Автор: Мотузенко Виктория Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 74"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Укрепление и целостное развитие психической, духовной и социальной составляющих здоровья детей с особенностями развития с помощью музыкотерапии
РОЛЬ МУЗЫКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ
СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Мотузенко Виктория Юрьевна
Педагог-психолог
МБДОУ МО г.Краснодар
«Детский сад № 74»
–
Что такое музыка?
Она
занимает
место
между
мыслью
и
явлением; как предрассветная посредница,
стоит
она
между
душой
и
материей;
родственная обоим, она отлична от них; это
дух, нуждающийся в размеренном времени;
это материя, но материя, которая обходится
без пространства.
Жан Поль
Уже многие столетия человечество задумывается о влиянии музыки на организм
человека. Музыка издревне сопровождает людей в разные периоды жизни.
В
древние века эмоции и чувства древние люди передавали с помощью барабанов,
там-тамов и других шумовых инструментов.
Многие из нас ощутили воздействие
музыки маршевого характера. Особенно
популярна она была в советские годы (например: «Нам песня строить и жить
помогает..»,
«Кипучая,
могучая…»
музыка
маршевого
характера
стимулирует
мобилизирует
людей,
причем
походные
марши
повышают
выносливость
организма, они имеют ритм ниже сердечного; а парадные марши бодрят, их ритм
быстрее. Даже некоторые музыкальные интервалы воздействуют на человека тем
или иным способом. Наглядным и показательным примером будет являться кварта
в
начале
маршевого
произведения.
Звучание
этого
интервала
побуждает
к
действию: «Вставай страна огромная…», «Вставай проклятьем заклеймёйнный..»,
и
гимн
нашей
страны…
В
современном
мире
музыку
преимущественно
маршевого
характера
используют
как
корпративные
гимны,
объединяющие
различные профессиональные коллективы.
Музыка
разных
стилей
оказывает
различное
действие
на
организм
человека.
Спокойная
музыка
умиротворяет,
облегчает
засыпание.
Наиболее
благотворен
диапазон
звучания,
близкий
к
ритму
сердца
и
дыхания.
Интересно,
что
при
звучании музыки работают оба полушария мозга. Правое полушарие анализирует
мелодию и тембр, а левое – ритм. Именно благодаря разным гармоникам музыка
воздействует на системы и органы человеческого организма. Учеными доказано,
что минорные мелодии снижают внимание и продуктивность мозга, а мажорные –
повышают те же параметры.
Так
на
основе
музыки
Моцарта
построена
целая
система
работы
в
методе
музыкотерапии в США. Эти исследователи
высказали гипотезу, что музыка может
быть некой доязыковой формой «речи», которая формирует процессы мышления
до
того,
как
ребенок
научился
понимать
родной
язык
и
сам
разговаривать.
Музыкальными сочинениями Моцарта впечатлился и
французский доктор А.
Томасис.
Он
изучал
воздействие
музыки
на
внутриутробный
плод
и
на
новорожденного ребенка. В нашей стране над данной проблемой работал Михаил
Лазарев, который установил, что
не только музыка, но и ритм речи, а также
интонация общения с ребенком, в том числе и с еще не родившимся на свет, имеет
огромное значение для формирования его правильной речи и слуха. Поэтому не
только музыка для беременных, но и прослушивание беременной женщиной и
грудным
ребенком
мелодичной
поэзии,
мелодекламации
дает
большой
положительный эффект в развитии ребёнка.
В
наших
реалиях,
к
сожалению,
все
чаще
можно
встретиться
с
феноменом
«засушенного
сердца»,
описанным
Л.С.
Выготским,
под
этим
термином
понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во
взаимоотношениях людей. Одним из лучших средств для того, чтобы размягчить
«черствое» сердце ребенка является музыкотерапия. Музыка
в совокупности с
психологическими упражнениями дает значительные сдвиги в работе по данному
направлению.
В
своей
практике
этот
метод
могут
использовать
не
только
музыкальные руководители и психологи, но и другие педагоги ДОО.
