Автор: Кузьмина Айталина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ПСОШ №1 с УИОП им. И.М. Яковлева"
Населённый пункт: г.Покровск Хангаласский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие классного руководителя и семьи"
Взаимодействие классного руководителя и семьи.
Кузьмина
Айталина
Алексеевна-учитель
начальных
классов
Покровской средней школы № 1 Хангаласского улуса Республика Саха
(Якутия).
Сегодня я хочу рассказать вам о своем классе, о работе с родителями.
Программа развития нашего класса: «Семь цветов радуги»
Цель: создание условий для раскрытия личности каждого ученика, развития
его индивидуальных творческих способностей.
Основные
направления
работы:
работа
с
родителями,
нравственно-
патриотическое, спортивно-оздоровительное, интеллектуально-развивающее,
художественно-эстетическое.
Формы работы с классным коллективом: беседы, классные часы, собрания,
конкурсы, викторины, экскурсии, коллективные игры, утренники и т.д.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно
взаимодействуют
школа
и
семья.
Ведущую
роль
в
организации
сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их
работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой
по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в
воспитании
детей,
а
объединение
усилий
родителей
и
педагогов
создаст
благоприятные
условия
для
развития
ребенка.
Функции
классного
руководителя
разнообразны,
работа
с
семьями
своих
учеников
-
важное
направление его деятельности.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы
взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости
по отношению друг к другу.
Как показывает практика, не все родители откликаются на стремление
педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по
воспитанию своего ребенка.
Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной
ситуации.
Причин
тому
множество:
изменение
социально-экономического
положения
населения,
снижение
материального
уровня
жизни,
утрата
нравственных
и
семейных
устоев
и
т.д.
На
фоне
этого
разрушается
психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к
детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в
которых
ситуация
повторяется
из
поколения
в
поколение)
оказываются
психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и
нуждаются в услугах специализированных учреждений.
Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения
проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на
проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает
скудными
моральными,
интеллектуальными
и
финансовыми
ресурсами,
необходимыми
для
выхода
из
ситуации.
Таким
семьям
необходимо
длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение,
контроль за ситуацией в семье.
Условия организации взаимодействия с семьями
Свою работу я начала со знакомства с детьми и их родителями, ознакомила
родителей класса с
традициями школы, ее историей, достижениями; с
требованиями, с системой контроля, с Уставом, правилами поведения и т.д.
Составила социальный паспорт класса (слайд), совместно с психологом и
социальным педагогом школы выявили и ведем учет детей и семей «группы
риска» СОП на основании наблюдения, бесед с учащимися, диагностики
Работаем с детьми «группы риска» по индивидуальному плану, участвуем в
реализации
плана
ИПР
семей
детей
в
СОП,
входим
в
состав
школьной
ПМПк,
организуем
работу
с
детьми,
нуждающимися
в
педагогической
поддержке.
Координируем
педагогическую
деятельность
учителей-
предметников
с
данной
категорией
детей.
Осуществляем
ежедневный
контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся.
Формы работы с семьей разнообразны:
К индивидуальным формам относят беседы по вопросам обучения и воспи-
тания, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с
условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением се-
мьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. Ведем тетрадь-журнал
бесед с родителями. (показ тетради) При посещении семьи беседуем с роди-
телями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к
школе, информируем родителей об успехах их ребенка, дает советы по орга-
низации выполнения домашних заданий, узнаем о семейных традициях, ха-
рактере работы членов семьи, выявляем, кто из членов семьи оказывает
большее влияние на ребенка, ищем пути сотрудничества. (составляем акты
посещения семей)
К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагоги-
ческое просвещение родителей. К психолого-педагогическому просвещению
родителей привлекаются специалисты различных направлений: врачи, юри-
сты, психологи, инспектора ГИБДД, ППБ.
Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник учени-
ка. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей,
где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о пове-
дении, опозданиях и т.д.
На сегодняшний день телефонный разговор (или смc-сообщение) можно
считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет
возможности
личной
встречи.
Многие
общаются
в
социальных
сетях.
Словом, для достижения положительного результата в работе, классному
руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей,
исходя из ее индивидуальных особенностей.
Родительское собрание
Одной
из
основных
универсальных
форм
взаимодействие
школы
с
семьями являются классные родительские собрания.
На одном из первых собраний избирается группа инициативных родителей
-
классный
родительский
комитет.
Он
работает
на
основе
положения
о
родительском комитете школы. Родители обсуждают и решают проблемы
воспитания детей, жизни школы, участвуют в организации воспитательной
работы в классе.
Диагностика
Одно
из
важных
направлений
в
работе
классного
руководителя
– диагностика. Она помогает выявить проблемные ситуации в семьях, дает
возможность
классному
руководителю
выбрать
правильную
линию
поведения. Это анкетирование родителей.
Главным направлением взаимодействия семьи и классного руководителя в
условиях
реализации
ФГОС
должно
стать
вовлечение
родителей
в
разнообразную
внеурочную
внеклассную
деятельность.
Родители
активно
участвуют не только в классных, но и в школьных мероприятиях. Во многих
классах родители — частые гости на классных мероприятиях. Это КТД,
посвященные дню 8 марта, вечера, концерты, конкурсы, соревнования. Это
позволяет
родителям
лучше
узнать
своих
детей,
открыть
для
себя
неизвестные стороны их увлечений.
Здоровье, счастье и успешность детей – норма жизни в современном
обществе и совместная цель родителей и педагогов. Формируем ЗОЖ через
реализацию программы ЗОЖ «Ступеньки к здоровью».
Огромную роль в воспитании детей играет пример родителей. В этом нам
помогают активные родители класса.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успеш-
ной, если все положительно настроены на совместную работу. Характер взаи-
модействия с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязы-
вать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на по-
требности родителей, терпеливо приобщать их к делам школы, класса.
Заключение.
Работа
с
родителями всегда
считалась
одной
из
самых
трудных
в
педагогической
деятельности
учителя. Индивидуальный
подход
к
каждой
семье и чуткость помогут Вам выбрать правильную модель взаимодействия с
семьей.