Напоминание

"Дидактическая игра как средство развития фонематических процессов у детей"

Автор: Семенова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №49
Населённый пункт: г. Североморск, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дидактическая игра как средство развития фонематических процессов у детей"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Дидактическая игра как средство развития

фонематических процессов у детей средней группы.

О. Н. Семенова, МБДОУ д/с 49,

г. Североморск, воспитатель

Хорошая

речь

-

важнейшее

условие

всестороннего,

полноценного

развития

детей.

Основные

задачи

развития

речи

воспитание

звуковой

культуры

речи,

обогащение

и

активизация

словаря,

формирование

грамматического

строя,

обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

Игра, как ведущий вид деятельности детей – дошкольников, является основным

и

очень

действенным

инструментом

в

развитии

речи.

Играющий

ребенок

непрерывно говорит.

Дидактическая игра как средство развития фонематических процессов у детей

средней

группы

важнейшее

условие

воспитания

звуковой

культуры

речи,

обогащения и активизации словаря, формирование грамматического строя и

обучения связной речи.

Реализуя поставленную цель по формированию и развитию фонематического

восприятия, речевых умений и навыков мы работали в режиме трех этапов:

подготовительного;

развивающего;

закрепляющего.

В

процессе подготовительного

этапа

мы

разработали

систему

игр

на

знакомство с неречевыми звуками, их цель подвести детей к пониманию того,

что неречевыми звуками нельзя выражать мысли, т.е. говорить. Мы:

Слушали

звуки

природы,

слушали

тишину.

Дети

отвечали

и

на

проблемные

вопросы

-

«Можно

ли

составить

рассказ

неречевыми

звуками?» «Скажи слово с закрытым ртом»; рассуждения детей «Почему

не поняли?; «Почему мы понимаем, что говорит мама и папа?»

Играли в игры на различение

неречевых звуков: «Узнай по звуку»,

«Угадай,

на

чем

играю?»,

«Веселые

гномики»,

«Полянка,

«Где

позвонили», «Угадай, кто идет», « Тихо - громко».

Очень интересно прошла игра-эксперимент: «Что «сказала» собака?». В

ходе этого эксперимента дети стали осознали, что собака не говорит, как

человек, а произносит звуки и ее понять невозможно.

Например: игра «Веселые гномики»

Цель: развитие слухового внимания.

Средства: баночки

из-под

йогурта

в

виде

гномиков

с

различными

наполнителями.

Ход игры:

-Ребята, посмотрите, какие гномики пришли к нам в гости.

-Хотите с ними поиграть? Воспитатель предлагает детям погреметь и услышать

звуки, издаваемые ими. Можно уточнить у детей, какая из гномиков гремит

тихо, какая громче и, наконец, какая баночка издаёт самый громкий звук.

Потом воспитатель прячет одного гномика за ширму и гремит ею, предлагая

детям угадать наполнитель в баночке.

Например: игра «Где позвонили»

Цель:

развитие

направленности

слухового

внимания,

умения

определять

направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок

закрывает

глаза,

Вы

встаете

в

стороне

от

него

и

тихо

звоните

(гремите,

шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с

закрытыми

глазами

рукой

показать

направление,

потом

открыть

глаза

и

проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди,

сверху, справа, снизу.

В

процессе развивающего этапа интересно проходят игры-эксперименты

на

знакомство

с

речевым

аппаратом.

Это

игры

предполагают

детские

рассуждения

по

поводу:

«Почему

не

поняли,

что

сказали?»,

«Какие

есть

помощники,

которые

помогают

произносить

слова?

Таким

образом,

дети

пришли к пониманию, что для того, чтобы сказать слово нужны: губы, зубы,

язык, надо дышать, когда говоришь, т.е. нужен речевой аппарат.

Дети

очень

любят

игры

-

«гримасы»

по

подражанию

(надуем

щеки,

вытянем губы трубочкой);

Игры на определение высоты, силы, и тембра голоса: «Три медведя»

(тембр), «Дует ветер» (сила голоса).

Следующие игры – это игры на определение речевых звуков – в слове:

1.

«Загадки про слова» (дифференциация близких по звучанию слов),

«Кто в домике живет» (слова длинные и короткие);

Например: игра «Загадки про слова»

Цель: дифференциация близких по звучанию слов. Какое слово получится,

если заменить первый звук в данном слове на звук [ж]? Печь – (жечь),

вил – (жил), зал – (жал),руки – (жуки),Сеня – (Женя),пора – (жара).

