Автор: Воробьева Ольга Александровна
Должность: учитель руссского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Краснопламенская СОШ №34
Населённый пункт: п.Красное пламя Владимирская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Приёмы работы учителя, позволяющие "учить детей учиться"
« Приёмы работы учителя, позволяющие «учить детей учиться».
(выступление на педсовете)
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный
образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной
задачей
развитие
личности
ученика.
Эта
задача
требует
от
учителя
принципиальных изменений в работе. Учитель не даёт готовое, он перестаёт
быть единственным носителем знаний, он лишь проводник в мире информации.
Задача педагога не просто формировать и развивать необходимые качества, но и
взаимодействовать
со
средой,
в
которой
растёт
ребёнок.
ФГОС
дают
возможность учащимся на уроках и во время внеурочной деятельности делать
свой выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот
выбор. Научить учиться – вот главный принцип работы учителя в современной
школе. Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от самого
учителя.
В мудрых словах предков отмечалось, мы всегда «преклоняемся перед
прошлым, стремимся к будущему». В них, я думаю, заключается истина.
Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век
информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные
на уроках, помогли ученику стать конкурентноспособной личностью?», «Как
повысить качество обучения школьников?», « Каким должен быть современный
урок?», « Какие технологии обучения являются наиболее эффективными?»,
« Какие приемы и формы организации учебной деятельности выбрать?» Такие
вопросы волнуют каждого учителя при переходе на ФГОС.
Современный урок, в отличие от традиционного, даёт возможность
учащимся
самим
прийти
к
открытию
нового
знания
через
практическую
направленность. Учитель помогает, создаёт условия и направляет деятельность
своих
учеников
на
поиск
и
приобретение
знаний.
Каждый
учитель
сам
определяет
для
себя
формы,
методы,
приёмы,
технологии,
которые
ему
позволяют качественно приготовить урок. Только тогда знания учащихся будут
качественными,
когда
у
них
в
процессе
обучения
будет
сформирована
способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Полностью отвергать
все, что наработано годами нельзя. Я считаю, что
сегодняшние уроки – это
своего рода симбиоз традиционного и нового, потому что можно применить
почти все существующие технологии.
Я хочу рассказать, какие приемы использую на уроках русского языка и
литературы в 5 классе.
Этап урока по ФГОС ООО
Приемы
1.
мотивация
Эмоциальное вхождение в урок
Прием «Знаете ли вы, что…»
«Да-нетка»
Эпиграф
Пословица, поговорка
2.
актуализация знаний
Проблемный вопрос
Ассоциации
Лови ошибку
Сценка
Обсуждение домашнего задания
Кластер
3.
выявление места и причины
затруднения
Таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)
Мозговой штурм
Ситуация яркого пятна
Группировка
4.
первичное закрепление
Фиш-бейн
Синквейн
Работа по инструкции
Вопросы к тексту
Работа с сигнальными карточками
5.
этап самостоятельной
работы с самопроверкой
Работа с компьютером
Работа в группе, паре
Решение орфографических задач
Найди соответствие
6.
повторение и закрепление
Аукцион знаний
Метод шляп
Найди ошибку
Эссе
Показательный ответ
7.
рефлексия
Эссе
Синквей
Даймонд
Метод незаконченного предложения
Высказывание в форуме
Свободное высказывание
Смайлики
Прием шляп
Свободный микрофон
Дерево настроения
Плюс-минус-интересно
8.
домашнее задание
Три уровня д/з
Творческое задание
Начнем с первого этапа – мотивации.
Существует немало приемов,
которые можно удачно применить на данном этапе. Рассмотрим некоторые из
них.
Приёмы работы:
1.Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает
пожелать друг другу удачи. Я часто читаю коротенькие стихотворения:
Прозвенел для нас звонок- начинается урок.
Ровно встали , подтянулись и друг другу улыбнулись.
Или:
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Таким образом происходит эмоциональное вхождение в урок.
2. Использую довольно часто эпиграфы и высказывания великих людей.
Ознакомиться с такими высказываниями я предлагаю и вам:
Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но
дважды облагораживает, если человек исправит ошибку. А.Навои.
Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость.Осознать
ошибку и не скрыть её – это и есть честность. Цзи Юнь. (корректирующие
уроки)
3. Можно начать урок с притчи, пословицы.
Например: Китайская пословица гласит: Человек может стать умным тремя
путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления.
Учитель предлагает поразмышлять, какой же путь самый трудный.
Выслушав всех, учитель воспроизводит
Человек может стать умным тремя путями:
путём подражания – это самый лёгкий путь,
путём опыта – это самый трудный путь,
и путём размышления – это самый благородный путь.
