Напоминание

Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку

Автор: Кривошапкина Ульяна Ильинична
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Верхоянская средняя общеобразовательная школа имениМ.Л.Новгородова"
Населённый пункт: г. Верхоянск, Верхоянский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Из опыта работы по подготовке учащихся

к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И

от того, насколько грамотно он будет построен, зависит результат.

Жизнь

давно

доказала,

что

успешность

человека

определяется

не

объектом знаний, а умением его применять.

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к

экзамену.

В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:

- Психологический настрой учащихся;

- Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ;

- Создание методической базы;

- Ресурсы ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет -

ресурсы);

- Работа с текстом;

- Создание банка тестовых заданий;

- Дополнительные занятия в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;

- Диагностика уровня подготовки учащихся;

Психологический настрой учащихся

С началом экзаменов в каждой семье, где есть школьник-выпускник,

начинаются переживания. Слово «экзамен» переводится с латинского как

«испытание».

И

действительно

для

многих

это

очень

серьезное

испытание».

В подготовке детей к экзаменам огромную роль играют родители.

Семейная атмосфера выпускника является главным фактором успешной

адаптации к подготовке и сдаче экзамена. В этой ситуации родителям,

прежде

всего,

должно

быть

присуще

умение

владеть

собой,

быть

ответственными,

сильными,

активными

и

в

то

же

время

тонкими

и

чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему

освободиться

от

негативных

эмоций.

Родители

должны

помочь

выпускнику

в

развитии

позитивного

представления

о

себе

путем

внимательного

отношения

и

поощрения

его

деятельности,

создавая

благоприятную

атмосферу

доброжелательности.

Нужно

подбадривать

детей, хвалить за то, что они делают хорошо. Повышать их уверенность

в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность

допущения ошибок.

Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Важным

условием

формирования психологической

устойчивости

обучающихся является организация информационной работы по подготовке к

ГИА.

В течение учебного года с девятиклассниками и одиннадцатиклассниками

проводится

изучение

нормативно

-

правовых

документов по

итоговой

аттестации.

В рамках информационной работы ежегодно в кабинете оформляется

стенд,

отражающий

общую

информацию,

связанную

с

ЕГЭ

и

ОГЭ по

русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты

КИМов,

инструкции

по

выполнению

работы,

инструкции

по

заполнению

бланков, рекомендации для выпускников.

Целесообразно знакомить выпускников с критериями оценивания ГИА.

Знание данных критериев позволяет избежать ошибок в построении текста

изложения и сочинения, выделении микротем, помогает ученику объективно

оценивать собственную работу.

В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать

готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает

понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И

уже

при

написании

собственной

работы

ученик

ориентируется

на

те

требования, которые к нему предъявляются.

Создание методической базы и банка тестовых заданий

Одним из направлений организационно-методической работы является

создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы.

Каждый год пополняю материалы для использования тестовых технологий в

разных

классах

с

5

по

11.

В

9,10

и

11

классах

приобретаем

учебно-

методические пособия

ФИПИ

и

пособия,

авторами

которых

являются

разработчики

контрольно - измерительных

материалов .

Эти

пособия

позволяют

эффективно

организовать

фронтальную

работу

в

классе,

самостоятельную

работу

дома,

осуществлять

дифференцированный

и

индивидуальный подход.

Цифровые образовательные ресурсы

В своей работе использую ИКТ технологии (цифровые образовательные

ресурсы,

кроме

Интернет

ресурсов),

которые

очень

эффективны

в

подготовке

к

экзамену.

Применение

новых

информационных

технологий

позволяет

разнообразить

и

комбинировать

средства

педагогического

воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение

нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и

контроль над результатами обучения.

Не

имея

технической

возможности

проводить

в

рамках

урока

тренировочные

и

диагностические

работы

в

режиме

on-line,

предлагаю

старшеклассникам выполнить их в домашних условиях.

Работа с текстом

Более

сложной

задачей,

чем

обучение

работе

с

тестом,

является

формирование комплекса умений на основе работы с готовым текстом и

создание

собственного

текста.

Этому

способствует

использование

метода

межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаю такие формы

деятельности,

как

конспектирование,

составление

планов

и

отзывов.

Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные

виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Дополнительные занятия в системе подготовки к ГИА

Важным

элементом

подготовки

к

ОГЭ,

ЕГЭ

является

обучение

заполнению

бланков.

Учащиеся

даже

к

концу

учебного

года

допускают

ошибки

при

их

заполнении,

кто

от

волнения, кто

по

невнимательности.

Поэтому работа в этом направлении ведётся с отдельными учащимися на

индивидуально-групповых занятиях.

Диагностика уровня подготовки учащихся

Немаловажным

моментом

является

создание

реальных

условий

проведения ОГЭ и ЕГЭ. С этой целью проводятся пробные экзамены. Опыт

свидетельствует, что такая организация деятельности позволяет выпускникам

регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности

перед

итоговой

аттестацией,

вселяет веру

в

свои силы,

позволяет

адаптироваться в условиях ОГЭ или ЕГЭ.