Авторы: Габышева Мария Петровна, Слепцова Надежда Николаевна
Должность: учитель математики, учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Верхоянская средняя общеобразовательная школа имени М.Л. Новгородова"
Населённый пункт: г. Верхоянск
Наименование материала: Авторская учебная программа
Тема: "Создание сборника физико – математических задач на основе краеведческого материала г. Верхоянска"
Авторская
программа
По
теме
«
Создание
сборника
физико
–
математических
задач
на
основе
краеведческого
материала
г
.
Верхоянска
»
Составители
:
Габышева
Мария
Петровна
,
учитель
математики
высшей
квалификационной
категории
МБОУ
«
Верхоянская
средняя
общеобразовательная
школа
им
.
М
.
Л
.
Новгородова
»,
Слепцова
Надежда
Николаевна
,
учитель
математики
первой
квалификационной
категории
МБОУ
«
Верхоянская
средняя
общеобразовательная
школа
им
.
М
.
Л
.
Новгородова
»,
Константинова
Мария
Трофимовна
,
учитель
физики
первой
квалификационной
категории
МБОУ
«
Верхоянская
средняя
общеобразовательная
школа
им
.
М
.
Л
.
Новгородова
»,
Пояснительная
записка
Данная
авторская
программа
по
теме
«
Создание
сборника
физико
–
математических
задач
на
основе
краеведческого
материала
г
.
Верхоянска
»
Проблема
:
Главный
путь
решения
воспитательных
задач
на
уроках
математики
и
физики
–
всемерное
укрепление
связи
обучения
с
жизнью
,
с
практикой
.
А
эта
связь
осуществляется
через
содержание
задач
,
которые
несут
информацию
о
труде
,
о
профессиях
,
о
спорте
,
об
истории
,
об
экономике
и
других
областях
жизни
.
Ориентируясь
на
современное
развитие
подрастающего
поколения
совершенно
очевидно
,
что
для
творческого
взаимодействия
,
вовлечения
детей
в
краеведческую
работу
,
осознания
ими
значимости
историко
-
культурного
наследия
народа
важен
поиск
интересных
и
действенных
форм
сотрудничества
.
Чтобы
решить
эту
проблему
необходимо
развить
функциональную
структуру
и
повысить
социальную
роль
музея
в
воспитательном
процессе
,
этому
может
способствовать
подготовка
и
издание
сборника
задач
и
заданий
краеведческого
содержания
для
использования
в
физико
-
математическом
образовании
школьников
.
Цель
проекта
:
Создание
содержательного
сборника
физико
-
математических
задач
и
заданий
с
краеведческим
компонентом
.
Формирование
гражданских
качеств
личности
посредством
решения
задач
,
содержащих
историко
-
краеведческую
и
экологическую
информацию
.
Задачи
проекта
:
-
Активизация
творческой
деятельности
и
расширение
общекультурного
кругозора
учащихся
посредством
знакомства
их
с
народным
творчеством
-
Воспитывать
бережное
,
уважительное
отношение
к
музейным
памятникам
,
чувства
причастности
и
ответственности
за
сохранение
культурного
наследия
-
Развитие
познавательного
интереса
к
предметам
математики
и
физики
-
Сбор
материалов
для
составления
задач
и
заданий
с
краеведческим
компонентом
,
их
систематизация
.
-
Разработать
физико
-
математические
задачи
с
использованием
краеведческого
материала
.
-
Реализовать
данный
материал
в
системе
уроков
.
-
Систематизировать
данный
опыт
.
Актуальность
проекта заключается
в
организации
в
школе
учебного
процесса
в
рамках
часов
ВУД
1
Практическая
значимость
:
Сборник
задач
и
заданий
с
краеведческим
компонентом
будет
полезен
для
учащихся
и
учителей
математики
и
физики
в
качестве
дополнительного
учебного
пособия
.
Сборник
краеведческих
задач
и
заданий
пополнит
ряд
учебных
пособий
муниципального
компонента
БУП
и
создаст
дополнительные
условия
для
гражданско
-
патриотического
воспитания
школьников
средствами
физико
-
математического
образования
,
формирования
познавательного
интереса
к
«
малой
родине
»,
реализации
принципов
воспитания
через
содержание
образовательных
текстов
.
Участники
проекта
:
учащиеся
5
-
8
классов
муниципального
общеобразовательного
учреждения
«
Верхоянская
общеобразовательная
средняя
школа
М
.
Л
.
Новгородова
»,
члены
кружка
«
Дьо
5
ур
»
Социальные
партнеры
проекта
:
ОГМС
г
.
Верхоянска
,
Верхоянский
краеведческий
музей
«
Полюс
Холода
»
Механизм
реализации
проекта
Содержание
работы
на
этапе
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
Подготовительный
этап
1 .
