Напоминание

"Создание сборника физико – математических задач на основе краеведческого материала г. Верхоянска"

Авторы: Габышева Мария Петровна, Слепцова Надежда Николаевна
Должность: учитель математики, учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Верхоянская средняя общеобразовательная школа имени М.Л. Новгородова"
Населённый пункт: г. Верхоянск
Наименование материала: Авторская учебная программа
Тема: "Создание сборника физико – математических задач на основе краеведческого материала г. Верхоянска"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Авторская

программа

По

теме

«

Создание

сборника

физико

математических

задач

на

основе

краеведческого

материала

г

.

Верхоянска

»

Составители

:

Габышева

Мария

Петровна

,

учитель

математики

высшей

квалификационной

категории

МБОУ

«

Верхоянская

средняя

общеобразовательная

школа

им

.

М

.

Л

.

Новгородова

»,

Слепцова

Надежда

Николаевна

,

учитель

математики

первой

квалификационной

категории

МБОУ

«

Верхоянская

средняя

общеобразовательная

школа

им

.

М

.

Л

.

Новгородова

»,

Константинова

Мария

Трофимовна

,

учитель

физики

первой

квалификационной

категории

МБОУ

«

Верхоянская

средняя

общеобразовательная

школа

им

.

М

.

Л

.

Новгородова

»,

Пояснительная

записка

Данная

авторская

программа

по

теме

«

Создание

сборника

физико

математических

задач

на

основе

краеведческого

материала

г

.

Верхоянска

»

Проблема

:

Главный

путь

решения

воспитательных

задач

на

уроках

математики

и

физики

всемерное

укрепление

связи

обучения

с

жизнью

,

с

практикой

.

А

эта

связь

осуществляется

через

содержание

задач

,

которые

несут

информацию

о

труде

,

о

профессиях

,

о

спорте

,

об

истории

,

об

экономике

и

других

областях

жизни

.

Ориентируясь

на

современное

развитие

подрастающего

поколения

совершенно

очевидно

,

что

для

творческого

взаимодействия

,

вовлечения

детей

в

краеведческую

работу

,

осознания

ими

значимости

историко

-

культурного

наследия

народа

важен

поиск

интересных

и

действенных

форм

сотрудничества

.

Чтобы

решить

эту

проблему

необходимо

развить

функциональную

структуру

и

повысить

социальную

роль

музея

в

воспитательном

процессе

,

этому

может

способствовать

подготовка

и

издание

сборника

задач

и

заданий

краеведческого

содержания

для

использования

в

физико

-

математическом

образовании

школьников

.

Цель

проекта

:

Создание

содержательного

сборника

физико

-

математических

задач

и

заданий

с

краеведческим

компонентом

.

Формирование

гражданских

качеств

личности

посредством

решения

задач

,

содержащих

историко

-

краеведческую

и

экологическую

информацию

.

Задачи

проекта

:

-

Активизация

творческой

деятельности

и

расширение

общекультурного

кругозора

учащихся

посредством

знакомства

их

с

народным

творчеством

-

Воспитывать

бережное

,

уважительное

отношение

к

музейным

памятникам

,

чувства

причастности

и

ответственности

за

сохранение

культурного

наследия

-

Развитие

познавательного

интереса

к

предметам

математики

и

физики

-

Сбор

материалов

для

составления

задач

и

заданий

с

краеведческим

компонентом

,

их

систематизация

.

-

Разработать

физико

-

математические

задачи

с

использованием

краеведческого

материала

.

-

Реализовать

данный

материал

в

системе

уроков

.

-

Систематизировать

данный

опыт

.

Актуальность

проекта заключается

в

организации

в

школе

учебного

процесса

в

рамках

часов

ВУД

1

Практическая

значимость

:

Сборник

задач

и

заданий

с

краеведческим

компонентом

будет

полезен

для

учащихся

и

учителей

математики

и

физики

в

качестве

дополнительного

учебного

пособия

.

Сборник

краеведческих

задач

и

заданий

пополнит

ряд

учебных

пособий

муниципального

компонента

БУП

и

создаст

дополнительные

условия

для

гражданско

-

патриотического

воспитания

школьников

средствами

физико

-

математического

образования

,

формирования

познавательного

интереса

к

«

малой

родине

»,

реализации

принципов

воспитания

через

содержание

образовательных

текстов

.

Участники

проекта

:

учащиеся

5

-

8

классов

муниципального

общеобразовательного

учреждения

«

Верхоянская

общеобразовательная

средняя

школа

М

.

Л

.

Новгородова

»,

члены

кружка

«

Дьо

5

ур

»

Социальные

партнеры

проекта

:

ОГМС

г

.

Верхоянска

,

Верхоянский

краеведческий

музей

«

Полюс

Холода

»

Механизм

реализации

проекта

Содержание

работы

на

этапе

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Подготовительный

этап

1 .