Например: игра «Кто в домике живет»

Цель: Закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной

последовательности, в разных словах разное количество звуков

Описание игры. Педагог показывает картинки и говорит, что в разных словах

разное

количество

звуков,

а

от

того,

сколько

звуков

в

слове,

зависит

длительность

его

звучания.

Дети

должны

разместить

картинки

по

своим

домикам.

2.

Игры

на

различение

фонем:

«Собери

ромашку»,

«Украшаем

шапки», Мы едем, едем,», «Веселые путешественники», «Живое -

неживое».

Например: игра «Живое-неживое»

Цель: Дифференциация звуков Ш-Ж.

Ход игры: Игра состоит из игрового поля и 24 маленьких картинок с живыми и

неживыми предметами. На игровом поле два окошка, в первое окошко кладутся

живые предметы (под ним нарисовано сердечко), во второе окошко кладутся

неживые предметы (под ним нарисовано перечёркнутое сердечко). Игровое

поле находится у ребёнка, маленькие карточки у педагога. Педагог показывает

по одной картинке, а ребёнок должен определить живой или неживой этот

предмет и положить в соответствующее окошко, составив словосочетание.

Например: Лягушка живая, жилет неживой.

Картинки: лягушка, ёж, морж, жираф, кошка, лошадь, мышка, жук, мартышка,

жаба, кукушка, шмель, кошелёк, шкаф, чашка, жёлудь, жилет, шляпа, флажок,

тележка, пушка, шарик, снежинка, шоколад.

Игра «Собери ромашку»

Цель: Автоматизация и дифференциация звука в словах.

Ход игры: Педагог кладет на стол серединку от цветка, лепестки отдельно от

серединки. Ребенку дается задание - собрать ромашку из лепестков, нужно

выбрать только те лепестки, на которых есть картинки с заданным звуком.

Когда ребенок собрал ромашку, определяет, где находится заданный звук, в

начале, середине или в конце слова.

В процессе закрепляющего этапа дети знакомятся с гласными и согласными

звуками,

упражняются

в

выделении

заданного

звука

в

словах,

в

умении

подбирать слова на заданный звук. Например: игра «Звуковые часы», «Цепочка

слов», «Найди звук в слове» и т.д.

Например: игра «Звуковые часы»

Цель: Учить детей измерять длину слов.

Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить

хлопками количество слогов в слове.

Назови слово на заданный звук»

Взрослый называет звук и предлагает ребенку назвать на этот звук слово.

Вариант 2

Цель: Учить детей определять первый звук в слове.

Ход: Педагог, установив, стрелку напротив картинки предлагает интонационно

выделить первый звук в этом слове, назвать его.

Например: игра «Найди звук в слове»

Цель. Учить определять место расположения звука в слове, определение мягких и

твердых согласных

Оборудование:

домики

с

окошками,

картинки,

в

названиях

которых

есть

определенный звук, занимающий в слове разные позиции.

Описание игры. Перед детьми располагается дома, дети должны расселить по

домам: в первом - те, в названии которых заданный звук находится в начале

слова, во втором - в середине слова, в третьем - в конце.

Так же можно определять твердые и мягкие согласные.

Анализируя результаты своей работы, я могу сказать, что игры способствуют

развитию фонематических процессов, связной речи; происходит полноценное

общение со сверстниками и взрослым; они начинают действовать, согласно

правилам

игры;

думают,

рассуждают,

т.е.

формируются

учебные

мотивы

и

потребности.

Список литературы

1.

Дурова

Н.

В.

Фонематика.

Как

научить

детей

слышать

и

правильно

произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 1999. 216с.

3.

Селиверстов

В.

И.

Игры

в

логопедической

работе

с

детьми.

-

М:

Просвещение, 1979. - 192с.

4. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. - М.:

Центрполиграф, 2004.-63с.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для

воспитателя детского сада./ М.: Просвещение, 1988.-64 с.

6.

Швецова

И.

«Формирование

фонематического

восприятия

и

звукового

синтеза

у

дошкольников

с

общим

недоразвитием

речи»

Дошкольное

воспитание. - 2007. - №5, С.71-78.