В условиях детского сада музыкотерапия может использоваться в пассивной и
активной форме. В пассивном восприятии музыки образы стимулируют фантазию
и воображение. Создают эмоциональную атмосферу, согласно ситуации задается
характер,
темп,
ритм.
Музыка
признается
самым
действенным
из
вспомогательных средств и с давних пор используется как лечебный фактор. С
помощью
музыкального
ритма
можно
установить
равновесие
в
деятельности
нервной
системе
ребенка,
умерить
слишком
возбужденные
темпераменты
и
активизировать заторможенных детей. Слушание музыки может предварять этюд,
может быть фоном
.
Выделяют несколько вариантов использования метода в
активной
форме:
игра,
движение,
импровизация.
Игра,
основанная
на
импровизационных,
ролевых,
деятельностных
ситуациях,
активизирующих
эмоционально-регулятивную, коммуникативную, социально- нравственную сферу
дошкольников,
включающих
в
процесс
музыкального
творчества.
Результаты
современных исследований в области влияния музыки на ребенка дают почву для
размышлений
о
необходимости
более
глубокого
внедрения
музыкального
искусства в учебный процесс. У дошкольников, преобладает наглядно-образное
мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности, для них
характерна
игровая
деятельность.
Специфика
музыкального
искусства,
его
художественно-образная
природа
как
нельзя
лучше
отвечает
личностным
потребностям ребенка дошкольного возраста. Движение под музыку развивает
способность анализировать музыкальный образ, а затем синтезировать его. Такого
рода
мышление
лежит
в
основе
математики,
инженерии
и
многих
других
дисциплин. Дети, занимающиеся пластикой и хореографией, опережают своих
сверстников в умственном развитии, они быстрее усваивают навыки чтения и
умеют яснее выражать свои мысли. Это научно подтвержденный факт. Регулярные
занятия музыкальным движением развивают не только общую моторику, но и
мелкую. Учит детей быть в гармонии с телом и понимать его. Импровизация
помогает
раскрыть
и
реализовать
личностные
и
творческие
способности,
сохранить
и
поддержать
индивидуальность
ребенка,
во спитать
взаимопонимание,
уважительное
отношение
друг
к
другу
.
С
помощью
музыкальной
импровизации
ребята
учатся
выражать
свои
эмоции,
активно
демонстрировать
их.
Импровизация-
верный
путь
познать
самого
себя,
представить свой голос
или тело как музыкальный инструмент.
Танцевальная
импровизация – это танец, рождающийся во время исполнения, это мгновенное
воплощение
музыкального
ритма,
средствами
пластики
тела,
мимики
и
эмоциональной окраски. Импровизацию можно рассматривать как способ поиска
нового, развития творческих способностей, творческой фантазии, воображения,
ассоциативного мышления и ритмопластической свободы. В результате, лечебного
действия
музыкотерапии
у
детей
наблюдалась
гармонизация
личности,
во сст ановлении
и
коррекция
психо эмоционального
со стояния
и
психофизиологических процессов. Можно выделить следующие результаты:
- регуляция (повышение или понижение) эмоционального тонуса ребенка;
- снятие психоэмоционального возбуждения;
- приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
- формирование оптимистического, жизнеутверждающего мироощущения;
- развитие навыков общения со сверстниками;
- развитие умения передавать свои эмоции через музыку, движение, цвет;
- выход из психотравмирующей ситуации посредством восприятия музыки;
- моделирование положительного состояния (катарсиса)
Таким образом, использование музыкотерапии имеет важную роль в развитии
психической
и
духовной
составляющих
здоровья
детей,
являясь
удобным
инструментом для педагогов ДОО.
Список использованной литературы:
Лазарев М.Л. «Здравствуй» Учебно-методическое пособие для педагогов
Петрушин В.И. «Музыкальная психология»
Станиславский К.С. «Работа актёра над собой. Процесс переживания»
Торопова А.В. «Музыкальная психология и психология музыкального
образования»