Напоминание

"Приёмы работы учителя, позволяющие "учить детей учиться"

Автор: Воробьева Ольга Александровна
Должность: учитель руссского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Краснопламенская СОШ №34
Населённый пункт: п.Красное пламя Владимирская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Приёмы работы учителя, позволяющие "учить детей учиться"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

« Приёмы работы учителя, позволяющие «учить детей учиться».

(выступление на педсовете)

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный

образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов

общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной

задачей

развитие

личности

ученика.

Эта

задача

требует

от

учителя

принципиальных изменений в работе. Учитель не даёт готовое, он перестаёт

быть единственным носителем знаний, он лишь проводник в мире информации.

Задача педагога не просто формировать и развивать необходимые качества, но и

взаимодействовать

со

средой,

в

которой

растёт

ребёнок.

ФГОС

дают

возможность учащимся на уроках и во время внеурочной деятельности делать

свой выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот

выбор. Научить учиться – вот главный принцип работы учителя в современной

школе. Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от самого

учителя.

В мудрых словах предков отмечалось, мы всегда «преклоняемся перед

прошлым, стремимся к будущему». В них, я думаю, заключается истина.

Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век

информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные

на уроках, помогли ученику стать конкурентноспособной личностью?», «Как

повысить качество обучения школьников?», « Каким должен быть современный

урок?», « Какие технологии обучения являются наиболее эффективными?»,

« Какие приемы и формы организации учебной деятельности выбрать?» Такие

вопросы волнуют каждого учителя при переходе на ФГОС.

Современный урок, в отличие от традиционного, даёт возможность

учащимся

самим

прийти

к

открытию

нового

знания

через

практическую

направленность. Учитель помогает, создаёт условия и направляет деятельность

своих

учеников

на

поиск

и

приобретение

знаний.

Каждый

учитель

сам

определяет

для

себя

формы,

методы,

приёмы,

технологии,

которые

ему

позволяют качественно приготовить урок. Только тогда знания учащихся будут

качественными,

когда

у

них

в

процессе

обучения

будет

сформирована

способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Полностью отвергать

все, что наработано годами нельзя. Я считаю, что

сегодняшние уроки – это

своего рода симбиоз традиционного и нового, потому что можно применить

почти все существующие технологии.

Я хочу рассказать, какие приемы использую на уроках русского языка и

литературы в 5 классе.

Этап урока по ФГОС ООО

Приемы

1.

мотивация

Эмоциальное вхождение в урок

Прием «Знаете ли вы, что…»

«Да-нетка»

Эпиграф

Пословица, поговорка

2.

актуализация знаний

Проблемный вопрос

Ассоциации

Лови ошибку

Сценка

Обсуждение домашнего задания

Кластер

3.

выявление места и причины

затруднения

Таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)

Мозговой штурм

Ситуация яркого пятна

Группировка

4.

первичное закрепление

Фиш-бейн

Синквейн

Работа по инструкции

Вопросы к тексту

Работа с сигнальными карточками

5.

этап самостоятельной

работы с самопроверкой

Работа с компьютером

Работа в группе, паре

Решение орфографических задач

Найди соответствие

6.

повторение и закрепление

Аукцион знаний

Метод шляп

Найди ошибку

Эссе

Показательный ответ

7.

рефлексия

Эссе

Синквей

Даймонд

Метод незаконченного предложения

Высказывание в форуме

Свободное высказывание

Смайлики

Прием шляп

Свободный микрофон

Дерево настроения

Плюс-минус-интересно

8.

домашнее задание

Три уровня д/з

Творческое задание

Начнем с первого этапа – мотивации.

Существует немало приемов,

которые можно удачно применить на данном этапе. Рассмотрим некоторые из

них.

Приёмы работы:

1.Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает

пожелать друг другу удачи. Я часто читаю коротенькие стихотворения:

Прозвенел для нас звонок- начинается урок.

Ровно встали , подтянулись и друг другу улыбнулись.

Или:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Таким образом происходит эмоциональное вхождение в урок.

2. Использую довольно часто эпиграфы и высказывания великих людей.

Ознакомиться с такими высказываниями я предлагаю и вам:

Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но

дважды облагораживает, если человек исправит ошибку. А.Навои.

Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость.Осознать

ошибку и не скрыть её – это и есть честность. Цзи Юнь. (корректирующие

уроки)

3. Можно начать урок с притчи, пословицы.

Например: Китайская пословица гласит: Человек может стать умным тремя

путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления.

Учитель предлагает поразмышлять, какой же путь самый трудный.

Выслушав всех, учитель воспроизводит

Человек может стать умным тремя путями:

путём подражания – это самый лёгкий путь,

путём опыта – это самый трудный путь,

и путём размышления – это самый благородный путь.

