Напоминание

разработка механизма взаимодействия учителей начальной школы и основной школы с целью обеспечения единства программных и дидактических требований при переходе учащихся на вторую ступень обучения

Автор: Клецова Елена Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ лицей №5
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: разработка механизма взаимодействия учителей начальной школы и основной школы с целью обеспечения единства программных и дидактических требований при переходе учащихся на вторую ступень обучения







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

разработка механизма

взаимодействия учителей начальной

школы и основной школы

с целью обеспечения

единства программных и

дидактических требований

при переходе учащихся

на вторую ступень обучения

Подготовила:

учитель математики

Клецова Е.В.

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными

ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт,

знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.

Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой

связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях

его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в

опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности

изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Реализация преемственности

между

начальной

школой

и

средним звеном

обучения

должна

обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом

сохранения

самоценности

каждого

возрастного

периода

развития

учащегося;

сформированности

умения

учиться

как

фундаментального

новообразования;

направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие

индивидуальности каждого учащегося.

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так

как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к

новому

положению

в

обществе,

к

новым

взаимоотношениям

со

взрослыми,

со

сверстниками,

с

учителями.

Пятый

класс

трудный

и

ответственный

этап

в

жизни

каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком

задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность

адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким

учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является

зримым внешним показателем их взросления.

Иногда мы считаем, что преемственность касается лишь содержания обучения. На

самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому необходимо

выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом,

психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе к выполнению

учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей,

их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим

типом восприятия и переработки информации, неодинаковым

интересом

к различным учебным предметам и т.д.

Итак, рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при переходе из

4-го в 5-й класс и пути их решения. Переходный период из начальной школы в основную

сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах,

родителях, администрации школы Часто последствия бывают отрицательными, что

обусловлено:

сменой социальной обстановки;

изменением роли учащегося;

увеличением учебной нагрузки;

изменением режима дня;

разностью систем и форм обучения;

различием требований со стороны учителей-предметников;

изменением стиля общения учителей с детьми.

Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней

школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного

основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники.

Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник

теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является

адаптация к новым учителям, что сопровождается часто

конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное – учителей

стало столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки ведутся в разных

кабинетах.

Чтобы этого избежать, необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть

в начале учебного года единые требования к пятиклассникам. Особое внимание

учителей следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо

детям разъяснять критерии оценивания, дать возможность ученику оценить свой

ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем

ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.

Следует продолжать начатую в начальной школе работу по формированию

контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Для более успешной адаптации в

5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей с

требованиями, которые он предъявляет к ним по своему предмету.

Причины возникновения проблемы:

Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;

Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам

обучения;

Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;

Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам

обучения;

Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;

Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-

предметников

Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации

самостоятельной работы учащихся;

Существенное изменение родительского отношения к школе.

Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение

требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции

«старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является

довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в

понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив,

развязности, неорганизованности, забывчивости.

В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по

преемственности.

Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:

совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-

предметников в среднем звене;

работа с учащимися;

работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие

направления:

образовательные программы;

организация учебного процесса;

единые требования к учащимся;

структура уроков.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению,

помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его

на пути самосовершенствования и самореализации.

Главные задачи, которые ставит перед собою учитель математики, принявший

5 класс:

1.

Обеспечить ученикам, пришедшим на новую ступень обучения, эмоциональный и

психологический комфорт в новых условиях.

2.

Уметь найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых

условиях учениками.

3.

Установление тесного взаимодействия учителя с учителями начальной школы

и установление творческого сотрудничества.

4.

Своевременно разработать пути коррекции проблем дезадаптации.

5.

Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях того или

иного возрастного периода. Оказывать им психологическую помощь и поддержку.

6.

Осуществлять преемственность в работе учителей начальных классов и учителей

средней школы.

7.

Способствовать повышению уровня педагогической компетентности родителей.

Реализация этих задач предполагает поиск компромисса между позициями педагогов начального и

основного звена – формирование единого «портрета выпускника начальной школы» данного

конкретного образовательного учреждения и единых требований, предъявляемых к нему.

При этом педагоги, опираются на систему общеучебных умений, анализируют организационные,

интеллектуальные, оценочные и коммуникативные умения, детализируют и дополняют этот

перечень, исходя из ситуации в своем образовательном учреждении. Так же данный шаг,

предполагает освоение педагогами основной школы технологий, применяемых в начальной школе

и использование преемственного содержания, отраженного в учебниках образовательной системы.

Все это позволяет начать выстраивать линии преемственности по целям, методике и содержанию.

Переход в пятый класс – это своеобразное испытание и не только для школьников, но и

для педагогов. Учителям предметникам необходимо за короткое время узнать детей,

научиться эффективно управлять деятельностью учащихся. Учителю начальной школы

предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и

вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и

общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники – это уже младшие

подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным

периодом. С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и

учебного характера.

1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения

школьников.

Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают,

самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения,

устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с

товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно

упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что

именно в споре рождается истина. Именно такая форма проведения уроков мне близка.

2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших

к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом

скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому

целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание

доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых

в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.

Учителя должны участвовать в создание ситуации успеха, равно так же как и

использование игровых моментов на уроке, – это не удел начальной школы. Ведь ещё

великие русские педагоги Ушинский, Макаренко говорили о том, что учение должно

приносить удовольствие. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах

педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают

оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.

Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они

вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и

проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим,

выпуск тематических классных газет. Учитель, понимая значимость этих традиций в

жизни детей, стремится сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей

трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и

необходимые для учеников мероприятия. Педагогический нигилизм (отрицание всего, что

было наработано коллективом учащихся до вас) в этой ситуации не принесет позитивных

результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с

педагогом.

5. Отсутствие коллективных средств обучения.

Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для

школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей

перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в

жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со

сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и

малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к

сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для

школьников общение.

6. Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.

Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих

тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с

номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это

влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за

выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей. Вот и получается, что

наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются

запуски и пробелы в знаниях.

7. Личностный контакт с учителями.

Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную

жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету

определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель,

то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны

оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них

важны забота и внимание со стороны учителя.

Именно эти сложности организационного и учебного характера привили к необходимости

совместной работы учителя-предметника с учителем начальных классов по выработке

алгоритма взаимодействия.

ПАМЯТКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГАМ, РАБОТАЮЩИМ В 4 - 5-ых КЛАССАХ.

Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремиться

обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-

ориентированного подхода к каждому школьнику.

Во втором полугодии в 4-х классах педагогам начальной и средней школы

знакомить учащихся с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5-м классе.

Преподавателям-предметникам целесообразно в интересной для ребят манере

представить будущие предметы, рассказывать об особенностях обучения в средней

школе в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность

школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить

экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.

Завучу, учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4-го класса

развернутую характеристику, в которой нашли бы отражение личностные и

характерологические особенности, интеллектуальные возможности, в том числе

темп деятельности, мотивы учебной деятельности, интересы, самооценку, уровень

притязаний. А также особенности семейной ситуации, положение в группе

сверстников.

Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям

знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных

коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в

начальной школе.

На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность

строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они

получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить

стимулирующий и поддерживающий характер.

Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам

самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в

умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при

организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога

начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить

режим дня.

Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы

учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит

новая ведущая деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе

больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке,

поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный

уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов

решения задачи, искать нестандартные способы решения).

При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-

классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками

мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать

компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим

низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения

которых они заведомо бы имели успех.