Автор: Новокрещенова Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ ООШ с.Коноваловка
Населённый пункт: с. Коноваловка Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: План реализации проекта "Осенняя палитра" в разновозрастной группе
План реализации проекта
по теме «Осенняя палитра» в разновозрастной группе ДОУ
Структурное подразделение Государственного бюджетного образовательного учреждения
Основной общеобразовательной школы с. Коноваловка муниципального района Борский
Самарской области
Подготовил воспитатель : Новокрещенова Т.П.
Цель:
1. Продолжать формировать представления детей о времени года осень.
2. Расширять представления детей об осени через произведения искусства (поэтического,
изобразительного и музыкального)
3. Познакомить с календарём погоды и научить его вести.
4. Формировать обобщённые представления об осенних изменениях в живой и неживой
природе
5. Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе.
Непосредственно образовательная деятельность
Продуктивная деятельность
Рисование
НОД 1 Тема: «Кисть рябинки, гроздь калинки» (2мл., ср. гр)
Цель: Учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками
по
выбору,
а
листок
–
приемом
ритмичного
примакивания
ворса
кисти.
Закрепить
представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Развивать чувство ритма и
цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений
о природе (И.А. Лыкова, «Цветные ладошки» сред. Гр., с.46)
НОД 1 Тема: «Лес, точно терем расписной..» (ст., подг. гр)
Цель:
учить
детей
создавать
образы
разных
деревьев,
кустов
и
составлять
из
них
коллективную
композицию
«Осенний
лес»,
подбирая
красивые
цветосочетания.
Побуждать к поиску оригинальных способов создания кроны деревьев. Поощрять детей
воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства. природе
(И.А. Лыкова «Цветные ладошки» подг. гр , с.52)
НОД 2 Тема: «Осенние листья» (краски осени) (ст., подг. гр)
Цель:
Учить
рисовать
с
натуры,
передавая
форму
и
окраску
осенних
листьев.
Совершенствовать
изобразительную
технику
(смешивать
акварельные
краски
для
получения
сложных
оттенков
и
передачи
осеннего
колорита.
Познакомить
с
новым
способом получения изображения -наносить краску на листья, стараясь передать окраску,
и печатать ими на бумаге. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои
представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки
объектов
и
явлений
природы;
поддерживать
творческие
проявления.
(И.А.
Лыкова
«Цветные ладошки» ст.гр., с. 50)
Лепка
НОД 1Тема: «Грибы на пенечке и мухомор» (2мл.-ср.)
Цель: Учить детей лепить грибы конструктивным способом из 3-4 частей. Показать
приемы моделирования шляпки гриба: раскатывание шара и сплющивание в форму диска.
Обратить внимание на необходимость прочного и аккуратного соединения частей. Детям
средней
группы
показать
рациональный
способ
изготовления
крапин
для
шляпки
мухомора:
раскатывание
жгутика
и
разрезание
стекой
на
мелкие
кусочки.
Уточнить
представление о строении мухомора для точной передачи формы и пропорций частей.
Воспитывать интерес к познанию природы. (И.А. Лыкова. «Цветные ладошки» ср. гр.,
с.44, мл.гр., с. 44)
НОД 1 Тема: «Листья танцуют и превращаются в деревья» (ст., подг. гр)
Цель:
Вызвать
у
детей
желание
делать
лепные
картины.
Познакомить
с
техникой
рельефной
лепки.
Предложить
на
выбор
приемы
декорирования
лепного
образа:
рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись. Развивать
чувство формы и композиции. (И.А. Лыкова. «Цветные ладошки» ст. гр., с.46)
Аппликация
НОД 1 Тема: «Тучи по небу бежали» (2мл., ср. гр)
Цель: Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезать узкие полоски
бумаги серого, синего, голубого и белого цвета на кусочки и наклеивать в пределах
нарисованного контура - дождевой тучи. Вызвать интерес к созданию выразительного
цветового образа. Развивать мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук.
Воспитывать
самостоятельность,
уверенность,
интерес
к
художественному
экспериментированию. (И.А. Лыкова «Цветные ладошки», ср. гр., с.50)
НОД 1 Тема: «Осенние картины» (ст., подг. гр)
Цель: Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала
-засушенных листьев, лепестков, семян; развивать чувство цвета и композиции.
