Автор: Карагодина Виктория Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУСОШ
Населённый пункт: п. Жирекен, Чернышевского района, Забайкальского края
Наименование материала: сценарий урока математики в 1 классе
Тема: Число 1. Цифра 1 . Один, много.
Математика 1 класс
Тема «ЧИСЛО 1. ЦИФРА 1. ОДИН И МНОГО »
Цель
деятельности
учителя
создать условия для ознакомления с понятиями один и много, с первой арабской цифрой – 1
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: знают: первую арабскую цифру-знак 1; умеют: различать понятия «цифра» и «число», писать цифру 1, распознавать и называть
геометрические фигуры: кривая замкнутая, кривая незамкнутая.
Метапредметные:
Регулятивные: работают по предложенному учителем плану, адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные: соблюдают правила общения и поведения в школе, выполняют различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика),
умеют вступать в речевое общение, допускать существование различных точек зрения, строить монологическое высказывание.
Личностные УУД: понимают значение математики в жизни человека, ориентируются на оценку результатов собственной учебной деятельности.
Образовательные
ресурсы
Оборудование: учебник «Математика 1 класс», тетради,
предметные картинки, числовые карточки, карточки с цифрой 1.
Ноутбук, проектор, экран
Ход урока
№
п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
I
Орг. момент
- Скажите ребята, зачем мы пришли в школу?
- Проверьте, все ли принадлежности готовы к уроку? Сравните с соседом по парте.
Рассказывают
стихотворение «Мы
сюда пришли
учиться…»
Проверяют
готовность к уроку
II
Актуализация
знаний
–
Вчера
на
уроке
мы
познакомились
с
новыми
геометрическими
фигурами.
Вспомните,
как
они
называются. (Прямая, кривая линии, луч.)
- Рассмотрите рисунки на доске (предметы на карточках от 1 до 6)
- Покажите числовые карточки к рисункам так, чтобы число на карточке рассказывало, сколько предметов на
рисунке
Называют
геометрические
фигуры
Показывают
числовые карточки
1
- Поставьте числовые карточки по порядку.
- Продолжите ряд на две карточки
.
Проверьте у соседа по парте
- Назовите поставленные числа (7, 8)
III
Определение
темы урока
Постановка
целей и задач
- Послушайте стихотворение:
Сколько звезд на ясном небе!
Сколько колосков в полях!
Сколько песенок у птицы!
Сколько листьев на ветвях!
Только солнце – одно на свете.
Только мама – одна на свете. (М. Танк)
– Сегодня начинаем изучать числа. Кто догадался, с какого числа начнем? (С числа «один».)
- Про какие предметы или людей мы можем сказать, что их по одному? (Одна голова у человека, одна
мама, один папа, одна луна, одно солнце.)
- Рассмотрите страницы учебника 22-23.
- Что мы будем выполнять на уроке? (познакомимся с числом один, научимся писать цифру 1, узнаем о
новой геометрической фигуре)
- Это мы составили план нашего урока.
Слушают
стихотворение,
с помощью учителя
формулируют тему
урока
Рассматривают
иллюстрации
учебника,
составляют
примерный план
урока
IV
Открытие
нового знания
Работа по учебнику
Задание № 1 на с. 22
- Рассмотрите рисунок с соседом по парте, посовещайтесь и скажите, из каких вагонов состоит поезд?
(Зелёных и жёлтых.)
- Помогите Пете сосчитать вагоны. Сколько здесь зелёных вагонов? (Один.)
– А сколько жёлтых? (Некоторые дети попытаются назвать точное число. Но надо привести их к понятию
«много», поэтому всё время обращается внимание детей на то, что количество жёлтых вагонов мы не можем
назвать, оно может быть больше, чем то, что назвали.)
– Назовите самое большое число, какое вы только знаете.
– А может так быть, что жёлтых вагонов ещё больше? (Может. Мы не можем их сосчитать.)
– Как же сказать про большое число, не называя его? Сколько у нас жёлтых вагонов? (Много.)
Задание № 2 учебника
– Сколько кругов вы положили? (Один.)
Работают в парах
Рассматривают
иллюстрации в
учебнике
Отвечают на
вопросы
2
– Какой карточкой мы обозначаем это количество? Покажите её.
