Напоминание

"Взаимодействие классного руководителя и семьи"

Автор: Кузьмина Айталина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ПСОШ №1 с УИОП им. И.М. Яковлева"
Населённый пункт: г.Покровск Хангаласский район Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие классного руководителя и семьи"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Взаимодействие классного руководителя и семьи.

Кузьмина

Айталина

Алексеевна-учитель

начальных

классов

Покровской средней школы № 1 Хангаласского улуса Республика Саха

(Якутия).

Сегодня я хочу рассказать вам о своем классе, о работе с родителями.

Программа развития нашего класса: «Семь цветов радуги»

Цель: создание условий для раскрытия личности каждого ученика, развития

его индивидуальных творческих способностей.

Основные

направления

работы:

работа

с

родителями,

нравственно-

патриотическое, спортивно-оздоровительное, интеллектуально-развивающее,

художественно-эстетическое.

Формы работы с классным коллективом: беседы, классные часы, собрания,

конкурсы, викторины, экскурсии, коллективные игры, утренники и т.д.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно

взаимодействуют

школа

и

семья.

Ведущую

роль

в

организации

сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их

работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой

по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в

воспитании

детей,

а

объединение

усилий

родителей

и

педагогов

создаст

благоприятные

условия

для

развития

ребенка.

Функции

классного

руководителя

разнообразны,

работа

с

семьями

своих

учеников

-

важное

направление его деятельности.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы

взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости

по отношению друг к другу.

Как показывает практика, не все родители откликаются на стремление

педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по

воспитанию своего ребенка.

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной

ситуации.

Причин

тому

множество:

изменение

социально-экономического

положения

населения,

снижение

материального

уровня

жизни,

утрата

нравственных

и

семейных

устоев

и

т.д.

На

фоне

этого

разрушается

психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к

детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в

которых

ситуация

повторяется

из

поколения

в

поколение)

оказываются

психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и

нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения

проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на

проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает

скудными

моральными,

интеллектуальными

и

финансовыми

ресурсами,

необходимыми

для

выхода

из

ситуации.

Таким

семьям

необходимо

длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение,

контроль за ситуацией в семье.

Условия организации взаимодействия с семьями

Свою работу я начала со знакомства с детьми и их родителями, ознакомила

родителей класса с

традициями школы, ее историей, достижениями; с

требованиями, с системой контроля, с Уставом, правилами поведения и т.д.

Составила социальный паспорт класса (слайд), совместно с психологом и

социальным педагогом школы выявили и ведем учет детей и семей «группы

риска» СОП на основании наблюдения, бесед с учащимися, диагностики

Работаем с детьми «группы риска» по индивидуальному плану, участвуем в

реализации

плана

ИПР

семей

детей

в

СОП,

входим

в

состав

школьной

ПМПк,

организуем

работу

с

детьми,

нуждающимися

в

педагогической

поддержке.

Координируем

педагогическую

деятельность

учителей-

предметников

с

данной

категорией

детей.

Осуществляем

ежедневный

контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся.

Формы работы с семьей разнообразны:

К индивидуальным формам относят беседы по вопросам обучения и воспи-

тания, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с

условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением се-

мьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. Ведем тетрадь-журнал

бесед с родителями. (показ тетради) При посещении семьи беседуем с роди-

телями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к

школе, информируем родителей об успехах их ребенка, дает советы по орга-

низации выполнения домашних заданий, узнаем о семейных традициях, ха-

рактере работы членов семьи, выявляем, кто из членов семьи оказывает

большее влияние на ребенка, ищем пути сотрудничества. (составляем акты

посещения семей)

К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагоги-

ческое просвещение родителей. К психолого-педагогическому просвещению

родителей привлекаются специалисты различных направлений: врачи, юри-

сты, психологи, инспектора ГИБДД, ППБ.

Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник учени-

ка. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей,

где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о пове-

дении, опозданиях и т.д.

На сегодняшний день телефонный разговор (или смc-сообщение) можно

считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет

возможности

личной

встречи.

Многие

общаются

в

социальных

сетях.

Словом, для достижения положительного результата в работе, классному

руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей,

исходя из ее индивидуальных особенностей.

Родительское собрание

Одной

из

основных

универсальных

форм

взаимодействие

школы

с

семьями являются классные родительские собрания.

На одном из первых собраний избирается группа инициативных родителей

-

классный

родительский

комитет.

Он

работает

на

основе

положения

о

родительском комитете школы. Родители обсуждают и решают проблемы

воспитания детей, жизни школы, участвуют в организации воспитательной

работы в классе.

Диагностика

Одно

из

важных

направлений

в

работе

классного

руководителя

– диагностика. Она помогает выявить проблемные ситуации в семьях, дает

возможность

классному

руководителю

выбрать

правильную

линию

поведения. Это анкетирование родителей.

Главным направлением взаимодействия семьи и классного руководителя в

условиях

реализации

ФГОС

должно

стать

вовлечение

родителей

в

разнообразную

внеурочную

внеклассную

деятельность.

Родители

активно

участвуют не только в классных, но и в школьных мероприятиях. Во многих

классах родители — частые гости на классных мероприятиях. Это КТД,

посвященные дню 8 марта, вечера, концерты, конкурсы, соревнования. Это

позволяет

родителям

лучше

узнать

своих

детей,

открыть

для

себя

неизвестные стороны их увлечений.

Здоровье, счастье и успешность детей – норма жизни в современном

обществе и совместная цель родителей и педагогов. Формируем ЗОЖ через

реализацию программы ЗОЖ «Ступеньки к здоровью».

Огромную роль в воспитании детей играет пример родителей. В этом нам

помогают активные родители класса.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успеш-

ной, если все положительно настроены на совместную работу. Характер взаи-

модействия с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязы-

вать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на по-

требности родителей, терпеливо приобщать их к делам школы, класса.

Заключение.

Работа

с

родителями всегда

считалась

одной

из

самых

трудных

в

педагогической

деятельности

учителя. Индивидуальный

подход

к

каждой

семье и чуткость помогут Вам выбрать правильную модель взаимодействия с

семьей.