Напоминание

Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи"

Автор: Полухина Елена Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ ООШ
Населённый пункт: д. Павлово Пижанского района Кировской области
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Технологическая карта урока

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тема урока: «Имя существительное как часть речи»

Тип урока: урок открытия «нового» знания.

Обучающая цель (предметный результат): развить у учащихся умение распознавать имя существительное;

определять морфологические признаки.

Развивающая цель (метапредметный результат): продолжить развитие у обучающихся познавательных общих

(интеллектуальных), регулятивных (самооценка), коммуникативных универсальных учебных действий.

Воспитывающая цель (личностный результат): осознание языка как основного средства человеческого общения;

воспитывать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность и дисциплинированность.

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик будет знать: правило (что означает имя существительное), морфологические признаки существительного,

синтаксическая роль в предложении

Ученик будет уметь: рассказать об имени существительном в форме научного описания

Ученик получит возможность научиться: отличать существительные от других частей речи

Метапредметные:

У ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

Познавательные: выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; осуществлять самоконтроль; совместно

давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, аргументировать свою точку зрения

Личностные: формировать устойчивое отношение к учению, к познавательной деятельности

Методы обучения: элементы технологии развивающего, проблемного, игрового обучения, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: у учителя: УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. Л.А.

Тростенцова. - М.: Просвещение, 2016, электронное приложение к учебнику 5 класса, презентация, раздаточный

материал.

у обучающихся: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. Л.А.

Тростенцова. - М.: Просвещение, 2016

Ход урока

Этапы урока

открытия «нового»

знания

Цель

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

П. – познавательные; Р. – регулятивные;

К. – коммуникативные; Л. – личностные;

(Перечень УУД, выполняемых обучающимися

на данных этапах)

1.

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности.

Выработка на

личностно значимом

уровне внутренней

готовности к

выполнению

нормативных

требований учебной

деятельности

Приветствие учащихся.

- Прозвенел звонок.

Вы готовы начать урок?

Все ли на месте? Всё ли в

порядке?Учебники, тетрадки?

Каждый хочет отвечать и

оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Слушают учителя, участвуют в

диалоге с учителем. Размещают

учебные материалы на рабочем

столе

Р. – волевая саморегуляция;

– целеполагание – умение самостоятельно определять

цели своего обучения, ставить и формулировать для

себя новые задачи в учебе познавательной

деятельности;

К. – планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками;

Л. – действие смыслообразования;

– самоопределение;

– развитие мотивов и интересов своей познавательной

деятельности;

2

Актуализация и

фиксирование

индивидуального

затруднения в

пробном действии.

Подготовка

мышления

обучающихся и

организация осознания

ими внутренней

потребности к

построению нового

способа действий.

Ребята, мы начинаем изучать

удивительную часть речи. Для

того, чтобы узнать, как она

называется, надо отгадать

загадку:

Давно живу я в мире этом,

Даю названье всем предметам.

Что это?

Показывает презентацию.

-Прочитайте эпиграф к уроку (на

слайде)

-Докажите справедливость этого

высказывания.

-Объясните постановку тире.

Отвечают на вопросы. Смотрят

презентацию. Обдумывают ответы

на вопросы и понимают, что знаний

у них недостаточно для полных

ответов.

П. – логические: анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия, классификация;

– извлечение необходимой информации из текстов;

– структурирование знаний;

– использование знаково-символических средств;

– осознанное и произвольное построение речевого

высказывания;

– подведение под понятие;

– контроль и оценка процесса и результатов

деятельности;

Р. – контроль, коррекция (если актуализация

выполняется при проверке домашнего задания);

– прогнозирование (при анализе пробного действия

перед его выполнением);

– выполнение пробного учебного действия;

– фиксирование индивидуального затруднения в

пробном действии;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К. – выражение своих мыслей с достаточной

полнотой и точностью;

– владение устной и письменной речью,

монологической контекстной речью;

– аргументация своего мнения и позиции в

коммуникации;

– учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего

суждения.

3

Выявление места и

причины

затруднения.

Можно объединить

3 – 5 этапы:

Постановка и

решение проблемы

Осознание того, в

чем состоит

недостаточность

знаний, умений,

способов действий.

-Что вы знаете о

существительном?

