Напоминание

"Развитие мышления младших школьников".

Автор: Исаева Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ с.Кормежка им. Ф.П. Полынина
Населённый пункт: с. Кормежка Балаковский район Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мышления младших школьников".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья на тему: «Развитие мышления младших школьников».

Мышление - это форма человеческого познания, оно совершается по законам,

общим для всех людей, а также в мышлении проявляются возрастные и

индивидуальные особенности человека. В данной статье мы рассмотрим

развитие мышления младшего школьника.

Психолого-педагогические исследования показывают, что в период перехода из

дошкольного возраста в младший школьный главное значение приобретает

дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего

школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период

совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным

для данного возраста, к словесно-логическому мышлению.

Ученик, 7-8 летнего возраста мыслит, опираясь на наглядные свойства и

качества предметов и явлений, поэтому учитывая образность мышления,

учитель использует на уроке большое количество наглядных пособий. И только

на основе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

формируется словесно -логическое мышление. Исходя из этого мы видим, что в

первые два года обучения ученики чаще всего работают с наглядными

образцами, то в следующих классах объем подобных заданий уменьшается.

Образное мышление теряет необходимость в учебной деятельности.

Школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, овладевает

приемами мыслительной деятельности, приобретает способность счета в уме ,а

также развиваются основные мыслительные приемы: сравнения, выделения

существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия.

Чтобы сформировать у ученика научное понятие, нужно показать, что есть

существенные признаки, без которых предмет нельзя подвести под данное

понятие. Если ученики 1-2 класса отмечают в основном наглядные, внешние

признаки, описывающие действие объекта (что он делает) или его назначение

(для чего он), то к 3 классу учащиеся опираются на знания, полученные в

процессе обучения , которые позволят выявлять существенные признаки

предметов.

Третьеклассники должны также уметь вычленять более широкие и узкие

понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. Мышление

младшего школьника в своём развитии идёт от умения анализировать связи и

отношения между предметами и явлениями.

Чаще всего у учащихся могут появиться затруднения при установлении

причинно-следственных связей. Школьнику легко установить связь от причины

к следствию, чем от следствия к причине. Это можно объяснить тем, что при

умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь. А при

умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно

не дана, так как указанный факт может быть следствием самых разных причин,

которые нужно анализировать. Таким образом, младшему школьнику легче

ответить на вопрос: "Что произойдёт, если растение не поливать?", чем на

вопрос: "Почему это дерево засохло?"

К концу третьего класса ученики должны освоить такие элементы анализа, как

выявление отношений между понятиями и явлениями: противоположность

(например, слабый- сильный), наличие функциональных связей (например,

гнездо и птица), часть и целое (например, деревья - лес).

К окончанию четвертого класса ученики должны освоить такие элементы

анализа, как выявление следующих связей: расположенность, порядок

следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных

отношений, часть и целое. Развитие теоретического мышления, т.е. мышления в

понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста

рефлексии (рефлексия - умeниe oцeнить coбcтвeнное пoвeдeние, эмoциoнaльнoe

peaгиpoвaниe нa oкpужaющиx , принятие решений ) ,которая, являясь навыком

подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер

их отношений к самим себе и другим людям.