Выдвижение
проблемы
,
её
обсуждение
и
анализ
.
-
рассмотрение
требований
,
ограничений
,
условий
,
необходимых
для
выполнения
проекта
.
2.
Конкретизация
задач
:
-
сбор
информации
по
теме
проекта
,
подбор
специальной
литературы
.
-
формирование
круга
участников
проекта
.
Обсуждают
тему
с
учителем
и
получают
при
необходимости
дополнительную
информацию
,
устанавливают
цели
Знакомит
с
сутью
проектной
технологии
и
мотивирует
учащихся
.
Помогает
в
постановке
целей
Основной
:
Подготовка
макета
сборника
.
Основные
формы
работы
:
-
ВУД
-
погружения
-
кружок
«
Дьо
5
ур
»
1.
Занимаются
на
ВУД
,
математических
кружках
.
2 .
Проводят
исследования
3.
Работают
над
составлением
задач
Наблюдает
,
советует
,
косвенно
руководит
деятельностью
,
организует
и
координирует
в
случае
необходимости
отдельные
этапы
проекта
Завершающий
-
редакционная
обработка
сборника
Анализируют
информацию
.
Оформляют
результаты
.
Наблюдает
,
советует
Заключительный
:
-
Оценка
процесса
и
результатов
работы
(
издание
сборника
)
Участвуют
в
оценке
путем
коллективного
Оценивает
усилия
учащихся
,
креативность
мышления
,
качество
2
обсуждения
и
самооценок
.
использования
источников
,
потенциал
продолжения
работы
по
выбранному
направлению
,
качество
отчета
.
Прогнозируемые
результаты
.
I
этап
:
определена
проблема
,
сформирован
круг
участников
проекта
,
сбор
материала
по
теме
проекта
.
II
этап
:
участниками
проекта
подготовлен
макет
сборника
.
III
этап
:
подготовка
сборника
к
изданию
.
IV
этап
:
издание
сборника
.
Ожидаемый
результат
:
1)
сборник
физико
-
математических
задач
и
заданий
с
краеведческим
компонентом
;
2 )
применение
текстовых
задач
и
заданий
в
практической
деятельности
педагогов
;
3 )
созданы
условия
для
развития
познавательного
интереса
к
предметам
математики
и
краеведения
и
формирования
активной
гражданской
позиции
по
отношению
к
«
малой
родине
»
средствами
физико
-
математического
образования
Сроки
реализации
проекта
: 2017 - 2020
г
.
Содержание
проекта
В
настоящее
время
,
когда
решающее
значение
в
воспитании
подрастающего
поколения
является
человеческий
фактор
,
школы
призваны
оказывать
активное
влияние
на
более
полное
и
глубокое
приобщение
учащихся
к
сокровищам
духовной
и
материальной
культуры
,
на
патриотическое
воспитание
,
пропаганду
боевых
,
трудовых
и
культурных
традиций
народа
.
Один
из
основных
источников
чувства
гражданственности
–
память
о
прошлом
.
"
Гордиться
славою
своих
предков
не
только
можно
,
но
и
должно
:
не
уважать
оное
есть
постыдное
малодушие
", –
говорил
А
.
С
.
Пушкин
Таким
образом
,
краеведческий
материал
является
средством
всестороннего
развития
учащихся
.
Сегодня
много
публикуется
интересных
популярных
изданий
о
краеведении
,
о
музеях
,
но
зачастую
школьники
их
не
читают
.
Но
тогда
как
же
донести
до
каждого
школьника
столь
нужную
информацию
?
Ведь
самое
важное
–
то
,
чтобы
школьник
сам
начал
интересоваться
историей
своего
края
.
Эффективнее
привлекать
самих
детей
к
составлению
физико
-
математических
задач
с
применением
краеведческого
компонента
,
а
затем
решать
составленные
задачи
самим
.
Решение
задач
,
взятых
из
нашего
окружения
,
более
доступно
школьникам
.
Кроме
того
задачи
,
составленные
из
местных
материалов
,
раскрывают
физико
-
математические
правила
и
законы
на
специально
подобранных
задачах
из
жизни
.
Надлежащего
воспитательного
эффекта
можно
ожидать
лишь
от
истинно
практических
задач
,
удовлетворяющих
определенным
педагогическим
требованиям
.
Иллюстративные
примеры
следует
выбирать
таким
образом
,
чтобы
они
пробуждали
у
учащихся
дух
познания
,
сохранялись
в
памяти
на
долгие
годы
и
возбуждали
стремление
сделать
полезное
для
3
других
.
Для
того
чтобы
составить
задачу
,
нужно
исследовать
собранные
материалы
,
работать
с
книгами
.
