Авторы: Сапрыкина Елена Анатольевна, Блинова Софья Ильинична
Должность: старший воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2113
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Методология формирования временных представлений у детей дошкольного возраста
Методология формирования временных представлений
у детей дошкольного возраста.
Аннотация
Статья посвящена вопросам методологии по формированию временных
представлений детей дошкольного возраста.
Автор затрагивает вопросы
особенности учебной деятельности
в
рамках изучения детьми категории времени. При этом отдельное внимание
автор отводит основным подходам по изучению временных представлений
на
различных
возрастных
этапах
дошкольника,
с
учетом
усвояемости
временных представлений и уровню их понимания детьми на осознанном
уровне.
Ключевые слова: время, временные представления, календарь, время
суток.
На сегодняшний день существует ряд методологических подходов
в
рамках развития у детей дошкольного возраста аналитических способностей,
через
знакомство
с
календарем,
а
также,
формирование
понимания
последовательностей по временным категориям измерения [4].
В младшей группе детей дошкольного возраста начинают формироваться
первые формы временных представлений. Ознакомление детей дошкольного
возраста с частями суток практически уже начинается во второй возрастной
группе.
При этом основная задача воспитателя ориентирована на обучение в
рамках объяснения на словесной основе четырех частей суток. При этом
основным определителем времени у детей непосредственно выступает их
деятельность
на
ассоциативной
основе
связи
части
суток
и
конкретной
деятельности [3].
Каждое действие обусловлено ежедневной повторяемостью, связанной с
режимом жизни:
- приход в детский сад;
- завтрак;
- обед;
- сон после обеда;
- игра;
- ужин.
Занятия по определению временных представлений проводятся в виде
беседы, в процессе которой воспитатель в доверительной форме спрашивает
детей о том:
- что они делают утром, вечером, днем;
- когда приходят в садик, когда одеваются и раздеваются.
В качестве закрепления используется дидактический материал:
- тематические картинки по временам суток;
- действия детей по времени суток.
На занятиях дети читают стихи
и рассказы, в которых описываются
характерные для каждой части суток действия ребенка.
В средней группе идет закрепление полученных знаний. В значительной
степени расширяется содержательная часть дидактического материала.
Детям
в
игровой
форме
предлагается
выбирать
картинки,
которые
соответствуют
определенному
времени
суток.
После
закрепления
ассоциаций
времени
суток,
воспитатель
сосредотачивает
внимание
на
объективных
показателях,
связанные
с
явлениями
природы:
положение
солнца, цвет неба и т.п. [2]
На
практике
в
этом
плане
востребована
организация
прогулок
с
элементами наблюдения и измерения характеристик времени суток.
Закрепление
проходит
при
помощи
4-х
рисунков,
с
изображением
заходящего или восходящего солнца, звезды, как основных признаков части
суток.
После
усвоения
частей
суток,
для
детей
вводятся
определения
понимания
объективных
показателей.
Одновременно
уточняется
понятия
слова
«сутки».
Это
происходит
через
беседы
с
воспитателем
об
уровне
осознанности, что такое утро, день, вечер и ночь [6].
После усвоения этого материала
идет переход на изучение наречий:
«сегодня»,
«вчера»,
«сейчас»,
«завтра»,
с
последующей
их
связкой
с
суточным ходом в течение трех суток.
В старшей группе ребят идет активное знакомство с календарем.
При этом знакомство с календарем происходит путем использования
календарей, различных моделей. В этом плане самой доступной моделью
календаря является модель отрывного календаря.
В этом случае воспитатель берет на себя
роль направляющего
по
изучению календаря:
- устанавливается неотвратимость времени по дням – дважды один и тот
же день не может повториться;
-
устанавливается
календарный
ход:
использование
цветовой
гаммы
полосок по дням, неделям и месяцам;
- подготовка дидактического материала – сбор коробки с 18 отделениями
(3 ряда по 6 ячеек);
- формирования умения пользоваться различными цветовыми полосками
с учетом распределения дней, недель и месяцев [5].
В
этом
случае
воспитатель
подводит
детей
к
пониманию
количественного восприятия времени. Систематическая работа с календарем
формирует у детей знания, как о текущей дате, так и о текучести времени, как
о периодичности времени, так и о необратимости временных процессов.
Развитие чувства времени является необходимым условием для любой
деятельности. При этом в работе воспитателя важен ситуационный подход,
который ориентирован на наглядной демонстрации понятия времени и его
измерения [6].
На
практике
довольно
востребована
методика
развития
чувства
временных процессов для старших и подготовительных групп.
У
детей
старшей
и
подготовительной
к
школе
групп
детского
сада
чувство времени развивается по временным интервалам в 1, 3, 5 и 10 минут.
При этом
1 минута -
первоначальная единица времени, согласно
которой складываются 3, 5 и 10 минут.
Организация и методика работы при этом основана на:
- знакомстве детей дошкольного возраста
с временным интервалам
длительности по 1, 3, 5 и 10 минут, с использованием секундомера, песочных
часов;
-эмоциональной
составляющей
относительно
длительности
переживаний относительно различных видов деятельности;
- выполнение детьми работы в установленные сроки (1, 3, 5 минут).
При этом работа с детьми выстраивается по установленным этапам
(таблица 1).
Таблица 1 – Работа с детьми по формированию временных
представлений детей дошкольного возраста [1]
Этапы деятельности
воспитателя
Содержание этапа
Первый этап
Установление
окончания
срока
выполнения
деятельности
по
песочным часам.
Организация контроля выполнения задания.
Оценка
воспитателем
полученным
умениям
детей
в
рамках
определения правильности контроля времени по песочным часам.
Второй этап
оценка длительности интервала времени в процессе деятельности.
Воспитатель определяет точность
оценки детьми
длительности
интервала времени.
Третий этап
Планирование
на
перспективу
объема
деятельности
на
установленный
отрезок
времени,
с
учетом
полученных
представления о длительности отрезка времени.
Организация проверки относительно выполнения планового объема
работы на данную длительность с помощью песочных часов.
Четвертый этап
Дать оценку длительности временных отрезков во время игры или во
время занятия.
Таким образом, последовательность временных интервалов для детей
дошкольного возраста в понимании закрепляется с последовательностью их
деятельности и ряда событий, на объективном уровне.
В связи с этим,
именно воспитатель ставит себе цель: объяснить материал так, чтобы помочь
детям,
в
последующем,
осознанно
воспроизвести
и
тесно
связать
приобретенные знания с жизнью.
Список литературы
1.
Колесникова,
Е.
В.
Математические
ступеньки.
Программа
развития
математических
представлений
у
дошкольников
/
Е.В.
Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c.
2.
Корепанова, М.В. Моя математика: Пособие для детей 4-5 лет / М.В.
Корепанова. - М.: Баласс, 2012. - 80 c.
3.
Корепанова, М.В. Моя математика. Пособие для детей младшего и
среднего дошкольного возраста. 3-5 лет. Методические рекомендации для
педагогов / М.В. Корепанова, С.А. Козлова. - М.: Баласс, 2014. - 128 c.
4.
Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников /
З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 574 c.
5.
Петерсон, Л.Г. Раз - ступенька, два ступенька. В 2-х т. Т. 2. Раз -
ступенька, два ступенька...Математика для детей 6-7 лет / Л.Г. Петерсон. - М.:
Ювента, 2013. - 64 c.
6.
Петерсон,
Л.Г.
Игралочка.
Математика
для
детей
3-4
лет.
/
Л.Г.
Петерсон. - М.: Ювента, 2013. - 80 c.