Задание № 3 учебника
– Назовите предметы на рисунках. Назовите их число.
- Вова Колесников задаёт нам вопрос. Учитель читает текст под знаком ? (Дети, посовещавшись, дают
ответы. Педагог зачитывает текст в оранжевой рамке.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Стали мы учениками...»
Наблюдение за печатной и письменной цифрой
- Посмотрите на печатную и письменную цифры, чем они похожи, чем отличаются?
– Как вы думаете, на что похожа эта цифра?
- Послушайте стихотворение
(Читаем стихи С.Я. Маршака.)
– Давайте посмотрим, как она пишется. Показ «Как правильно писать цифру 1» (на проекторе)
- Напишем цифру в воздухе
Высказывают свои
предположения
Слушают
Наблюдают, как
пишется цифра
Пишут в воздухе
V
Развитие
умений и
навыков
Работа в тетради с. 13 № 1
– Единица очень любит выглядеть подтянутой, стройной, красивой. Устроим конкурс красоты. Напишите
цифру в тетради самостоятельно, обведите по образцу и продолжите ряд. Подчеркните самую красивую
цифру 1 зелёным карандашом.
– Дети вышли на прогулку, и вдруг пошёл дождь. Капнула первая капля. На что похож её след? (На точку.)
– Возьмите лист бумаги и остро заточенный карандаш. Прикоснитесь несколько раз кончиком карандаша к
листу так, чтобы остался след. Это точки. (Проверяем работу друг друга.)
Работа по учебнику
№ 5 с. 23
- Что можно сказать о точках слева и справа? (Слева – одна, справа – много.)
Задание № 6 с. 23
(если останется время до окончания урока)
- Рассмотрите рисунок слева, назовите фигуры, изображённые на нём (линии прямые и кривые)
- Что мы видим на рисунке справа? (точки и кривую линию)
Выполняют работу в
тетради
самостоятельно
Работают в парах
Работают в парах,
3
- Каких фигур больше?
- Каких фигур меньше?
Дети самостоятельно обдумывают ответ на вопрос задания. После этого рассказывают, что они выяснили:
каких фигур и где (по видам отдельно) больше, каких меньше (кривых слева больше, чем справа, прямых
слева больше, чем справа, а точек слева нет ни одной, а справа есть, значит, справа их больше).
совещаются
VI
Рефлексия
-
В о з ь м и т е
к р у ж к и
с в е т о ф о р а
и
о ц е н и т е
с в о ю
р а б о т у
н а
у р о к е .
С к а ж и т е ,
ч т о
о б о з н а ч а ю т
ц в е т а
н а ш е г о
с в е т о ф о р а ?
( З е л ё н ы й
к р у ж о к
–
у
м е н я
в с ё
п о л у ч и л о с ь ,
в с ё
п о н я т н о ;
ж ё л т ы й
–
у
м е н я
ч т о - т о
н е
п о л у ч и л о с ь ,
м н е
к о е - ч т о
н е п о н я т н о ;
к р а с н ы й
–
я
н и ч е г о
н е
п о н я л .
Н е о б х о д и м о
с п р о с и т ь
н е с к о л ь к и х
у ч е н и ко в
о б
и х
с а м о о ц е н ке ;
н а д
ч е м
и м
н у ж н о
п о р а б о т ат ь ,
ч т о б ы
р а б о т а
п о л у ч а л а с ь
л у ч ш е )
И г р а «Закончи предложение».
– Я буду начинать предложение, а вы – заканчивать.
Любое число можно обозначить на письме… (цифрой).
Сегодня познакомились с цифрой… (один).
Она похожа на … (палочку).
Самая маленькая геометрическая фигура – это … (точка).
Мы знаем еще такие геометрические фигуры, как … (треугольник, прямоугольник и т. д.)
Оценивают
собственную работу,
комментируют свои
оценки
Отвечают на
вопросы
VII
Домашнее
задание
(по желанию
детей)
- Ребята, кто из вас был в картинной галерее? Что вы там видели? (картины) А можем ли мы устроить
картинную галерею в нашем классе? (Да) Что нам необходимо для этого сделать? (Нарисовать рисунки)
Предлагаю всем желающим дома нарисовать рисунок – портрет цифры 1.
4