Автор: Семенова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №49
Населённый пункт: г. Североморск, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дидактическая игра как средство развития фонематических процессов у детей"
Дидактическая игра как средство развития
фонематических процессов у детей средней группы.
О. Н. Семенова, МБДОУ д/с 49,
г. Североморск, воспитатель
Хорошая
речь
-
важнейшее
условие
всестороннего,
полноценного
развития
детей.
Основные
задачи
развития
речи
–
воспитание
звуковой
культуры
речи,
обогащение
и
активизация
словаря,
формирование
грамматического
строя,
обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Игра, как ведущий вид деятельности детей – дошкольников, является основным
и
очень
действенным
инструментом
в
развитии
речи.
Играющий
ребенок
непрерывно говорит.
Дидактическая игра как средство развития фонематических процессов у детей
средней
группы
важнейшее
условие
воспитания
звуковой
культуры
речи,
обогащения и активизации словаря, формирование грамматического строя и
обучения связной речи.
Реализуя поставленную цель по формированию и развитию фонематического
восприятия, речевых умений и навыков мы работали в режиме трех этапов:
подготовительного;
развивающего;
закрепляющего.
В
процессе подготовительного
этапа
мы
разработали
систему
игр
на
знакомство с неречевыми звуками, их цель подвести детей к пониманию того,
что неречевыми звуками нельзя выражать мысли, т.е. говорить. Мы:
•
Слушали
звуки
природы,
слушали
тишину.
Дети
отвечали
и
на
проблемные
вопросы
-
«Можно
ли
составить
рассказ
неречевыми
звуками?» «Скажи слово с закрытым ртом»; рассуждения детей «Почему
не поняли?; «Почему мы понимаем, что говорит мама и папа?»
•
Играли в игры на различение
неречевых звуков: «Узнай по звуку»,
«Угадай,
на
чем
играю?»,
«Веселые
гномики»,
«Полянка,
«Где
позвонили», «Угадай, кто идет», « Тихо - громко».
•
Очень интересно прошла игра-эксперимент: «Что «сказала» собака?». В
ходе этого эксперимента дети стали осознали, что собака не говорит, как
человек, а произносит звуки и ее понять невозможно.
Например: игра «Веселые гномики»
Цель: развитие слухового внимания.
Средства: баночки
из-под
йогурта
в
виде
гномиков
с
различными
наполнителями.
Ход игры:
-Ребята, посмотрите, какие гномики пришли к нам в гости.
-Хотите с ними поиграть? Воспитатель предлагает детям погреметь и услышать
звуки, издаваемые ими. Можно уточнить у детей, какая из гномиков гремит
тихо, какая громче и, наконец, какая баночка издаёт самый громкий звук.
Потом воспитатель прячет одного гномика за ширму и гремит ею, предлагая
детям угадать наполнитель в баночке.
Например: игра «Где позвонили»
Цель:
развитие
направленности
слухового
внимания,
умения
определять
направление звука.
Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок
закрывает
глаза,
Вы
встаете
в
стороне
от
него
и
тихо
звоните
(гремите,
шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с
закрытыми
глазами
рукой
показать
направление,
потом
открыть
глаза
и
проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди,
сверху, справа, снизу.
В
процессе развивающего этапа интересно проходят игры-эксперименты
на
знакомство
с
речевым
аппаратом.
Это
игры
предполагают
детские
рассуждения
по
поводу:
«Почему
не
поняли,
что
сказали?»,
«Какие
есть
помощники,
которые
помогают
произносить
слова?
Таким
образом,
дети
пришли к пониманию, что для того, чтобы сказать слово нужны: губы, зубы,
язык, надо дышать, когда говоришь, т.е. нужен речевой аппарат.
•
Дети
очень
любят
игры
-
«гримасы»
по
подражанию
(надуем
щеки,
вытянем губы трубочкой);
•
Игры на определение высоты, силы, и тембра голоса: «Три медведя»
(тембр), «Дует ветер» (сила голоса).
Следующие игры – это игры на определение речевых звуков – в слове:
1.
«Загадки про слова» (дифференциация близких по звучанию слов),
«Кто в домике живет» (слова длинные и короткие);
Например: игра «Загадки про слова»
Цель: дифференциация близких по звучанию слов. Какое слово получится,
если заменить первый звук в данном слове на звук [ж]? Печь – (жечь),
вил – (жил), зал – (жал),руки – (жуки),Сеня – (Женя),пора – (жара).
