Автор: Клецова Елена Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ лицей №5
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: разработка механизма взаимодействия учителей начальной школы и основной школы с целью обеспечения единства программных и дидактических требований при переходе учащихся на вторую ступень обучения
разработка механизма
взаимодействия учителей начальной
школы и основной школы
с целью обеспечения
единства программных и
дидактических требований
при переходе учащихся
на вторую ступень обучения
Подготовила:
учитель математики
Клецова Е.В.
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными
ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт,
знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.
Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой
связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях
его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в
опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности
изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.
Реализация преемственности
между
начальной
школой
и
средним звеном
обучения
должна
обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом
сохранения
самоценности
каждого
возрастного
периода
развития
учащегося;
сформированности
умения
учиться
как
фундаментального
новообразования;
направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие
индивидуальности каждого учащегося.
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так
как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к
новому
положению
в
обществе,
к
новым
взаимоотношениям
со
взрослыми,
со
сверстниками,
с
учителями.
Пятый
класс
–
трудный
и
ответственный
этап
в
жизни
каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком
задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность
адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким
учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является
зримым внешним показателем их взросления.
Иногда мы считаем, что преемственность касается лишь содержания обучения. На
самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому необходимо
выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом,
психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе к выполнению
учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей,
их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим
типом восприятия и переработки информации, неодинаковым
интересом
к различным учебным предметам и т.д.
Итак, рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при переходе из
4-го в 5-й класс и пути их решения. Переходный период из начальной школы в основную
сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах,
родителях, администрации школы Часто последствия бывают отрицательными, что
обусловлено:
сменой социальной обстановки;
изменением роли учащегося;
увеличением учебной нагрузки;
изменением режима дня;
разностью систем и форм обучения;
различием требований со стороны учителей-предметников;
изменением стиля общения учителей с детьми.
Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней
школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного
основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники.
Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник
теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является
адаптация к новым учителям, что сопровождается часто
конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное – учителей
стало столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки ведутся в разных
кабинетах.
Чтобы этого избежать, необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть
в начале учебного года единые требования к пятиклассникам. Особое внимание
учителей следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо
детям разъяснять критерии оценивания, дать возможность ученику оценить свой
ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем
ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.
Следует продолжать начатую в начальной школе работу по формированию
контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Для более успешной адаптации в
5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей с
требованиями, которые он предъявляет к ним по своему предмету.
Причины возникновения проблемы:
Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;
Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам
обучения;
Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;
Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам
обучения;
Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-
предметников
Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации
самостоятельной работы учащихся;
Существенное изменение родительского отношения к школе.
Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение
требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции
«старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является
довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в
понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив,
развязности, неорганизованности, забывчивости.
В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по
преемственности.
Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:
совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-
предметников в среднем звене;
работа с учащимися;
работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие
направления:
образовательные программы;
организация учебного процесса;
единые требования к учащимся;
структура уроков.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению,
помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его
на пути самосовершенствования и самореализации.
Главные задачи, которые ставит перед собою учитель математики, принявший
5 класс:
1.
Обеспечить ученикам, пришедшим на новую ступень обучения, эмоциональный и
психологический комфорт в новых условиях.
2.
Уметь найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых
условиях учениками.
3.
Установление тесного взаимодействия учителя с учителями начальной школы
и установление творческого сотрудничества.
4.
Своевременно разработать пути коррекции проблем дезадаптации.
5.
Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях того или
иного возрастного периода. Оказывать им психологическую помощь и поддержку.
6.
Осуществлять преемственность в работе учителей начальных классов и учителей
средней школы.
7.
Способствовать повышению уровня педагогической компетентности родителей.
Реализация этих задач предполагает поиск компромисса между позициями педагогов начального и
основного звена – формирование единого «портрета выпускника начальной школы» данного
конкретного образовательного учреждения и единых требований, предъявляемых к нему.
При этом педагоги, опираются на систему общеучебных умений, анализируют организационные,
интеллектуальные, оценочные и коммуникативные умения, детализируют и дополняют этот
перечень, исходя из ситуации в своем образовательном учреждении. Так же данный шаг,
предполагает освоение педагогами основной школы технологий, применяемых в начальной школе
и использование преемственного содержания, отраженного в учебниках образовательной системы.
Все это позволяет начать выстраивать линии преемственности по целям, методике и содержанию.
Переход в пятый класс – это своеобразное испытание и не только для школьников, но и
для педагогов. Учителям предметникам необходимо за короткое время узнать детей,
научиться эффективно управлять деятельностью учащихся. Учителю начальной школы
предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и
вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и
общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники – это уже младшие
подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным
периодом. С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и
учебного характера.
1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения
школьников.
Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают,
самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения,
устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с
товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно
упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что
именно в споре рождается истина. Именно такая форма проведения уроков мне близка.
2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших
к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом
скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому
целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание
доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых
в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.
Учителя должны участвовать в создание ситуации успеха, равно так же как и
использование игровых моментов на уроке, – это не удел начальной школы. Ведь ещё
великие русские педагоги Ушинский, Макаренко говорили о том, что учение должно
приносить удовольствие. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах
педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают
оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они
вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и
проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим,
выпуск тематических классных газет. Учитель, понимая значимость этих традиций в
жизни детей, стремится сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей
трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и
необходимые для учеников мероприятия. Педагогический нигилизм (отрицание всего, что
было наработано коллективом учащихся до вас) в этой ситуации не принесет позитивных
результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с
педагогом.
5. Отсутствие коллективных средств обучения.
Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для
школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей
перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в
жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со
сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и
малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к
сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для
школьников общение.
6. Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих
тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с
номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это
влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за
выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей. Вот и получается, что
наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются
запуски и пробелы в знаниях.
7. Личностный контакт с учителями.
Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную
жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету
определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель,
то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны
оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них
важны забота и внимание со стороны учителя.
Именно эти сложности организационного и учебного характера привили к необходимости
совместной работы учителя-предметника с учителем начальных классов по выработке
алгоритма взаимодействия.
ПАМЯТКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГАМ, РАБОТАЮЩИМ В 4 - 5-ых КЛАССАХ.
Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремиться
обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-
ориентированного подхода к каждому школьнику.
Во втором полугодии в 4-х классах педагогам начальной и средней школы
знакомить учащихся с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5-м классе.
Преподавателям-предметникам целесообразно в интересной для ребят манере
представить будущие предметы, рассказывать об особенностях обучения в средней
школе в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность
школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить
экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.
Завучу, учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4-го класса
развернутую характеристику, в которой нашли бы отражение личностные и
характерологические особенности, интеллектуальные возможности, в том числе
темп деятельности, мотивы учебной деятельности, интересы, самооценку, уровень
притязаний. А также особенности семейной ситуации, положение в группе
сверстников.
Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям
знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных
коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в
начальной школе.
На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность
строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они
получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить
стимулирующий и поддерживающий характер.
Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам
самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в
умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при
организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога
начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить
режим дня.
Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы
учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит
новая ведущая деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе
больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке,
поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный
уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов
решения задачи, искать нестандартные способы решения).
При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-
классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками
мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать
компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим
низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения
которых они заведомо бы имели успех.