4. На этом этапе можно также использовать приём «Удивляй!» Сообщение

интересных фактов о каком – либо грамматическом явлении, о стилях речи.

Этап актуализации знаний

1.

Создание проблемных ситуаций на уроке.

Этот прием позволяет реализовать исследовательский подход к обучению,

смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом

виде, а «добывает» его в результате поисков. Например, при изучении темы

«Как исправить текст с речевым повтором» предлагаются для сравнения два

текста, и учащиеся путем наблюдения выявляют проблемный вопрос: какими

способами можно избежать повторов-ошибок?

2. При изучении темы «Имена существительные одушевленные и

неодушевленные» на доске записываю слова в два столбика (на вопрос кто? и

что?) А кукла – это предмет одушевлённый? А как узнать одушевлённый

предмет

или

нет?

В

русском

языке

есть

понятие

грамматической

одушевлённости. Если у существительных во множественном числе форма В. п.

совпадает с формой Р. п., то это существительное одушевлённое, а если во

множественном

числе

форма

В.

п.

совпадает

с

формой

И.

п.,

то

это

существительное

неодушевлённое

существительное.

Давайте

докажем

это.

Поверьте слова «девочка» и «ёлка»: девочки (И. п.) – девочек (В. п.) – девочек

(Р. п), следовательно, это существительное одушевлённое, ёлки (И. п.) – ёлок (Р.

П.)

– ёлки (В. п.), следовательно, это существительное неодушевлённое. А

теперь проверьте слово «кукла»: куклы (И. п.) – кукол (Р. п.) – кукол (В. п.),

следовательно,

это

существительное

одушевлённое,

как

и

существительные

«робот, мертвец, снеговик»

2.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по

обсуждаемой

теме

урока.

На

доске

можно

нарисовать

значок

корзины,

в

которой

условно

будет

собрано

все

то,

что

все

ученики

вместе

знают

об

изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность

1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся

друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не

более

3

минут.

Это

обсуждение

должно

быть

организованным,

например,

ученики

должны

выяснить,

в

чем

совпали

имеющиеся

представления,

по

поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»

идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно

«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение

к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты

или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Иногда я использую «Древо знаний» (рисую дерево, на котором веточки). Задаю

вопрос «Что мы знаем о глаголе?»(дети на каждой веточке записывают)

3.

Приём «Согласен – Не согласен»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и

активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность

быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к

изучению темы урока.

Формирует:

умение оценивать ситуацию или факты;

умение анализировать информацию;

умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу:

согласен – «+», не согласен – «-».

1.

Слово, имеющее одно лексическое значение, — однозначное.

2. Слова

разные

по

звучанию,

но

сходные

по

своему

лексическому

значению — это омонимы.

3.

Словарный состав языка — лексика.

4. Слово, имеющее несколько лексических значений, — многозначное.

5.

Слово сходство по отношению к слову различие — антоним.

4.Приём “Лови ошибку”

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

умение анализировать информацию;

умение применять знания в нестандартной ситуации;

умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель

предлагает

учащимся

информацию,

содержащую

неизвестное

количество

ошибок.

Учащиеся

ищут

ошибку

группой

или

индивидуально,

спорят,

совещаются.

Придя

к

определенному

мнению,

группа

выбирает

спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат

его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее

определите на него время.

5.Прием «Составление кластера»

Смысл

этого

приема

заключается

в

попытке

систематизировать

имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина»,

поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые

поля

того

или

иного

понятия.

Слово кластер

в

переводе

означает

пучок,

созвездие.

Составление

кластера

позволяет

учащимся

свободно

и

открыто

думать

по

поводу

какой-либо

темы.

Ученик

записывает

в

центре

листа

ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые

соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся

далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

На уроке литературы я использовала этот прием при подготовке к

сочинению по рассказу И.Тургенева «Муму».

Третий этап-выявление затруднений.

Приём «Знаю-хочу узнать-узнал-научился»

Этап «Знаю» предполагает работу в парах: что я знаю о теме урока;

«хочу узнать» - формулирование цели;

«узнал» - соотношение новой и старой информации;

«научился» - осознание результативности деятельности.

При работе с текстом на уроках литературы использую:

Прогнозирование

На уроках литературы использую прием «Прогнозирование», когда учащимся

предлагаю

определить

дальнейшие

действия

героя

в

сложной

для

него

ситуации, особенно в ситуации нравственного выбора. Например, при изучении

очерка

А.

Куприна

«Мой

полет»

мной

использовался

этот

прием.

Часто

использовала его при знакомстве с произведениями на уроках «Вокруг тебя-

мир».

Работа с текстом

Приём составления плана (для более глубокого осмысления текста).

