Автор: Ибрагимова Гульнара Кадралиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 20 "Красная шапочка"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Пятигорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений.
Методическая разработка для воспитателей дошкольных
учреждений.
Программа
по
развитию
интеллектуальных
и
творческих
способностей детей дошкольного возраста посредством игровой
деятельности
с
развивающими
играми
В.
Воскобовича,
Б.
П.
Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера
Пояснительная записка:
Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных
и
творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста
посредством игровой деятельности с развивающими играми В.
Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера.
Дошкольный
возраст
–
период
активного
р а з в и т и я
познавательной
деятельности.
В
это
время
происходит
становление
первых
форм
абстракции,
обобщения
и
простых
умозаключений,
переход
от
практического
мышления
к
логическому,
развитие
произвольности
восприятия,
внимания,
памяти,
воображения.
Поэтому
одной
из
актуальных
проблем
дошкольной
педагогики
является
эффективное
развитие
интеллектуальных
и
творческих
способностей
дошкольников.
Использование
развивающих
игр
в
педагогическом
процессе
позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти
от
привычных
занятий
с
детьми
к
познавательной
игровой
деятельности,
организованной
взрослым
или
самостоятельной.
Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию,
очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции
с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка
в моторной активности, движении, помогает детям использовать
счет,
контролирует
правильность
выполнения
действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание -
творчество - становятся максимально действенными. Значимость
развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и
возрастная адекватность позволяет использовать их для решения
указанной проблемы - развитие интеллектуальных и творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста.
С
учетом
актуальности проблемы организации образовательного процесса
таким
образом,
чтобы
ребенок
играл,
развивался
и
обучался
одновременно,
была
разработана
программа
интеллектуально-
творческого развития детей 5-7 лет, работа проводилась в три
последовательных этапа: средняя, старшая и подготовительная
группы.
Цель
программы:
Повышение
уровня
интеллектуальных
и
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
через систему развивающих игр.
Задачи:
• Создать условия для развития интеллектуальных и творческих
способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей.
•
Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр
мыслительные
действия:
анализ,
синтез,
обобщение,
классификация, абстрагирование.
• Формировать умения обдумывать и планировать свои действия,
осуществлять решение в соответствии с заданными правилами,
проверять результат своих действий.
•
Развитие
речи,
умения
аргументировать
свои
высказывания,
строить простейшие умозаключения.
•
Укреплять
интерес
к
играм,
требующим
умственного
напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность
узнавать новое.
•
Воспитывать
навыки
элементарного
самоконтроля
и
саморегуляции,
согласовывать
свои
действия
с
действиями
сверстников и взрослого.
•
Формировать
представление
о
математических
понятиях:
углубление представлений о множестве, числе, величине, форме,
пространстве и времени; закрепление умений и навыков в счете,
вычислениях, измерениях; закрепление детьми математической
терминологии.
При составлении программы использовались следующие
игровые технологии:
1.
Игровая
технология
интеллектуально-творческого
развития
детей 3-7 лет Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные
лабиринты
игры»,
которая
представляет
собой
форму
взаимодействия
детей
и
взрослых
через
реализацию
определенного
сюжета
с
использованием
развивающих
игр
Воскобовича.
2. Технология Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», которая
предполагает
развитие
творческих
способностей
детей
с
помощью развивающих игр Никитина.
3. Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на
раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей
к усвоению математики.
Организация непосредственной образовательной
деятельности.
Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во
вторую
половину
дня.
Проводиться
в
течение
3
лет.
Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в
соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-25 минут.
Занятия
проводятся
1
раз
в
неделю.
Деятельность
носит
развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме,
с
интересным
содержанием,
творческими,
проблемно
–
поисковыми задачами.
Данная методическая разработка поможет педагогам планомерно
и
последовательно
использовать
предложенный
материал
для
развития интеллектуальных и творческих способностей у детей
5-7 лет.
Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений
и педагогам дополнительного образования.
Создание предметно-развивающей среды.
Образовательная
деятельность
организуется
в
группе
ДОУ,
о б о р у д о в а н н о й
в
с о о т в е т с т в и и
с
с а н и т а р н о -
эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка необходим
комплект
всех,
используемых
в
работе
развивающих
игр
и
дидактических пособий к ним.
Результативность освоения программы отслеживается в начале и
в
конце
учебного
года
в
ходе
диагностики
познавательных
процессов, которая проводится педагогом-психологом ДОУ. По
результатам диагностики можно судить об изменениях в развитии
дошкольников
в
каждый
возрастной
период.
Все
результаты
заносятся
в
сводную
таблицу.
Сравнение
первоначальных
и
итоговых
результатов
позволяет
оценить
уровень
усвоения
программного
материала
на
каждом
этапе
реализации
программы.
Интеграция образовательных областей:
1. Образовательная область «Познание»: Развитие психических
процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения,
речи. Расширение кругозора детей, сенсорное развитие.
2.
Образовательная
область
«Коммуникация»:
развитие
коммуникативных
навыков
в
процессе
свободного
общения
педагога
с
детьми
и
родителями,
пополнение
словаря
детей,
умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать
свои чувства, желания и мнения.
3.
Образовательная
область
«Чтение
художе ственной
литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных
произведений в ходе предварительной работы.
4.
Образовательная
область
«Художественное
творчество»:
Развитие продуктивной деятельности детей.
5.
Образовательная
область
«Социализация»:
приобщение
к
общепринятым
нормам
взаимодействия
со
сверстниками
и
взрослыми,
объективное
оценивание
своих
возможностей,
способность преодолевать трудности.
6.
Образовательная
область
«Музыка»:
приобщение
к
звукам
природы и музыки через аудиозаписи.
7. Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного,
ценностного отношения к собственному труду и труду других
людей.
8.
Образовательная
область
«Здоровье»:
формирование
правильной
осанки
при
выполнении
работы,
формирование
желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и
физкультминуток.
Ожидаемый результат:
1.
Дети
научатся
обдумывать
и
планировать
свои
действия,
осуществлять решение в соответствии с заданными правилами,
проверять
результат
своих
действий,
аргументировать
свои
высказывания, строить простейшие умозаключения.
2.
У
детей
будут
сформированы
основные
мыслительные
действия:
анализ,
синтез,
обобщение,
классификация,
абстрагирование.
3.
Появятся
навыки
элементарного
самоконтроля
и
саморегуляции,
навыки
взаимодействия
друг
с
другом,
дети
научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников
и взрослого.
4.
Расширится
представление
о
математических
понятиях:
о
множестве,
числе,
величине,
форме,
пространстве
и
времени,
математической терминологии.