Автор: Семенова Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: пгт. Спирово Тверская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Зимние забавы"
Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»
Выполнил воспитатель старшей группы Семенова Е.Г.
Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.
Образовательные задачи:
- учить детей составлять логический, эмоциональный и содержательный рассказ;
- закрепить навыки целенаправленного рассматривания картины (целевое
восприятие, последовательное рассматривание картины, отдельных
самостоятельных эпизодов);
- упражнять детей в четком произношении звука «з»- «с». Совершенствовать
фонематическое восприятие;
- активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи: развивать творческую фантазию и воображение детей,
чувство композиции.
Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к
сверстникам, умение слушать своих товарищей, воспитывать интерес к
художественному творчеству.
Интеграция: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Методические приемы: беседа-диалог, составление рассказа, физкультминутки.
Предварительная работа: 1. Беседы о зиме. 2. Чтение художественной
литературы. 3. Наблюдения на прогулке за зимней природой, играми детей.
Материал:
м у л ь т и м е д и й н ы й
п р о е к т о р ,
п о д б о р
с л а й д о в
п о
теме занятия, музыкальная
физкультминутка, картина «Зимние
забавы»,
снежок,
картинки – раскраски на каждого ребенка.
Ход занятия.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном
кружочке. Мне приятно, что у вас хорошее настроение. И мне очень хочется, чтобы
хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня. Я предлагаю вам взяться
за руки, посмотреть друг другу в глаза и передать доброту, тепло и чувство радости.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришел гость, только вы должны отгадать кто
он. Послушайте загадку:
Что за нелепый человек пробрался в 21 век,
Морковкой нос, в руке метла
Боится солнца и тепла, кто это?
Дети: Снеговик.
Воспитатель: Правильно. (Появляется снеговик на экране доски). Снеговик
принес коробочку, что же в ней? Здесь конверт с заданием (открывает конверт,
читает). «Здравствуйте, ребята. Я очень люблю зиму и все, что с ней связано.
Подберите, пожалуйста, ласковые названия для зимних слов: зима, снег, снеговик,
санки, сугроб, снегурка, лед, сосулька, шуба».
Зима - чудесное время года для игр. Когда я была маленькой, я тоже любила
кататься на санках с горки и играть в снежки. Вот и сейчас я хочу поиграть с вами в
снежки. Я буду бросать вам снежок и называть слово. А вы должны его поймать и
назвать это слово ласково.
Дети: Зимушка, снежок, снеговичок, саночки, сугробик, Снегурочка, льдинка,
сосулечка, шубка.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним - какое сейчас время года? (зима).
- назовите мне зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).
- какой сейчас месяц зимы? (январь).
- какая погода бывает зимой? (снежная, суровая, морозная, холодная, солнечная,
веселая, вьюжная и др.)
- чем можно заниматься на улице зимой? (кататься на санках, лыжах, на коньках,
играть в хоккей, в снежки, строить снежные крепости, лепить снеговиков и др.) (после
каждого ответа детей появляется картинка на экране).
Воспитатель: Да, зима – холодное и интересное время года. Ой, а снеговик снова
придумал нам задание. А что бы его выполнить нам надо размять наш язычок,
потому что нам придется много говорить.
- Ребята, я знаю чудесную зимнюю чистоговорку, попробуйте ее повторить:
ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ- за окном морозы,
ЗИ-ЗИ-ЗИ- саночки вези.
ОЗА-ОЗА-ОЗА- на окне ледяная роза,
ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ- озябнешь на морозе.
ИСКО-ИСКО-ИСКО- зимой солнце низко.
АСКА-АСКА-АСКА- вокруг снега сказка,
ИСТО-ИСТО-ИСТО- снег все спрятал чисто.»
Воспитатель: Молодцы, чисто, ясно произнесли чистоговорку.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, наш снеговик принес нам интересную картину о
зиме, о зимних забавах (демонстрирует картину «Зимние забавы»). Ребята, он хочет,
чтобы мы с вами составили рассказ по этой замечательной картине.
Воспитатель: Посмотрим внимательно на картину. Скажите о чем
эта картина? (ответы детей).
-Какое время года здесь изображено? (Зима)
-А почему вы так решили? (Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым
снегом).
-А как одеты дети? (Они одеты в зимнюю, теплую одежду)
-Какая погода на картине? (Зимний, солнечный день. Выпало много снега.)
-Что произошло дальше? (Ребята вышли на прогулку. Каждому нашлось дело по
душе).
-Теперь рассмотрим, что делают дети. Что здесь делают дети? (Малыши лепят
снеговика.
-Как дети его лепят? (Они скатали снежные комья: один большой, другой –
поменьше, третий - самый маленький. Из маленького сделали голову, из пуговиц –
глаза, из морковки – нос. На голову одели ведро. Замечательный получился
снеговик)
- Как ребятишки играют в снежки? (Они бросают снежки друг в друга, по их лицам
видно, что им весело, они громко кричат, что-то может «берегись!», «пли!»
- Рассмотрим детвору, которая катается с горки на санках и лыжах (Дети катаются
на саночках и лыжах с горки. По их лицам тоже видно, что им весело, потому что
санки с горы катятся быстро.)
- А вот ребята катаются на коньках. Расскажите, как они одеты, как катаются?
Придумайте им имена. (Саша и Маша одели коньки, теплый спортивный костюм,
шапку и пошли на каток. Они кружились, скользили по льду. Рисовали лезвием
конька красивые узоры).
- А здесь мальчик катается на лыжах. Он едет по лыжне. У него есть лыжные
палки, чтобы отталкиваться ими от снега. Снега выпало много, лыжи легко скользили
по снегу.
- А если подойти к детям поближе, что можно услышать? (Можно услышать шум,
смех детей, веселые крики, голоса). У них веселое, хорошее настроение.
-Вы рассказали обо всех детях на картине, теперь нам осталось
закончить рассказ. Например: «Долго играли и гуляли ребята, пока не замерзли,
усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться».
- И нам пора отдохнуть. (музыкальная физкультминутка).
-Молодцы, теперь послушайте мой рассказ.
Зимний, солнечный день. Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом.
Ребята одели теплую одежду, вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Одни
дети стали лепить снеговика. Они скатали снежные комья: большой, средний, и из
маленького сделали голову. На голову одели ведро, нос – морковка. Замечательный
получился снеговик! Недалеко от них мальчишки играют в снежки. А вот и горка! На
ней дети быстро скатываются вниз на саночках и лыжах. Саша катается на лыжах, у
него есть лыжные палки, чтобы отталкиваться от снега. А на катке ребята катаются
на коньках. Долго ребята гуляли, пока не замерзли. Усталые и довольные ушли
домой отдыхать и греться. Весело детям зимой!
Воспитатель: А теперь вы попробуйте рассказать свой рассказ. (Слушаем рассказ
4-5 детей, воспитатель помогает, если возникают трудности, добивается полного и
развернутого ответа. Следит за грамотным построением предложений).
Итог: - Молодцы, ребята! Какие хорошие рассказы вы придумали. Мне кажется,
что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.
И снеговику они очень понравились. На прощание он хочет подарить картинки –
раскраски «Зимние забавы»