преодолении
трудностей, возникающих в воспитании и общении.
Мы
говорим
о
психологической
профилактике
в
тех
случаях,
когда
психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению
возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по
созданию
психологических
условий,
максимально
благоприятных
для
этого
развития.
Методы
и
приемы
психологической
коррекции
и
профилактики
многообразны,
а
так
как
они
способствуют
укреплению
психического
и
психологического
здоровья
детей,
то
мы
по
праву
можем
назвать
их
здоровьесберегающими.
И с х о д я
и з
в ы ш е с к а з а н н о г о
п о п ы т а е м с я
о п р е д е л и т ь
здоровьесберегающие
методы
и
приемы
психологической
коррекции
и
профилактики
используемые
в
повседневном
взаимодействии
с
детьми,
педагогами и родителями.
На фоне простудных заболеваний возникают трудности в развитии и
воспитании
детей:
ребенок
находится
часто
на
больничном,
пропуская
образовательный процесс, что приводит к раздражительности, эмоциональной
неустойчивости
и
т.
д.
Все
это
приводит
к
нарушению
эмоционально-
личностного и познавательного развития.
Из ряда здоровьесберегающих методов и приемов хочется выделить
некоторые,
которые
представляют,
на
наш
взгляд,
наибольшую
значимость
своеобразие и эффективность для детей нашего дошкольного учреждения:
- психогимнастика
- релаксационные упражнения
- дыхательно-релаксационные упражнения по методу А.А. Сметанкина
- занятия с использованием сенсорного оборудования
Вышеперечисленные здоровьесберегающие методы и приемы должны
использоваться совместно педагогами и профильными специалистами во всех
видах детской деятельности и режимных моментах.
В
процессе
своевременного
проведения
психопрофилактической
работы с использованием вышеперечисленных методов и приемов педагогами и
профильными
специалистами
детского
сада
происходят
изменения
в
интеллектуальном, эмоционально-волевом развитии детей: они становятся более
организованными,
требовательными
к
себе,
повышается
самооценка,
появляется уверенность в своих силах.
Опыт совместной работы показал ее эффективность, как для развития
познавательной деятельности, так и для создания атмосферы психологического
комфорта и эмоционального благополучия.
Отношение к здоровью как базовая ценность закладывается в детском возрасте,
поэтому очень важно уделять внимание здоровому образу жизни
человека и
формировать должное к нему отношение именно с детства.
О
пользе
дыхательных
упражнений
говорил
еще
Авиценна.
В
нашем
дошкольном учреждении используются дыхательная методика А.А. Сметанкина,
основанной на диафрагмально-релаксационном дыхании.
Этот
вид
дыхания
применяется
у
нас,
прежде
всего,
для
профилактики
стрессов, для снятия эмоционального напряжения, так как
всем известно
пагубное влияние стрессов на психологическое здоровье человека.
Основной причиной стрессов и низкого уровня здоровья стало бурное
развитие промышленности и техники, порожденное интеллектом человека. В
результате
чего
уровень
здоровья
падает.
Значит,
свои
сознательные
способности,
разум,
свою
интеллектуальную
деятельность
человек
должен
сосредоточить не только на производстве новых благ цивилизации, но и, прежде
всего, на сохранении и укреплении главной ценности – своего здоровья.
Человек
находится
в
атмосфере
все
большего
и
большего
давления
городской среды, переходящего в хронический стресс.
На
фоне
стрессов
развиваются
различные
психосоматические
заболевания: гипертония, язва желудка, сахарный диабет, глаукома, и т.д., не
говоря уже о заболеваниях нервной системы.
Поэтому профилактику стрессовых заболеваний необходимо проводить
именно с детского возраста.
Основной канал человеческого организма, который
отвечает за стрессовую реакцию – это канал дыхания.
Методика БОС включает в себя не только дыхание, а и релаксацию
сопровождающаяся
спокойной
музыкой,
при
помощи
которой
достигается
эффект расслабления.
Внедрение занятий «БОС-Здоровье» в практику
образования является
крайне
важным
для
улучшения
качества
жизни
детей
с
учетом
часто
встречающихся патологий со стороны центральной нервной системы, органов
дыхания.
Итак, что же дает методика БОС.
1.Профилактика простудных заболеваний.
Укрепляется здоровье детей, так как повышается иммунитет за счет обогащения
кислородом всех органов.
2. Улучшается поведение детей.
Снижается
импульсивность,
агрессивность
за
счет
релаксационных
упражнений.
3.
Идет
подготовка
детского
организма
к
школьному
образу
жизни,
т.е.
адаптация к школьным условиям.
Развиваются выдержка, усидчивость, произвольность за счет необходимости
прилагать усилия при выполнении дыхательных упражнений.
4. Укрепляется нервная система за счет все тех же дыхательных упражнений.
«Дышите глубже» – народная мудрость.
5. Профилактика стрессов.
Здесь играют роль как дыхание, так и релаксация.
Разработанную институтом систему здоровьесберегающих занятий мы с
успехом применяем в нашем образовательном учреждении, тем самым создаем
условия для профилактики стрессов, укрепления здоровья детей.
В
психогимнастике
придается
большое
значение
общению
детей
со
сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального
здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения.
Нарушения
взаимоотношений
могут
быть
следствием
двигательной
расторможенности, а также неумение словесно общаться.
Психогимнастичекие
упражнения
помогают
создать
на
занятиях
положительный
эмоциональный
настрой,
устранить
замкнутость,
снять
усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика,
координация движений. Упражнения, сопровождающиеся различными текстами,
помогают детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.
На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций
–
выразительным
движениям.
Основная
цель
–
преодоление
барьеров
в
общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического
напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Упражнения с элементами релаксации помогают детям снять напряжение,
успокоиться,
расслабиться,
уменьшить
раздражение
и
агре ссию,
перенапряжение,
способствуют
восстановлению
сил,
нормализуют
эмоциональный
фон
деятельности,
а
также
усиливающим
мобилизацию
ресурсов организма.
Применяемое на занятиях оборудование сенсорной комнаты направлено
на снятие мышечного напряжения, коррекцию детского поведения, улучшению
эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию
нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой
деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний. С
помощью
варьирования
различных
элементов
создается
комфорта
и
безопасности, повышает эффективность любых мероприятий, направленных на
укрепление психического, физического и психологического здоровья.
Психологическое
здоровье
детей
дошкольного
возраста
напрямую
зависит от его эмоционального благополучия в условиях ДОУ, а именно от его
успешной адаптации, развития навыков общения со сверстниками и взрослыми
и
эмоциональной
сферы.
Психологическое
сопровождение
детей
должно
осуществляться в этом направлении.