Приём логического запоминания: самопроверка по вопросам, пересказ в парах с

опорой на конспект, подготовка докладов и т.д.

На литературе формируется морально-ценностная позиция учащихся. Поэтому

очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя

и

его

нравственное

содержание.

Для

формирования

познавательных,

коммуникативных и личностных УУД

использую приемы, направленные на

осмысление

содержания

текста:

«Чтение

с

остановками»,

«Чтение

с

пометками»,

«Интересующий

меня

вопрос»,

«Кластер».

Например,

при

«Чтении с остановками» задаю следующие вопросы: какие ощущения вызывает

у вас этот пейзаж? Что вы почувствовали, прослушав диалог? Кому из героев

вы сейчас больше доверяете? Что было для вас удивительным? Как вы думаете,

чем закончится произведение? Как вы бы поступили в данном случае? Этот

прием не новый. Он является основным в технологии критического мышления.

Чтение с остановками

Открывает возможности целостного видения произведения.

Примерные

вопросы:

Какие

ассоциации

вызывают

у

вас

имена,

фамилии

героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас

возникли?

Инсерт (чтение с пометами). Использую в основном на уроках русского

языка.

Инсерт

-

это

приём

такой

маркировки

текста,

когда

учащиеся

значками

отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что

является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более

подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:

«!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня.

«-» – Вызывает сомнение.

«?» – Вопрос.

Синквейн

Один из приёмов активизации познавательной активности учащихся на уроке.

Например, на уроке литературы по рассказу «Муму» создали такой синквейн:

Герасим

Добрый, трудолюбивый

Заботится, любит, работает

Не должен страдать из-за жестокости людей

Человек

Проектная и исследовательская деятельность.

При организации урока использую групповую форму работы, проектные виды

деятельности. Учащиеся учатся в этом случае искать информацию, сообщать ее

другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать

продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов

УУД.

По литературе были созданы мини-проекты по темам: «Народная драма

«Озорник

Петрушка»,

«Моя

Россия»

(образ

Родины

в

лирике

20-го

века),

«Известные летчики»(при изучении рассказа А.Куприна «Мой полет»). Кроме

того дети часто делают небольшие сообщения на определенные темы (о жизни

писателей, поэтов)

Приемы и методы проектной технологии

С

точки

зрения

учащегося

проект

это

возможность

делать

что-то

интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка и

литературы школьники выполняют разные проекты: история словарей, схем,

сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические

темы,

проекты

на

определенную

тему.

Использование

кроссвордов,

иллюстраций,

рисунков,

различных

занимательных

заданий,

тестов,

воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.

Стратегия «ТОНКИЕ» И «ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ»

Техника «толстые» и «тонкие» вопросы способствует развитию мышления и

внимания учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы.

Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в

текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

«Тонкие» вопросы– вопросы репродуктивного плана, требующие однословного

ответ

«Толстые»

вопросы–

вопросы,

требующие

размышления,

привлечения

дополнительных знаний, умения анализировать

Примеры «толстых» и «тонких» вопросов по рассказу Ю.Яковлева «Игра в

красавицу»

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Где

происходят

события

рассказа?

Объясните, почему ребята считают, что Нина –

красивая?

Кто главные герои?

Расскажите, как рождались мечты Нины?

В какую игру ребята играют

чаще всего?

В

чем

различие

между

«стеснительным»,

появившимся во дворе мальчиком и некрасивой

Ниной?

Кто

нарушает

привычный

порядок жизни во дворе?

Предположите, почему Нина ходит за новеньким

мальчиком?

Зачем Нина начинает ходить

за

новеньким

во

д в о р е

мальчиком?

Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?

Что

пытается

объяснить

Нине ее мама?

Как

вы

считаете,

почему

Нина

«играет

в

красавицу» со своей матерью?

Чем заканчивается рассказ?

О

чем

нас

заставляет

задуматься

последнее

предложение?

Прием «Рефлексивные вопросы».

Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания

другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.

Набор рефлексивных вопросов:

1.

Что показалось вам сегодня трудным?

2.

Что в изученном сегодня для вас самое главное?

3.

Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

4.

Какие новые мысли, чувства у вас появились

Применение приемов

способствует формированию универсальных

учебных

действий:

личностных

(развитие

коммуникативных

способностей,

культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения),

метапредметных

(формирование

умения

использовать

знако-символические

средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового

чтения,

овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). И, самое

главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою

деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

На сегодняшний день говорить о каких-то больших результатах рано. Но выход

учащихся на творческий уровень (создание проектов по предметам, написание

рассказов, сочинений-рассуждений, уровень успеваемости

свидетельствует о

продуктивности проделываемой работы.