Автор: Лямасова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 10 "Белочка"
Населённый пункт: город Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательно-творческий проект "Мамы разные нужны, мамы разные важны"
Проект «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».
«Сыр калача белее, а мать всех друзей милее» гласит народная мудрость. Однако у
современных детей часто преобладает потребительское отношение к матери. Они мало
знают о жизни мамы: о ее мечтах, увлечениях, профессиональной деятельности. Дети не
могут понять, что мамы устают и нуждаются в помощи и заботе. Детский сад должен
стать связующим звеном между детьми и их мамами, помочь им узнать, понять и принять
друг друга, воспитать в ребенке любовь уважение, чувство сопереживания и
взаимопомощи близкому человеку – маме.
С этой целью, мною был разработан познавательно-творческий проект для детей
старшего дошкольного возраста «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». В ходе
реализации проекта дети познакомились с профессией своих мам, узнали, какую пользу
приносит труд мам обществу. Организованная творческая выставка «Мамины руки не
знают скуки» позволила детям узнать об увлечениях мам. Готовя мамам
видеопоздравление с пожеланиями, дети задумались над тем, о чем мечтает мама? Это
способствовало заинтересованному разговору детей с мамами о их желаниях, мечтах,
переживаниях, стремлениях. Дети стали задумываться над тем, что мама выполняет так
много обязанностей, что сама нуждается в заботе и внимании. У детей возникло желание
помогать маме. С участием мам и детей был оформлен фото коллаж: «Мамин труд я
берегу, помогаю чем могу».
Закончилась работа над проектом теплым и душевным мероприятием «У самовара я и
моя мама, и все мои друзья». Угощение к чаю было приготовлено руками мам с участием
детей, а потому показалось всем участникам посиделок еще вкуснее. Дети с гордостью
рассказывали, как называется их десерт и как они его готовили вместе с мамами, а потом с
удовольствием пили чай. Весь вечер дети радовали своих мам стихами, песнями, а в
завершении вечера подарили подарки, сделанные своими руками. А мамы радовали своих
детей тем, что вместе с ними выполняли веселые задания, играли в игры.
Проведенная работа позволила детям поближе «познакомиться» со своими мамами, а
мамам посмотреть на своих детей со стороны. Способствовала зарождению
доверительных отношений между близкими людьми: детьми и их мамами.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Тип проекта: познавательно – творческий.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители (мамы).
Интеграция
образовательных
областей: познание,
речевое,
социально-
коммуникативное, художественно-эстетическое.
Продолжительность проекта: краткосрочный проект (3 недели).
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Современные дети практически ничего не знают о своих родителях, об их работе,
увлечениях,
мечтах
и
так
далее.
Они
не
имеют
представлений
о
профессиональной
деятельности
своих
родителей,
не
могут
понять,
что
родители
устают
на
работе.
А
родители, в свою очередь, уставшие после работы, не имеют сил и желания вникнуть в
какие-то тонкости «садовской» жизни своего ребенка. В лучшем случае, поинтересуются,
что дали на обед, что делали на занятиях, и была ли у них прогулка. Очень большое
значение для развития личности ребёнка имеет взаимопонимание между ребёнком и
матерью. Любовь мамы - это забота и помощь во всём. Поэтому часто у детей преобладает
потребительское отношение к матери Детям в силу возраста, трудно понять, что мама
нуждается в нашей благодарности, помощи и заботе.
Мама считается хранительницей семьи. И, конечно, именно мама играет важную роль
в жизни человека. Развитие отношений между ребёнком дошкольного возраста и матерью
имеет большое значение для развития личности ребёнка. Дети часто не знакомы с такими
понятиями, как забота, сочувствие, сопереживание, щедрость. Любовь к матери делает
людей благородными, порядочными и достойными уважения.
Детский сад должен стать связующим звеном между детьми и их родителями, должен
помочь им узнать, понять и принять друг друга, воспитать в ребенке любовь, уважение,
чувство
сопереживания
и
взаимопомощи
близкому
человеку
–
маме.
