Автор: Кривошапкина Ульяна Ильинична
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Верхоянская средняя общеобразовательная школа имениМ.Л.Новгородова"
Населённый пункт: г. Верхоянск, Верхоянский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
Из опыта работы по подготовке учащихся
к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И
от того, насколько грамотно он будет построен, зависит результат.
Жизнь
давно
доказала,
что
успешность
человека
определяется
не
объектом знаний, а умением его применять.
У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к
экзамену.
В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:
- Психологический настрой учащихся;
- Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ;
- Создание методической базы;
- Ресурсы ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет -
ресурсы);
- Работа с текстом;
- Создание банка тестовых заданий;
- Дополнительные занятия в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
- Диагностика уровня подготовки учащихся;
Психологический настрой учащихся
С началом экзаменов в каждой семье, где есть школьник-выпускник,
начинаются переживания. Слово «экзамен» переводится с латинского как
«испытание».
И
действительно
для
многих
это
очень
серьезное
испытание».
В подготовке детей к экзаменам огромную роль играют родители.
Семейная атмосфера выпускника является главным фактором успешной
адаптации к подготовке и сдаче экзамена. В этой ситуации родителям,
прежде
всего,
должно
быть
присуще
умение
владеть
собой,
быть
ответственными,
сильными,
активными
и
в
то
же
время
тонкими
и
чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему
освободиться
от
негативных
эмоций.
Родители
должны
помочь
выпускнику
в
развитии
позитивного
представления
о
себе
путем
внимательного
отношения
и
поощрения
его
деятельности,
создавая
благоприятную
атмосферу
доброжелательности.
Нужно
подбадривать
детей, хвалить за то, что они делают хорошо. Повышать их уверенность
в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность
допущения ошибок.
Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Важным
условием
формирования психологической
устойчивости
обучающихся является организация информационной работы по подготовке к
ГИА.
В течение учебного года с девятиклассниками и одиннадцатиклассниками
проводится
изучение
нормативно
-
правовых
документов по
итоговой
аттестации.
В рамках информационной работы ежегодно в кабинете оформляется
стенд,
отражающий
общую
информацию,
связанную
с
ЕГЭ
и
ОГЭ по
русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты
КИМов,
инструкции
по
выполнению
работы,
инструкции
по
заполнению
бланков, рекомендации для выпускников.
Целесообразно знакомить выпускников с критериями оценивания ГИА.
Знание данных критериев позволяет избежать ошибок в построении текста
изложения и сочинения, выделении микротем, помогает ученику объективно
оценивать собственную работу.
В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать
готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает
понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И
уже
при
написании
собственной
работы
ученик
ориентируется
на
те
требования, которые к нему предъявляются.
Создание методической базы и банка тестовых заданий
Одним из направлений организационно-методической работы является
создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы.
Каждый год пополняю материалы для использования тестовых технологий в
разных
классах
с
5
по
11.
В
9,10
и
11
классах
приобретаем
учебно-
методические пособия
ФИПИ
и
пособия,
авторами
которых
являются
разработчики
контрольно - измерительных
материалов .
Эти
пособия
позволяют
эффективно
организовать
фронтальную
работу
в
классе,
самостоятельную
работу
дома,
осуществлять
дифференцированный
и
индивидуальный подход.
Цифровые образовательные ресурсы
В своей работе использую ИКТ технологии (цифровые образовательные
ресурсы,
кроме
Интернет
ресурсов),
которые
очень
эффективны
в
подготовке
к
экзамену.
Применение
новых
информационных
технологий
позволяет
разнообразить
и
комбинировать
средства
педагогического
воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение
нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и
контроль над результатами обучения.
Не
имея
технической
возможности
проводить
в
рамках
урока
тренировочные
и
диагностические
работы
в
режиме
on-line,
предлагаю
старшеклассникам выполнить их в домашних условиях.
Работа с текстом
Более
сложной
задачей,
чем
обучение
работе
с
тестом,
является
формирование комплекса умений на основе работы с готовым текстом и
создание
собственного
текста.
Этому
способствует
использование
метода
межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаю такие формы
деятельности,
как
конспектирование,
составление
планов
и
отзывов.
Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные
виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.
Дополнительные занятия в системе подготовки к ГИА
Важным
элементом
подготовки
к
ОГЭ,
ЕГЭ
является
обучение
заполнению
бланков.
Учащиеся
даже
к
концу
учебного
года
допускают
ошибки
при
их
заполнении,
кто
от
волнения, кто
по
невнимательности.
Поэтому работа в этом направлении ведётся с отдельными учащимися на
индивидуально-групповых занятиях.
Диагностика уровня подготовки учащихся
Немаловажным
моментом
является
создание
реальных
условий
проведения ОГЭ и ЕГЭ. С этой целью проводятся пробные экзамены. Опыт
свидетельствует, что такая организация деятельности позволяет выпускникам
регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности
перед
итоговой
аттестацией,
вселяет веру
в
свои силы,
позволяет
адаптироваться в условиях ОГЭ или ЕГЭ.