Напоминание

конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Зимние забавы"

Автор: Семенова Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: пгт. Спирово Тверская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Зимние забавы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»

Выполнил воспитатель старшей группы Семенова Е.Г.

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.

Образовательные задачи:

- учить детей составлять логический, эмоциональный и содержательный рассказ;

- закрепить навыки целенаправленного рассматривания картины (целевое

восприятие, последовательное рассматривание картины, отдельных

самостоятельных эпизодов);

- упражнять детей в четком произношении звука «з»- «с». Совершенствовать

фонематическое восприятие;

- активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи: развивать творческую фантазию и воображение детей,

чувство композиции.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к

сверстникам, умение слушать своих товарищей, воспитывать интерес к

художественному творчеству.

Интеграция: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Методические приемы: беседа-диалог, составление рассказа, физкультминутки.

Предварительная работа: 1. Беседы о зиме. 2. Чтение художественной

литературы. 3. Наблюдения на прогулке за зимней природой, играми детей.

Материал:

м у л ь т и м е д и й н ы й

п р о е к т о р ,

п о д б о р

с л а й д о в

п о

теме занятия, музыкальная

физкультминутка, картина «Зимние

забавы»,

снежок,

картинки – раскраски на каждого ребенка.

Ход занятия.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном

кружочке. Мне приятно, что у вас хорошее настроение. И мне очень хочется, чтобы

хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня. Я предлагаю вам взяться

за руки, посмотреть друг другу в глаза и передать доброту, тепло и чувство радости.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришел гость, только вы должны отгадать кто

он. Послушайте загадку:

Что за нелепый человек пробрался в 21 век,

Морковкой нос, в руке метла

Боится солнца и тепла, кто это?

Дети: Снеговик.

Воспитатель: Правильно. (Появляется снеговик на экране доски). Снеговик

принес коробочку, что же в ней? Здесь конверт с заданием (открывает конверт,

читает). «Здравствуйте, ребята. Я очень люблю зиму и все, что с ней связано.

Подберите, пожалуйста, ласковые названия для зимних слов: зима, снег, снеговик,

санки, сугроб, снегурка, лед, сосулька, шуба».

Зима - чудесное время года для игр. Когда я была маленькой, я тоже любила

кататься на санках с горки и играть в снежки. Вот и сейчас я хочу поиграть с вами в

снежки. Я буду бросать вам снежок и называть слово. А вы должны его поймать и

назвать это слово ласково.

Дети: Зимушка, снежок, снеговичок, саночки, сугробик, Снегурочка, льдинка,

сосулечка, шубка.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним - какое сейчас время года? (зима).

- назовите мне зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).

- какой сейчас месяц зимы? (январь).

- какая погода бывает зимой? (снежная, суровая, морозная, холодная, солнечная,

веселая, вьюжная и др.)

- чем можно заниматься на улице зимой? (кататься на санках, лыжах, на коньках,

играть в хоккей, в снежки, строить снежные крепости, лепить снеговиков и др.) (после

каждого ответа детей появляется картинка на экране).

Воспитатель: Да, зима – холодное и интересное время года. Ой, а снеговик снова

придумал нам задание. А что бы его выполнить нам надо размять наш язычок,

потому что нам придется много говорить.

- Ребята, я знаю чудесную зимнюю чистоговорку, попробуйте ее повторить:

ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ- за окном морозы,

ЗИ-ЗИ-ЗИ- саночки вези.

ОЗА-ОЗА-ОЗА- на окне ледяная роза,

ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ- озябнешь на морозе.

ИСКО-ИСКО-ИСКО- зимой солнце низко.

АСКА-АСКА-АСКА- вокруг снега сказка,

ИСТО-ИСТО-ИСТО- снег все спрятал чисто.»

Воспитатель: Молодцы, чисто, ясно произнесли чистоговорку.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наш снеговик принес нам интересную картину о

зиме, о зимних забавах (демонстрирует картину «Зимние забавы»). Ребята, он хочет,

чтобы мы с вами составили рассказ по этой замечательной картине.

Воспитатель: Посмотрим внимательно на картину. Скажите о чем

эта картина? (ответы детей).

-Какое время года здесь изображено? (Зима)

-А почему вы так решили? (Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым

снегом).

-А как одеты дети? (Они одеты в зимнюю, теплую одежду)

-Какая погода на картине? (Зимний, солнечный день. Выпало много снега.)

-Что произошло дальше? (Ребята вышли на прогулку. Каждому нашлось дело по

душе).

-Теперь рассмотрим, что делают дети. Что здесь делают дети? (Малыши лепят

снеговика.

-Как дети его лепят? (Они скатали снежные комья: один большой, другой –

поменьше, третий - самый маленький. Из маленького сделали голову, из пуговиц –

глаза, из морковки – нос. На голову одели ведро. Замечательный получился

снеговик)

- Как ребятишки играют в снежки? (Они бросают снежки друг в друга, по их лицам

видно, что им весело, они громко кричат, что-то может «берегись!», «пли!»

- Рассмотрим детвору, которая катается с горки на санках и лыжах (Дети катаются

на саночках и лыжах с горки. По их лицам тоже видно, что им весело, потому что

санки с горы катятся быстро.)

- А вот ребята катаются на коньках. Расскажите, как они одеты, как катаются?

Придумайте им имена. (Саша и Маша одели коньки, теплый спортивный костюм,

шапку и пошли на каток. Они кружились, скользили по льду. Рисовали лезвием

конька красивые узоры).

- А здесь мальчик катается на лыжах. Он едет по лыжне. У него есть лыжные

палки, чтобы отталкиваться ими от снега. Снега выпало много, лыжи легко скользили

по снегу.

- А если подойти к детям поближе, что можно услышать? (Можно услышать шум,

смех детей, веселые крики, голоса). У них веселое, хорошее настроение.

-Вы рассказали обо всех детях на картине, теперь нам осталось

закончить рассказ. Например: «Долго играли и гуляли ребята, пока не замерзли,

усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться».

- И нам пора отдохнуть. (музыкальная физкультминутка).

-Молодцы, теперь послушайте мой рассказ.

Зимний, солнечный день. Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом.

Ребята одели теплую одежду, вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Одни

дети стали лепить снеговика. Они скатали снежные комья: большой, средний, и из

маленького сделали голову. На голову одели ведро, нос – морковка. Замечательный

получился снеговик! Недалеко от них мальчишки играют в снежки. А вот и горка! На

ней дети быстро скатываются вниз на саночках и лыжах. Саша катается на лыжах, у

него есть лыжные палки, чтобы отталкиваться от снега. А на катке ребята катаются

на коньках. Долго ребята гуляли, пока не замерзли. Усталые и довольные ушли

домой отдыхать и греться. Весело детям зимой!

Воспитатель: А теперь вы попробуйте рассказать свой рассказ. (Слушаем рассказ

4-5 детей, воспитатель помогает, если возникают трудности, добивается полного и

развернутого ответа. Следит за грамотным построением предложений).

Итог: - Молодцы, ребята! Какие хорошие рассказы вы придумали. Мне кажется,

что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.

И снеговику они очень понравились. На прощание он хочет подарить картинки –

раскраски «Зимние забавы»