Автор: Исаева Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ с.Кормежка им. Ф.П. Полынина
Населённый пункт: с. Кормежка Балаковский район Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мышления младших школьников".
Статья на тему: «Развитие мышления младших школьников».
Мышление - это форма человеческого познания, оно совершается по законам,
общим для всех людей, а также в мышлении проявляются возрастные и
индивидуальные особенности человека. В данной статье мы рассмотрим
развитие мышления младшего школьника.
Психолого-педагогические исследования показывают, что в период перехода из
дошкольного возраста в младший школьный главное значение приобретает
дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего
школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период
совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным
для данного возраста, к словесно-логическому мышлению.
Ученик, 7-8 летнего возраста мыслит, опираясь на наглядные свойства и
качества предметов и явлений, поэтому учитывая образность мышления,
учитель использует на уроке большое количество наглядных пособий. И только
на основе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
формируется словесно -логическое мышление. Исходя из этого мы видим, что в
первые два года обучения ученики чаще всего работают с наглядными
образцами, то в следующих классах объем подобных заданий уменьшается.
Образное мышление теряет необходимость в учебной деятельности.
Школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, овладевает
приемами мыслительной деятельности, приобретает способность счета в уме ,а
также развиваются основные мыслительные приемы: сравнения, выделения
существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия.
Чтобы сформировать у ученика научное понятие, нужно показать, что есть
существенные признаки, без которых предмет нельзя подвести под данное
понятие. Если ученики 1-2 класса отмечают в основном наглядные, внешние
признаки, описывающие действие объекта (что он делает) или его назначение
(для чего он), то к 3 классу учащиеся опираются на знания, полученные в
процессе обучения , которые позволят выявлять существенные признаки
предметов.
Третьеклассники должны также уметь вычленять более широкие и узкие
понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. Мышление
младшего школьника в своём развитии идёт от умения анализировать связи и
отношения между предметами и явлениями.
Чаще всего у учащихся могут появиться затруднения при установлении
причинно-следственных связей. Школьнику легко установить связь от причины
к следствию, чем от следствия к причине. Это можно объяснить тем, что при
умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь. А при
умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно
не дана, так как указанный факт может быть следствием самых разных причин,
которые нужно анализировать. Таким образом, младшему школьнику легче
ответить на вопрос: "Что произойдёт, если растение не поливать?", чем на
вопрос: "Почему это дерево засохло?"
К концу третьего класса ученики должны освоить такие элементы анализа, как
выявление отношений между понятиями и явлениями: противоположность
(например, слабый- сильный), наличие функциональных связей (например,
гнездо и птица), часть и целое (например, деревья - лес).
К окончанию четвертого класса ученики должны освоить такие элементы
анализа, как выявление следующих связей: расположенность, порядок
следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных
отношений, часть и целое. Развитие теоретического мышления, т.е. мышления в
понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста
рефлексии (рефлексия - умeниe oцeнить coбcтвeнное пoвeдeние, эмoциoнaльнoe
peaгиpoвaниe нa oкpужaющиx , принятие решений ) ,которая, являясь навыком
подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер
их отношений к самим себе и другим людям.