Это
является
необходимым составляющим в нравственном воспитании детей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Сформировать осознанное понимание значимости матери в жизни
ребенка, семьи, общества. Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1.
Уточнить, расширить знания детей о делах, заботах по дому, о профессиональной
деятельности, увлечениях, желаниях мамы.
2.
Воспитывать у детей заботливое, внимательное отношение к маме, желание ей
помогать.
3.
Побуждать
детей
выражать
благодарность
своим
матерям
за
заботу
через
продуктивную деятельность.
4.
Способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье.
5.
Развивать
социально-коммуникативные
навыки
детей
старшего
дошкольного
возраста.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.
Обогащение знаний детей о маме, ее роли в жизни детей, общества.
2.
Воспитание заботливого, уважительного отношения к маме.
3.
Сближение детей и родителей, создание душевной, трогательной атмосферы
совместной деятельности детей и родителей в детском саду.
4.
Пополнение опыта работы над организацией проектной деятельности в обучении и
воспитании детей старшего дошкольного возраста.
ХОД ПРОЕКТА:
ГИПОТЕЗА: «Совместная деятельность детей и родителей, способствующая лучше
узнать и понять друг друга, – залог доверительного отношения между ними в будущем».
Подготовительный этап. Сбор информации по теме проекта:
посещение сайтов соответствующей тематики;
сбор фотографий детей с мамами;
подбор художественной литературы;
подготовка презентации, наглядного материала;
разработка компьютерной игры «Назови профессию»;
подбор дидактических, словесных игр по теме проекта;
побор стихотворного, музыкального репертуара, мультфильмов о маме;
подготовка материала для продуктивной деятельности.
Содержательный этап.
Организация совместной деятельности с детьми:
1.
Интервьюирование «Трудно ли быть мамой?», «За что я люблю свою маму», «О
чем мечтает твоя мама?»
2.
Словесно-дидактические игры «Как зовут твою маму?», «Назови ласково».
3.
Беседы с детьми о предстоящем празднике, о маме, ее роли в жизни детей «Мамы
разные нужны, мамы разные важны».
4.
НОД по теме: «Профессии наших мам» с участием мам.
5.
Творческая деятельность детей: «Мы подарок маме сделаем сами своими руками!»
6.
Разучивание пословиц, стихов, песен о маме.
7.
Рассказы о маме «Моя мама лучше всех», «Как я помогаю маме», составление
пожеланий для мам.
8.
Оформление праздничной стенгазеты.
9.
Фото коллаж «Мамины помощники».
10.
С/р игры «Семья», «Встречаем гостей».
Организация работы с родителями:
1.
Информация в родительском уголке: «Роль матери в воспитании ребенка в семье».
2.
Приглашение мам к участию в НОД «Профессии наших мам».
3.
Выставка поделок: «Умелые руки наших мам» («Мамины руки не знают скуки»).
Заключительный этап:
1.
Фото коллаж «Профессии наших мам».
2.
Посиделки: «У самовара я и моя мама».
3.
Презентация «Мамы разные нужны, мамы разные важны».
ВЫВОД:
У детей появилось желание быть похожими на свою маму в делах и поступках.
Появилось эмоционально-положительное отношение к маме, гордость за свою
маму, трепетное отношение к ней.
Чаще возникает желание поговорить и рассказать всем о своей маме.
Литература:
1. «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т.Д.Пашкевич. – Волгоград:
Учитель, 2012г.
2. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г.
Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
3. Детско-родительский клуб «Веселая семейка» Л.Н. Попова, М.Н. Гонторевская.
Практические материалы М.ТЦ Сфера» 2012г.
4. Журнал «Дошколенок» №1/январь/2012. Тема номера: Мир профессий.
5. Журнал «Дошколенок» №7/июль/2007. Тема номера: Я и Моя семья.
6. Журнал «Дошколенок» №3/март/2012. Тема номера: Я и Моя семья.
11. Интернет ресурсы.