Например: игра «Кто в домике живет»
Цель: Закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной
последовательности, в разных словах разное количество звуков
Описание игры. Педагог показывает картинки и говорит, что в разных словах
разное
количество
звуков,
а
от
того,
сколько
звуков
в
слове,
зависит
длительность
его
звучания.
Дети
должны
разместить
картинки
по
своим
домикам.
2.
Игры
на
различение
фонем:
«Собери
ромашку»,
«Украшаем
шапки», Мы едем, едем,», «Веселые путешественники», «Живое -
неживое».
Например: игра «Живое-неживое»
Цель: Дифференциация звуков Ш-Ж.
Ход игры: Игра состоит из игрового поля и 24 маленьких картинок с живыми и
неживыми предметами. На игровом поле два окошка, в первое окошко кладутся
живые предметы (под ним нарисовано сердечко), во второе окошко кладутся
неживые предметы (под ним нарисовано перечёркнутое сердечко). Игровое
поле находится у ребёнка, маленькие карточки у педагога. Педагог показывает
по одной картинке, а ребёнок должен определить живой или неживой этот
предмет и положить в соответствующее окошко, составив словосочетание.
Например: Лягушка живая, жилет неживой.
Картинки: лягушка, ёж, морж, жираф, кошка, лошадь, мышка, жук, мартышка,
жаба, кукушка, шмель, кошелёк, шкаф, чашка, жёлудь, жилет, шляпа, флажок,
тележка, пушка, шарик, снежинка, шоколад.
Игра «Собери ромашку»
Цель: Автоматизация и дифференциация звука в словах.
Ход игры: Педагог кладет на стол серединку от цветка, лепестки отдельно от
серединки. Ребенку дается задание - собрать ромашку из лепестков, нужно
выбрать только те лепестки, на которых есть картинки с заданным звуком.
Когда ребенок собрал ромашку, определяет, где находится заданный звук, в
начале, середине или в конце слова.
В процессе закрепляющего этапа дети знакомятся с гласными и согласными
звуками,
упражняются
в
выделении
заданного
звука
в
словах,
в
умении
подбирать слова на заданный звук. Например: игра «Звуковые часы», «Цепочка
слов», «Найди звук в слове» и т.д.
Например: игра «Звуковые часы»
Цель: Учить детей измерять длину слов.
Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить
хлопками количество слогов в слове.
Назови слово на заданный звук»
Взрослый называет звук и предлагает ребенку назвать на этот звук слово.
Вариант 2
Цель: Учить детей определять первый звук в слове.
Ход: Педагог, установив, стрелку напротив картинки предлагает интонационно
выделить первый звук в этом слове, назвать его.
Например: игра «Найди звук в слове»
Цель. Учить определять место расположения звука в слове, определение мягких и
твердых согласных
Оборудование:
домики
с
окошками,
картинки,
в
названиях
которых
есть
определенный звук, занимающий в слове разные позиции.
Описание игры. Перед детьми располагается дома, дети должны расселить по
домам: в первом - те, в названии которых заданный звук находится в начале
слова, во втором - в середине слова, в третьем - в конце.
Так же можно определять твердые и мягкие согласные.
Анализируя результаты своей работы, я могу сказать, что игры способствуют
развитию фонематических процессов, связной речи; происходит полноценное
общение со сверстниками и взрослым; они начинают действовать, согласно
правилам
игры;
думают,
рассуждают,
т.е.
формируются
учебные
мотивы
и
потребности.
Список литературы
1.
Дурова
Н.
В.
Фонематика.
Как
научить
детей
слышать
и
правильно
произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.
2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 1999. 216с.
3.
Селиверстов
В.
И.
Игры
в
логопедической
работе
с
детьми.
-
М:
Просвещение, 1979. - 192с.
4. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. - М.:
Центрполиграф, 2004.-63с.
5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для
воспитателя детского сада./ М.: Просвещение, 1988.-64 с.
6.
Швецова
И.
«Формирование
фонематического
восприятия
и
звукового
синтеза
у
дошкольников
с
общим
недоразвитием
речи»
Дошкольное
воспитание. - 2007. - №5, С.71-78.