Думаю
,
что
каждому
любознательному
и
образованному
человеку
обычно
небезразличны
сведения
о
тех
местах
,
где
он
родился
,
живет
,
о
людях
,
которые
прославили
край
,
об
их
делах
и
судьбах
,
а
,
следовательно
,
о
достопримечательностях
,
памятных
местах
и
событиях
этой
местности
.
У
каждого
человека
есть
в
жизни
своя
малая
родина
,
милее
и
ближе
которой
нет
на
всем
белом
свете
.
Знать
историю
родного
края
должен
каждый
.
Познавательный
интерес
,
основанный
на
потребности
в
знании
,
является
качеством
личности
,
составляющим
тот
важнейший
мотив
учения
,
который
лежит
в
основе
положительного
отношения
учащихся
к
школе
,
к
знаниям
.
Большие
возможности
для
развития
интереса
учащихся
к
математике
и
физике
имеют
задачи
,
содержащие
краеведческий
и
исторический
материал
.
Использование
на
уроках
математики
и
физики
таких
задач
дает
возможность
повысить
познавательную
активность
детей
.
Познавательный
краеведческий
материал
такой
,
как
протяженность
рек
местного
характера
,
площади
территорий
,
история
города
и
т
.
д
.
дает
возможность
дополнить
задачи
учебника
своими
территориальными
условиями
,
не
только
на
этапе
усвоения
нового
материала
,
но
и
на
этапе
его
закрепления
.
Текстовая
задача
,
составленная
на
основе
местного
числового
материала
,
позволяет
заинтересовать
детей
,
совершенствовать
умения
и
навыки
,
развивает
познавательные
интересы
школьников
,
позволяет
сделать
обучение
математике
и
физике
содержательным
и
интересным
.
Заключение
.
Краеведение
…
Видение
своего
родного
края
.
Будь
то
огромный
город
или
маленькая
деревенька
,
у
него
обязательно
есть
своя
история
.
Математика
…
Физика
…
Решение
задач
.
На
первый
взгляд
,
с
краеведением
ничего
общего
.
Но
только
на
первый
!
Опыт
показывает
,
что
ученики
всех
классов
–
младших
и
старших
,
сильных
и
слабых
–
с
большим
интересом
решают
задачи
,
в
которых
говорится
о
родном
крае
.
Данный
проект
предполагает
постоянную
работу
по
его
совершенствованию
и
дополнению
.
Успешность
осуществления
поставленных
цели
и
задач
будет
зависеть
от
активной
,
системной
работы
педагогического
и
ученического
коллективов
в
процессе
реализации
проекта
.
А
что
же
дает
работа
над
проектом
учащимся
?
-
возможность
участия
на
конкурсах
,
олимпиадах
,
конференциях
;
-
развивает
познавательный
интерес
к
предметам
математики
и
физики
;
-
формирует
активную
гражданскую
позицию
по
отношению
к
«
малой
родине
».
Вывод
:
-
Объединенными
усилиями
учащихся
и
учителей
составить
сборник
физико
-
математических
задач
и
заданий
с
краеведческим
компонентом
.
-
С
помощью
этого
сборника
пробудить
интерес
к
математике
и
физике
Календарно
-
тематическое
планирование
№
Содержание
Кол
-
во
часов
По
плану
Факт
1
Знакомство
с
данным
проектом
.
0,5
11.09
4
Обсуждение
плана
работы
над
проектом
.
Составление
творческих
групп
2
Вводное
занятие
,
цели
и
задачи
кур
-
са
.
Теоретическая
часть
:
а
)
Общие
сведения
о
ГМС
;
Практическая
часть
:
а
)
знакомство
с
работниками
ГМС
г
.
Верхоянска
б
)
экскурсия
по
объекту
Техника
безопасности
во
время
на
-
хождения
в
лесу
,
ГМС
,
около
водое
-
мов
.
3,5
11.09
3
Измерительные
работы
на
местно
-
сти
Хоптолоох
,
составление
плана
местности
4
12.09
4
Измерительные
работы
с
гидроло
-
гами
ГМС
на
ручье
Хоптолоох
.
4
13.09
5
Измерительные
работы
на
местно
-
сти
Хоптоллоох
.
4
14.09
6
Измерительные
работы
в
здании
школы
4
15.09
7
Посещение
краеведческого
музея
.
Сбор
необходимых
материалов
8
03.10
03.10
8
Посещение
школьного
виртуального
музея
.
Сбор
необходимых
материалов
4
29.12
9
Подбор
изображений
и
иллюстраций
для
оформления
сборника
задач
4
09.01
10
Систематизация
необходимых
данных
.
Разбивка
по
темам
.
12
21.03
22.03
11
Разработка
физико
-
математических
задач
на
основе
собранного
материала
14
17.05
12
Измерение
достопримечательных
объектов
города
Верхоянска
4
18.05
13
Итоговое
занятие
1
18.05
5