4. На этом этапе можно также использовать приём «Удивляй!» Сообщение
интересных фактов о каком – либо грамматическом явлении, о стилях речи.
Этап актуализации знаний
1.
Создание проблемных ситуаций на уроке.
Этот прием позволяет реализовать исследовательский подход к обучению,
смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом
виде, а «добывает» его в результате поисков. Например, при изучении темы
«Как исправить текст с речевым повтором» предлагаются для сравнения два
текста, и учащиеся путем наблюдения выявляют проблемный вопрос: какими
способами можно избежать повторов-ошибок?
2. При изучении темы «Имена существительные одушевленные и
неодушевленные» на доске записываю слова в два столбика (на вопрос кто? и
что?) А кукла – это предмет одушевлённый? А как узнать одушевлённый
предмет
или
нет?
В
русском
языке
есть
понятие
грамматической
одушевлённости. Если у существительных во множественном числе форма В. п.
совпадает с формой Р. п., то это существительное одушевлённое, а если во
множественном
числе
форма
В.
п.
совпадает
с
формой
И.
п.,
то
это
существительное
неодушевлённое
существительное.
Давайте
докажем
это.
Поверьте слова «девочка» и «ёлка»: девочки (И. п.) – девочек (В. п.) – девочек
(Р. п), следовательно, это существительное одушевлённое, ёлки (И. п.) – ёлок (Р.
П.)
– ёлки (В. п.), следовательно, это существительное неодушевлённое. А
теперь проверьте слово «кукла»: куклы (И. п.) – кукол (Р. п.) – кукол (В. п.),
следовательно,
это
существительное
одушевлённое,
как
и
существительные
«робот, мертвец, снеговик»
2.
Прием «Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по
обсуждаемой
теме
урока.
На
доске
можно
нарисовать
значок
корзины,
в
которой
условно
будет
собрано
все
то,
что
все
ученики
вместе
знают
об
изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает
по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность
1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся
друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не
более
3
минут.
Это
обсуждение
должно
быть
организованным,
например,
ученики
должны
выяснить,
в
чем
совпали
имеющиеся
представления,
по
поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,
при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»
идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно
«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение
к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты
или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Иногда я использую «Древо знаний» (рисую дерево, на котором веточки). Задаю
вопрос «Что мы знаем о глаголе?»(дети на каждой веточке записывают)
3.
Приём «Согласен – Не согласен»
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и
активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность
быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к
изучению темы урока.
Формирует:
умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу:
согласен – «+», не согласен – «-».
1.
Слово, имеющее одно лексическое значение, — однозначное.
2. Слова
разные
по
звучанию,
но
сходные
по
своему
лексическому
значению — это омонимы.
3.
Словарный состав языка — лексика.
4. Слово, имеющее несколько лексических значений, — многозначное.
5.
Слово сходство по отношению к слову различие — антоним.
4.Приём “Лови ошибку”
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
умение анализировать информацию;
умение применять знания в нестандартной ситуации;
умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель
предлагает
учащимся
информацию,
содержащую
неизвестное
количество
ошибок.
Учащиеся
ищут
ошибку
группой
или
индивидуально,
спорят,
совещаются.
Придя
к
определенному
мнению,
группа
выбирает
спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат
его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее
определите на него время.
5.Прием «Составление кластера»
Смысл
этого
приема
заключается
в
попытке
систематизировать
имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина»,
поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые
поля
того
или
иного
понятия.
Слово кластер
в
переводе
означает
пучок,
созвездие.
Составление
кластера
позволяет
учащимся
свободно
и
открыто
думать
по
поводу
какой-либо
темы.
Ученик
записывает
в
центре
листа
ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые
соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся
далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
На уроке литературы я использовала этот прием при подготовке к
сочинению по рассказу И.Тургенева «Муму».
Третий этап-выявление затруднений.
Приём «Знаю-хочу узнать-узнал-научился»
Этап «Знаю» предполагает работу в парах: что я знаю о теме урока;
«хочу узнать» - формулирование цели;
«узнал» - соотношение новой и старой информации;
«научился» - осознание результативности деятельности.
При работе с текстом на уроках литературы использую:
Прогнозирование
На уроках литературы использую прием «Прогнозирование», когда учащимся
предлагаю
определить
дальнейшие
действия
героя
в
сложной
для
него
ситуации, особенно в ситуации нравственного выбора. Например, при изучении
очерка
А.
Куприна
«Мой
полет»
мной
использовался
этот
прием.
Часто
использовала его при знакомстве с произведениями на уроках «Вокруг тебя-
мир».
Работа с текстом
Приём составления плана (для более глубокого осмысления текста).