Выдвижение

проблемы

,

её

обсуждение

и

анализ

.

-

рассмотрение

требований

,

ограничений

,

условий

,

необходимых

для

выполнения

проекта

.

2.

Конкретизация

задач

:

-

сбор

информации

по

теме

проекта

,

подбор

специальной

литературы

.

-

формирование

круга

участников

проекта

.

Обсуждают

тему

с

учителем

и

получают

при

необходимости

дополнительную

информацию

,

устанавливают

цели

Знакомит

с

сутью

проектной

технологии

и

мотивирует

учащихся

.

Помогает

в

постановке

целей

Основной

:

Подготовка

макета

сборника

.

Основные

формы

работы

:

-

ВУД

-

погружения

-

кружок

«

Дьо

5

ур

»

1.

Занимаются

на

ВУД

,

математических

кружках

.

2 .

Проводят

исследования

3.

Работают

над

составлением

задач

Наблюдает

,

советует

,

косвенно

руководит

деятельностью

,

организует

и

координирует

в

случае

необходимости

отдельные

этапы

проекта

Завершающий

-

редакционная

обработка

сборника

Анализируют

информацию

.

Оформляют

результаты

.

Наблюдает

,

советует

Заключительный

:

-

Оценка

процесса

и

результатов

работы

(

издание

сборника

)

Участвуют

в

оценке

путем

коллективного

Оценивает

усилия

учащихся

,

креативность

мышления

,

качество

2

обсуждения

и

самооценок

.

использования

источников

,

потенциал

продолжения

работы

по

выбранному

направлению

,

качество

отчета

.

Прогнозируемые

результаты

.

I

этап

:

определена

проблема

,

сформирован

круг

участников

проекта

,

сбор

материала

по

теме

проекта

.

II

этап

:

участниками

проекта

подготовлен

макет

сборника

.

III

этап

:

подготовка

сборника

к

изданию

.

IV

этап

:

издание

сборника

.

Ожидаемый

результат

:

1)

сборник

физико

-

математических

задач

и

заданий

с

краеведческим

компонентом

;

2 )

применение

текстовых

задач

и

заданий

в

практической

деятельности

педагогов

;

3 )

созданы

условия

для

развития

познавательного

интереса

к

предметам

математики

и

краеведения

и

формирования

активной

гражданской

позиции

по

отношению

к

«

малой

родине

»

средствами

физико

-

математического

образования

Сроки

реализации

проекта

: 2017 - 2020

г

.

Содержание

проекта

В

настоящее

время

,

когда

решающее

значение

в

воспитании

подрастающего

поколения

является

человеческий

фактор

,

школы

призваны

оказывать

активное

влияние

на

более

полное

и

глубокое

приобщение

учащихся

к

сокровищам

духовной

и

материальной

культуры

,

на

патриотическое

воспитание

,

пропаганду

боевых

,

трудовых

и

культурных

традиций

народа

.

Один

из

основных

источников

чувства

гражданственности

память

о

прошлом

.

"

Гордиться

славою

своих

предков

не

только

можно

,

но

и

должно

:

не

уважать

оное

есть

постыдное

малодушие

", –

говорил

А

.

С

.

Пушкин

Таким

образом

,

краеведческий

материал

является

средством

всестороннего

развития

учащихся

.

Сегодня

много

публикуется

интересных

популярных

изданий

о

краеведении

,

о

музеях

,

но

зачастую

школьники

их

не

читают

.

Но

тогда

как

же

донести

до

каждого

школьника

столь

нужную

информацию

?

Ведь

самое

важное

то

,

чтобы

школьник

сам

начал

интересоваться

историей

своего

края

.

Эффективнее

привлекать

самих

детей

к

составлению

физико

-

математических

задач

с

применением

краеведческого

компонента

,

а

затем

решать

составленные

задачи

самим

.

Решение

задач

,

взятых

из

нашего

окружения

,

более

доступно

школьникам

.

Кроме

того

задачи

,

составленные

из

местных

материалов

,

раскрывают

физико

-

математические

правила

и

законы

на

специально

подобранных

задачах

из

жизни

.

Надлежащего

воспитательного

эффекта

можно

ожидать

лишь

от

истинно

практических

задач

,

удовлетворяющих

определенным

педагогическим

требованиям

.

Иллюстративные

примеры

следует

выбирать

таким

образом

,

чтобы

они

пробуждали

у

учащихся

дух

познания

,

сохранялись

в

памяти

на

долгие

годы

и

возбуждали

стремление

сделать

полезное

для

3

других

.

Для

того

чтобы

составить

задачу

,

нужно

исследовать

собранные

материалы

,

работать

с

книгами

.

