Авторы: Семенова Ольга Николаевна, Лебедева Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №49
Населённый пункт: г. Североморск, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Почему появился светофор"
Проект «Почему появился светофор?»
О.Н. Семенова, Е. А. Лебедева, МБДОУ д/с 49 ,
г. Североморск
Актуальность темы
Понятие безопасность прочно вошло в жизнь человека. Практически на
каждом шагу мы сталкиваемся с разными его вариациями.
Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-
транспортных происшествий с участием детей и подростков. Поэтому
обеспечение безопасности движения, связанного с предупреждением детского
дорожно-транспортного травматизмом стало важной государственной задачей.
С самого раннего возраста ребёнок становится участником дорожного
движения: он или пешеход, который вместе с родителями идёт по улице, или
пассажир, который едет в автомобиле с родителями.
Что же такое безопасность на дороге? Почему данное понятие является
неотъемлемой частью жизни не только взрослого человека, но и ребенка,
почему так важна профилактическая работа с дошкольниками? Мы постарались
дать ответ вместе с детьми в рамках проекта.
Цель проекта: воспитание у дошкольников осознанного отношения к
соблюдению правил безопасности движения, на основе детского исследования
«Почему появился светофор?»
Задачи:
1.
Дать знания о правилах безопасного поведения на дороге.
2.
Познакомить детей с историей светофора, его особенностями.
3.
Закрепить знания детей о назначении светофора при движении пешеходов
и транспорта.
4.
Познакомить детей с различными видами светофора.
5.
Сформировать у детей понимание того, почему поставлены памятники
светофору.
6.
Развивать способность практически применять полученные знания в
дорожно-транспортной среде.
7.
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и
безопасного образа жизни среди родителей.
8.
Расширение представлений детей о работе ГИБДД.
9.
Привлечь детей к проведению акции среди пешеходов «Засветись».
Тип проекта: информационно-исследовательский
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения
проекта:
•
альбомы, журналы
•
фотографии
•
интернет-материалы
•
книги
•
экскурсии
Длительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители ,
сотрудники ГИБДД.
Проблема по запросу детей «Почему появился светофор?»
Предполагаемый результат:
•
сформирован интерес к познанию новой информации о безопасном
поведении на дороге;
•
расширены представления детей об окружающей дорожной среде и
правилах дорожного движения.
•
сформированы навыки спокойного, уверенного, культурного и
безопасного поведения в дорожно-транспортной среде; понимание
значения предвидеть опасные ситуации и обходить их;
родители стали непосредственными активными участниками проектной
деятельности совместно с детьми
Организационный этап:
Проблемы, поднятые самими детьми:
1.
Светофор нам друг или враг?
2.
Обсуждение проблемы детьми
3.
Что мы знаем о светофоре?
4.
Когда и где появился первый светофор?
5.
Виды светофоров?
6.
Что находится внутри светофора?
7.
Что будет, если все светофоры сломаются?
8.
Кто может заменить светофор?
9.
Что можно рассказать детям о светофоре?
10.Как рассказать детям о светофоре?
Основной этап:
1.
Экскурсия в ГИБДД
2.
Целевые прогулки к проезжей части , где находится светофор и
пешеходный переход (с привлечением родителей);
3.
Цикл бесед «Как вести себя, чтобы не случилось беды»
4.
Клуб интересных встреч
5.
Цикл познавательных бесед с решением детьми проблемных вопросов
(«Светофор»)
6.
Изготовление детьми макетов домов и создание макета улиц г.
Североморска с перекрестками улицы
7.
Привлечение детей к разработке лэпбука «Школа Светофора»
8.
Участие детей в досуговых мероприятиях: «Правила дорожного
движения»
9.
Детские исследования и экспериментирование:, «Почему колесо
круглое?», «Почему нас бережет фликер (светоотражающий значок)?»
10.Чтение литературных произведений С. Михалков «Светофор», «Если свет
зажёгся красный», М. Пляцковского «Светофор», А. Северный «Три
чудесных цвета», Я. Пишумов «Пешеходный светофор », О.Туртин «Для
чего нам светофор» Г.Георгиев. «Светофор» С. Яковлев «Нужно
слушаться без спора», Б. Житков «Светофор».
11.Поисковая деятельность: на основе энциклопедий, информации в
интернете совместно с родителями дети узнают историю светофора;
12.Игровая деятельность: дидактических игр по ПДД («Подумай-Отгадай»,
«Красный –Зеленый», «Какой это знак?», «Собери машину»,
«Светофор»), сюжетно-ролевые игры(«Переведем кукол через дорогу»,
«Пешеходы», «Пассажиры», «Автобус». ); подвижные игры:
«Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Пешеходы и
транспорт», « Найди свой цвет», «Светофор»), настольные игры
(«Дорожные знаки», «Помощник светофора»); строительные игры, игры
с мобилями.
13. Театральная деятельность: инсценировки « Как нельзя себя вести на
проезжей части».
14.Просмотр мультфильма: Уроки тетушки Совы «Азбука безопасности на
дороге», Мой приятель светофор.
15.Прослушивание аудиозаписи: «Звуки улицы»
16.Решение проблемно-игровых ситуаций «Безопасность на дороге», «Как
безопасно подойти к детскому саду?».
17.Создание детьми альбомов «Светофоры на улицах г. Североморска» ,
иллюстрации о ПДД
18.Конструирование из бумаги машин «Такие разные машины»
19. Художественно-творческая продуктивная деятельность детей: рисование
«Перекресток», аппликация «Светофорик»
20. Изготовление макета транспортного светофора; Создание светофора
будущего
21.Выпуск газеты с участием взрослых и детей «Правила дорожного
движения»
Заключительный этап работы:
1.
Мультимедийные презентации детей и родителей «Почему появился
светофор?» на родительских собраниях, транслирование детьми данного
материала для детей детского сада
2.
Выставки детских работ по теме «Безопасность на дороге».
3.
Транслирование результатов Проекта на официальном сайте МБДОУ д/с
№ 49
Итоги работы
Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а
пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора, узнали о его истории
возникновения, о видах светофора. Имеют представления о видах транспорта,
об особенностях их передвижения. Знают, какие правила безопасного
поведения необходимо соблюдать на дороге.
Из всей проделанной работы дети сделали вывод, что светофор является
другом, как для водителей , так и для пешеходов.
Литература:
1.Интернет-ресурсы
2. Данилова Т.И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста
ПДД. - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
3.Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф.
Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера,
2008.
4.Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная
Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
5.Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице:
Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007.