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять ее
красоту в аранжировках и флористических композициях. (И.А. Лыкова. «Цветные
ладошки» подг. гр., с. 50)
Коммуникативная деятельность
Коммуникация
НОД 1 Тема: «Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» (ст., подг. гр)
Цель: Связная речь: учить передавать художественный текст последовательно и точно, без
пропусков и повторений;
Словарь и грамматика: учить разным способом образования степеней сравнения
прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и
глаголам;
ЗКР: учить не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить
двустишие с разной силой голоса. (О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет, с. 137)
НОД 1 Тема: «Здравствуй осень золотая» (2мл., ср. гр)
Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени. Уточнять и
расширять активный словарь детей по теме «Осень». Формировать умение составлять
рассказ об Осени. Формировать представление о признаках Осени. Развивать
воображение, мыслительную деятельность, кругозор, память, речь. Воспитывать
бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.(Метод. копилка)
Ознакомление с грамотой
НОД 1 Тема: «Знакомство со звуком»
Цель: Закрепить у детей умение находить звук, чаще всего встречающийся в
стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного звука и
находить место звука в слове. (№6)
Художественная литература и фольклор
НОД 1 Тема: «Стихотворение И. Мазнина «Осень» (2мл., ср. гр)
Цель: Закрепить знания о признаках осени; воспитывать эмоциональное восприятие
картины осеней природы; формировать умение выражать свои впечатления в образном
слове, выразительно читать стихотворение наизусть, передавая интонацией задумчивость,
грусть. (О.С. Ушакова Ознакомление дошкольников с художественной литературой и
развитие речи с.92)
НОД 1 Тема: «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г.Скребицкого
«Осень» (ст., подг. гр)
Цель: формировать эмоциональное восприятие произведений живописи; учить передавать
свои впечатления; обогащать словарь определениями; активизировать использование в
речи глаголов, синонимов антонимов. (О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с
художественной литературой и развитие речи» с.109)
Познавательно-исследовательская деятельность
Ознакомление с окружающим миром
НОД 1 Тема: «Осень в родном краю» (2мл., ср. гр)
Цель: Формировать у детей знания о признаках осени. Учить различать фрукты и овощи,
грибы, ягоды. Развивать устную речь, познавательную активность. Воспитывать умение
видеть красоту природы. (Метод. копилка)
НОД 1 Тема: «Осень, осень, в гости просим» (ст., подг. гр.)
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе
(короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение
температуры воздуха). Конкретизировать представления детей о диких животных осенью,
и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).
Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих птицах, насекомых
осенью. (Метод. копилка)
Конструирование
НОД 1 Тема: «Строительство осенних дорожек» (2мл., ср. гр)
Цель: Формировать у детей представление о протяженности предметов. Познакомить с
разными способами соединения деталей при построении узких дорожек для пешеходов и
широких дорог для машин. Развивать представление о правилах дорожного движения.
Совершенствовать конструктивные умения. Знакомить с сезонными изменениями в
природе. Вызвать интерес к деятельности с деревянным строительным материалом.
Прививать любовь к природе. (Метод. копилка)
НОД 1 Тема: «Конструирование из бумаги «Осенние веточки»
Цель: Расширять знания о многообразии растительного мира, об осеннем колорите.
Формировать познавательный интерес к природе. Учить детей передавать в работе
характерные особенности внешнего вида разных деревьев. Показать значение листопада в
жизни растений. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в
художественной деятельности: цвет, материал, композиция. Развивать навыки работы с
бумагой, выполнения аккуратных, точных сгибов. (Метод. копилка)
Совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
Наблюдения:
1.
За изменением осенней погоды
2.
Деревья и кустарники нашего участка осенью
3.
За грачевником
4.
Ищем приметы осени
5.
За насекомыми
Беседы
1.
«Погода осенью».
2.
«Почему осенью опадают листья с деревьев»
3.
«Что нам осень подарила»
4.
«Как изменилась наша одежда осенью»
5.
«Такая разная осень»
Дидактические игры:
1.
«Осенние приметы»
Цель: закреплять знания о приметах осени, о сезонных изменениях в природе,
развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.
2.
«Запасы зверей»
Цель: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду,
закрепить знания о подготовке животных к зиме, развивать внимание, память,
наблюдательность.
3.
«С какого дерева лист?»
Цель: совершенствовать умение дифференцировать деревья по их стволам и
осенним листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
4.
«Осенний пейзаж»
Ребёнку можно передвигать картинки на дерево и под дерево так, чтобы получился
осенний пейзаж. Во время действий ребёнок рассказывает, что делает.
Цель: закрепить знания об осенних изменениях в природе, развивать связную речь.
5.
«Оденем Таню на прогулку»
Цель: учить подбирать одежду для разного сезона, закрепить знания детей о
демисезонной одежде. Научить правильно называть элементы одежды.
Сюжетно-ролевые игры:
1.
Магазин «Овощи-фрукты»
2.
Поездка за грибами
3.
Осенняя ярмарка
4.
Семья. Собираемся на прогулку в лес.
5.
Магазин семян
Чтение художественная литература:
1.
Н.Сладков. «Осень на пороге»
2.
И.Токмакова «Разговор старой ивы с дождем», «Деревья», «Дуб»
3.
К.Ушинский «Спор деревьев», «Четыре желания»
4.
И.С. Соколов-Микитов «Осень», «Листопадничек», «Лес осенью»
5.
Г. Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся»
6.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
7.
Крылов «Стрекоза и муравей»
8.
В. Строков «Насекомые осенью»
9.
В.А. Сухомлинский «Осенний наряд», «Как начинается осень», «Осенние дожди»
10. К.Г. Паустовский «Рассказ про осень», «Прощание с летом»
11. В. Бианки «Синичкин календарь»
12. Е. Трутнева «Осень»
13. А. Плещеев «Осень наступила»
14. А.Фет «Осень»
15. А.Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Рассматривание:
1.
Картина И. Левитана «Золотая осень»
2.
И.С. Остроухова «Золотая осень»
3.
Иллюстраций по теме «Осень»
4.
Иллюстраций к литературным произведениям об осени.
5.
Рассматривание гербария «Осенние листья»
Пальчиковая гимнастика
1.
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь
2.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
3.
«Осень»
Ветер северный подул, - подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на
стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу
снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу
4.
«Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую
сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на
каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»