Напоминание

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений.

Автор: Ибрагимова Гульнара Кадралиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 20 "Красная шапочка"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Пятигорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка для воспитателей дошкольных

учреждений.

Программа

по

развитию

интеллектуальных

и

творческих

способностей детей дошкольного возраста посредством игровой

деятельности

с

развивающими

играми

В.

Воскобовича,

Б.

П.

Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера

Пояснительная записка:

Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных

и

творческих

способностей

детей

дошкольного

возраста

посредством игровой деятельности с развивающими играми В.

Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера.

Дошкольный

возраст

период

активного

р а з в и т и я

познавательной

деятельности.

В

это

время

происходит

становление

первых

форм

абстракции,

обобщения

и

простых

умозаключений,

переход

от

практического

мышления

к

логическому,

развитие

произвольности

восприятия,

внимания,

памяти,

воображения.

Поэтому

одной

из

актуальных

проблем

дошкольной

педагогики

является

эффективное

развитие

интеллектуальных

и

творческих

способностей

дошкольников.

Использование

развивающих

игр

в

педагогическом

процессе

позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти

от

привычных

занятий

с

детьми

к

познавательной

игровой

деятельности,

организованной

взрослым

или

самостоятельной.

Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию,

очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции

с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка

в моторной активности, движении, помогает детям использовать

счет,

контролирует

правильность

выполнения

действий.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание -

творчество - становятся максимально действенными. Значимость

развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и

возрастная адекватность позволяет использовать их для решения

указанной проблемы - развитие интеллектуальных и творческих

способностей

детей

дошкольного

возраста.

С

учетом

актуальности проблемы организации образовательного процесса

таким

образом,

чтобы

ребенок

играл,

развивался

и

обучался

одновременно,

была

разработана

программа

интеллектуально-

творческого развития детей 5-7 лет, работа проводилась в три

последовательных этапа: средняя, старшая и подготовительная

группы.

Цель

программы:

Повышение

уровня

интеллектуальных

и

творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

через систему развивающих игр.

Задачи:

• Создать условия для развития интеллектуальных и творческих

способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных

особенностей.

Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр

мыслительные

действия:

анализ,

синтез,

обобщение,

классификация, абстрагирование.

• Формировать умения обдумывать и планировать свои действия,

осуществлять решение в соответствии с заданными правилами,

проверять результат своих действий.

Развитие

речи,

умения

аргументировать

свои

высказывания,

строить простейшие умозаключения.

Укреплять

интерес

к

играм,

требующим

умственного

напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность

узнавать новое.

Воспитывать

навыки

элементарного

самоконтроля

и

саморегуляции,

согласовывать

свои

действия

с

действиями

сверстников и взрослого.

Формировать

представление

о

математических

понятиях:

углубление представлений о множестве, числе, величине, форме,

пространстве и времени; закрепление умений и навыков в счете,

вычислениях, измерениях; закрепление детьми математической

терминологии.

При составлении программы использовались следующие

игровые технологии:

1.

Игровая

технология

интеллектуально-творческого

развития

детей 3-7 лет Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные

лабиринты

игры»,

которая

представляет

собой

форму

взаимодействия

детей

и

взрослых

через

реализацию

определенного

сюжета

с

использованием

развивающих

игр

Воскобовича.

2. Технология Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», которая

предполагает

развитие

творческих

способностей

детей

с

помощью развивающих игр Никитина.

3. Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на

раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей

к усвоению математики.

Организация непосредственной образовательной

деятельности.

Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во

вторую

половину

дня.

Проводиться

в

течение

3

лет.

Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в

соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-25 минут.

Занятия

проводятся

1

раз

в

неделю.

Деятельность

носит

развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме,

с

интересным

содержанием,

творческими,

проблемно

поисковыми задачами.

Данная методическая разработка поможет педагогам планомерно

и

последовательно

использовать

предложенный

материал

для

развития интеллектуальных и творческих способностей у детей

5-7 лет.

Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений

и педагогам дополнительного образования.

Создание предметно-развивающей среды.

Образовательная

деятельность

организуется

в

группе

ДОУ,

о б о р у д о в а н н о й

в

с о о т в е т с т в и и

с

с а н и т а р н о -

эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка необходим

комплект

всех,

используемых

в

работе

развивающих

игр

и

дидактических пособий к ним.

Результативность освоения программы отслеживается в начале и

в

конце

учебного

года

в

ходе

диагностики

познавательных

процессов, которая проводится педагогом-психологом ДОУ. По

результатам диагностики можно судить об изменениях в развитии

дошкольников

в

каждый

возрастной

период.

Все

результаты

заносятся

в

сводную

таблицу.

Сравнение

первоначальных

и

итоговых

результатов

позволяет

оценить

уровень

усвоения

программного

материала

на

каждом

этапе

реализации

программы.

Интеграция образовательных областей:

1. Образовательная область «Познание»: Развитие психических

процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения,

речи. Расширение кругозора детей, сенсорное развитие.

2.

Образовательная

область

«Коммуникация»:

развитие

коммуникативных

навыков

в

процессе

свободного

общения

педагога

с

детьми

и

родителями,

пополнение

словаря

детей,

умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать

свои чувства, желания и мнения.

3.

Образовательная

область

«Чтение

художе ственной

литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных

произведений в ходе предварительной работы.

4.

Образовательная

область

«Художественное

творчество»:

Развитие продуктивной деятельности детей.

5.

Образовательная

область

«Социализация»:

приобщение

к

общепринятым

нормам

взаимодействия

со

сверстниками

и

взрослыми,

объективное

оценивание

своих

возможностей,

способность преодолевать трудности.

6.

Образовательная

область

«Музыка»:

приобщение

к

звукам

природы и музыки через аудиозаписи.

7. Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного,

ценностного отношения к собственному труду и труду других

людей.

8.

Образовательная

область

«Здоровье»:

формирование

правильной

осанки

при

выполнении

работы,

формирование

желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и

физкультминуток.

Ожидаемый результат:

1.

Дети

научатся

обдумывать

и

планировать

свои

действия,

осуществлять решение в соответствии с заданными правилами,

проверять

результат

своих

действий,

аргументировать

свои

высказывания, строить простейшие умозаключения.

2.

У

детей

будут

сформированы

основные

мыслительные

действия:

анализ,

синтез,

обобщение,

классификация,

абстрагирование.

3.

Появятся

навыки

элементарного

самоконтроля

и

саморегуляции,

навыки

взаимодействия

друг

с

другом,

дети

научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников

и взрослого.

4.

Расширится

представление

о

математических

понятиях:

о

множестве,

числе,

величине,

форме,

пространстве

и

времени,

математической терминологии.