Думаю

,

что

каждому

любознательному

и

образованному

человеку

обычно

небезразличны

сведения

о

тех

местах

,

где

он

родился

,

живет

,

о

людях

,

которые

прославили

край

,

об

их

делах

и

судьбах

,

а

,

следовательно

,

о

достопримечательностях

,

памятных

местах

и

событиях

этой

местности

.

У

каждого

человека

есть

в

жизни

своя

малая

родина

,

милее

и

ближе

которой

нет

на

всем

белом

свете

.

Знать

историю

родного

края

должен

каждый

.

Познавательный

интерес

,

основанный

на

потребности

в

знании

,

является

качеством

личности

,

составляющим

тот

важнейший

мотив

учения

,

который

лежит

в

основе

положительного

отношения

учащихся

к

школе

,

к

знаниям

.

Большие

возможности

для

развития

интереса

учащихся

к

математике

и

физике

имеют

задачи

,

содержащие

краеведческий

и

исторический

материал

.

Использование

на

уроках

математики

и

физики

таких

задач

дает

возможность

повысить

познавательную

активность

детей

.

Познавательный

краеведческий

материал

такой

,

как

протяженность

рек

местного

характера

,

площади

территорий

,

история

города

и

т

.

д

.

дает

возможность

дополнить

задачи

учебника

своими

территориальными

условиями

,

не

только

на

этапе

усвоения

нового

материала

,

но

и

на

этапе

его

закрепления

.

Текстовая

задача

,

составленная

на

основе

местного

числового

материала

,

позволяет

заинтересовать

детей

,

совершенствовать

умения

и

навыки

,

развивает

познавательные

интересы

школьников

,

позволяет

сделать

обучение

математике

и

физике

содержательным

и

интересным

.

Заключение

.

Краеведение

Видение

своего

родного

края

.

Будь

то

огромный

город

или

маленькая

деревенька

,

у

него

обязательно

есть

своя

история

.

Математика

Физика

Решение

задач

.

На

первый

взгляд

,

с

краеведением

ничего

общего

.

Но

только

на

первый

!

Опыт

показывает

,

что

ученики

всех

классов

младших

и

старших

,

сильных

и

слабых

с

большим

интересом

решают

задачи

,

в

которых

говорится

о

родном

крае

.

Данный

проект

предполагает

постоянную

работу

по

его

совершенствованию

и

дополнению

.

Успешность

осуществления

поставленных

цели

и

задач

будет

зависеть

от

активной

,

системной

работы

педагогического

и

ученического

коллективов

в

процессе

реализации

проекта

.

А

что

же

дает

работа

над

проектом

учащимся

?

-

возможность

участия

на

конкурсах

,

олимпиадах

,

конференциях

;

-

развивает

познавательный

интерес

к

предметам

математики

и

физики

;

-

формирует

активную

гражданскую

позицию

по

отношению

к

«

малой

родине

».

Вывод

:

-

Объединенными

усилиями

учащихся

и

учителей

составить

сборник

физико

-

математических

задач

и

заданий

с

краеведческим

компонентом

.

-

С

помощью

этого

сборника

пробудить

интерес

к

математике

и

физике

Календарно

-

тематическое

планирование

Содержание

Кол

-

во

часов

По

плану

Факт

1

Знакомство

с

данным

проектом

.

0,5

11.09

4

Обсуждение

плана

работы

над

проектом

.

Составление

творческих

групп

2

Вводное

занятие

,

цели

и

задачи

кур

-

са

.

Теоретическая

часть

:

а

)

Общие

сведения

о

ГМС

;

Практическая

часть

:

а

)

знакомство

с

работниками

ГМС

г

.

Верхоянска

б

)

экскурсия

по

объекту

Техника

безопасности

во

время

на

-

хождения

в

лесу

,

ГМС

,

около

водое

-

мов

.

3,5

11.09

3

Измерительные

работы

на

местно

-

сти

Хоптолоох

,

составление

плана

местности

4

12.09

4

Измерительные

работы

с

гидроло

-

гами

ГМС

на

ручье

Хоптолоох

.

4

13.09

5

Измерительные

работы

на

местно

-

сти

Хоптоллоох

.

4

14.09

6

Измерительные

работы

в

здании

школы

4

15.09

7

Посещение

краеведческого

музея

.

Сбор

необходимых

материалов

8

03.10

03.10

8

Посещение

школьного

виртуального

музея

.

Сбор

необходимых

материалов

4

29.12

9

Подбор

изображений

и

иллюстраций

для

оформления

сборника

задач

4

09.01

10

Систематизация

необходимых

данных

.

Разбивка

по

темам

.

12

21.03

22.03

11

Разработка

физико

-

математических

задач

на

основе

собранного

материала

14

17.05

12

Измерение

достопримечательных

объектов

города

Верхоянска

4

18.05

13

Итоговое

занятие

1

18.05

5