Приём логического запоминания: самопроверка по вопросам, пересказ в парах с
опорой на конспект, подготовка докладов и т.д.
На литературе формируется морально-ценностная позиция учащихся. Поэтому
очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя
и
его
нравственное
содержание.
Для
формирования
познавательных,
коммуникативных и личностных УУД
использую приемы, направленные на
осмысление
содержания
текста:
«Чтение
с
остановками»,
«Чтение
с
пометками»,
«Интересующий
меня
вопрос»,
«Кластер».
Например,
при
«Чтении с остановками» задаю следующие вопросы: какие ощущения вызывает
у вас этот пейзаж? Что вы почувствовали, прослушав диалог? Кому из героев
вы сейчас больше доверяете? Что было для вас удивительным? Как вы думаете,
чем закончится произведение? Как вы бы поступили в данном случае? Этот
прием не новый. Он является основным в технологии критического мышления.
Чтение с остановками
Открывает возможности целостного видения произведения.
Примерные
вопросы:
Какие
ассоциации
вызывают
у
вас
имена,
фамилии
героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас
возникли?
Инсерт (чтение с пометами). Использую в основном на уроках русского
языка.
Инсерт
-
это
приём
такой
маркировки
текста,
когда
учащиеся
значками
отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что
является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более
подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:
«!» – Я это знал.
«+» – Новое для меня.
«-» – Вызывает сомнение.
«?» – Вопрос.
Синквейн
Один из приёмов активизации познавательной активности учащихся на уроке.
Например, на уроке литературы по рассказу «Муму» создали такой синквейн:
Герасим
Добрый, трудолюбивый
Заботится, любит, работает
Не должен страдать из-за жестокости людей
Человек
Проектная и исследовательская деятельность.
При организации урока использую групповую форму работы, проектные виды
деятельности. Учащиеся учатся в этом случае искать информацию, сообщать ее
другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать
продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов
УУД.
По литературе были созданы мини-проекты по темам: «Народная драма
«Озорник
Петрушка»,
«Моя
Россия»
(образ
Родины
в
лирике
20-го
века),
«Известные летчики»(при изучении рассказа А.Куприна «Мой полет»). Кроме
того дети часто делают небольшие сообщения на определенные темы (о жизни
писателей, поэтов)
Приемы и методы проектной технологии
С
точки
зрения
учащегося
проект
–
это
возможность
делать
что-то
интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка и
литературы школьники выполняют разные проекты: история словарей, схем,
сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические
темы,
проекты
на
определенную
тему.
Использование
кроссвордов,
иллюстраций,
рисунков,
различных
занимательных
заданий,
тестов,
воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
Стратегия «ТОНКИЕ» И «ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ»
Техника «толстые» и «тонкие» вопросы способствует развитию мышления и
внимания учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы.
Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в
текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
«Тонкие» вопросы– вопросы репродуктивного плана, требующие однословного
ответ
«Толстые»
вопросы–
вопросы,
требующие
размышления,
привлечения
дополнительных знаний, умения анализировать
Примеры «толстых» и «тонких» вопросов по рассказу Ю.Яковлева «Игра в
красавицу»
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Где
происходят
события
рассказа?
Объясните, почему ребята считают, что Нина –
красивая?
Кто главные герои?
Расскажите, как рождались мечты Нины?
В какую игру ребята играют
чаще всего?
В
чем
различие
между
«стеснительным»,
появившимся во дворе мальчиком и некрасивой
Ниной?
Кто
нарушает
привычный
порядок жизни во дворе?
Предположите, почему Нина ходит за новеньким
мальчиком?
Зачем Нина начинает ходить
за
новеньким
во
д в о р е
мальчиком?
Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?
Что
пытается
объяснить
Нине ее мама?
Как
вы
считаете,
почему
Нина
«играет
в
красавицу» со своей матерью?
Чем заканчивается рассказ?
О
чем
нас
заставляет
задуматься
последнее
предложение?
Прием «Рефлексивные вопросы».
Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания
другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.
Набор рефлексивных вопросов:
1.
Что показалось вам сегодня трудным?
2.
Что в изученном сегодня для вас самое главное?
3.
Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
4.
Какие новые мысли, чувства у вас появились
Применение приемов
способствует формированию универсальных
учебных
действий:
личностных
(развитие
коммуникативных
способностей,
культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения),
метапредметных
(формирование
умения
использовать
знако-символические
средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового
чтения,
овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). И, самое
главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою
деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.
На сегодняшний день говорить о каких-то больших результатах рано. Но выход
учащихся на творческий уровень (создание проектов по предметам, написание
рассказов, сочинений-рассуждений, уровень успеваемости
свидетельствует о
продуктивности проделываемой работы.