С существительным

Вы знакомы с начальных

классов. Сегодня вы расширите

свои знания о существительном.

И чтобы вам не было скучно, я

предлагаю вам путешествие.

Формулируют собственные мысли,

высказывают и обосновывают свою

точку зрения. В сотрудничестве с

учителем и одноклассниками

делают выводы. Слушают и

обсуждают ответы товарищей.

П. – логические: анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия;

– подведение под понятие;

– определение основной и второстепенной

информации;

– смысловое чтение;

– постановка и формулирование проблемы;

– структурирование знаний;

– осознанное и произвольное построение речевого

высказывания;

Р. – оценивание правильности выполнения учебной

задачи, собственные возможности ее решения;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К. – осознанное использование речевых средств в

соответствии с задачей коммуникации для выражения

своих мыслей, чувств и потребностей;

– владение устной и письменной речью,

монологической контекстной речью;

– аргументация своего мнения и позиции в

коммуникации;

– учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего

суждения.

4

Построение

проекта выхода из

затруднения.

Постановка целей

учебной

деятельности, выбор

способа, средств их

А

что

нужно,

чтобы

идти

в

правильном

направлении

и

не

заблудиться?

Каждый получит маршрутный

лист с указанием, по каким

станциям нам предстоит пройти,

и будет выставлять себе баллы.

Получают маршрутные листы.

П .

логические:

анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение, аналогия;

– самостоятельное выделение и формулирование

познавательной цели;

– поиск и выделение необходимой информации;

– планирование - определение способов действий в

рамках предложенных условий и требований;

реализации.

Отправляемся в путь.

– прогнозирование;

– структурирование знаний;

– использование знаково-символических средств;

– моделирование и преобразование моделей разных

типов (предметы, схемы, знаки, символы);

– осознанное и произвольное построение речевого

высказывания;

Р. – целеполагание, как постановка учебной задачи;

– планирование – умение самостоятельно

планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные;

– выбор наиболее эффективных способов решения

учебных и познавательных задач;

– принятие решений и осуществление осознанного

выбора в учебной и познавательной деятельности;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К.– осознанное использование речевых средств в

соответствии с задачей коммуникации для выражения

своих мыслей, чувств и потребностей;

– владение устной и письменной речью,

монологической контекстной речью;

– аргументация своего мнения и позиции в

коммуникации;

– учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего

суждения.

– планирование учебного сотрудничества с учителем

и сверстниками;

– разрешение конфликтов;

Л. – самоопределение;

– смыслообразование.

5

Реализация

построенного

проекта.

Построение

обучающимися нового

способа действий и

1 остановка «Опознавательная»

-Можно ли написать по-русски

рассказ, состоящий из слов,

которых нет в русском языке?

Оказывается, можно.

Вот как это сделала

писательница Л.Петрушевская.

Ч и т а ю т

т е к с т,

в ы б и р а ю т

и

П. – логические: анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия, классификация;

– выбор оснований критериев для классификации;

– выдвижение гипотез и их обоснование;

– поиск необходимой информации;

- смысловое чтение;

– использование знаково-символических средств;

формирование умений

его применять.

А вы попробуйте узнать

существительные и доказать это.

(Текст на слайде)

-Что такое существительное? Что

оно обозначает?

2 остановка «Теоретическая»

-На столах у вас лежат карточки.

Прочитайте слова, что они

обозначают? Выпишите только те

слова, которые обозначают

указанные названия.

3 остановка

«Морфологическая»

Задание1 Распределите

существительные по родам.

Сделайте выводы.(Слайд)

2 задание. Распределите

существительные

На одушевленные и

неодушевленные.

(слайд)

4 остановка «Синтаксическая»

-Определите, какую роль играет

слово «дерево» в приведённых

предложениях. (слайд)

-расскажите о синтаксической

роли существительного.

выписывают

существительные

в

соответствии с заданиями.

– моделирование и преобразование моделей разных

типов (предметы, схемы, знаки, символы);

– установление причинно-следственных связей;

– самостоятельное создание способов решения

проблем творческого и поискового

характера на основе метода рефлексивной

самоорганизации;

– осознанное и произвольное построение речевого

высказывания;

– построение логической цепи рассуждений,

умозаключений (индуктивное, дедуктивное и по

аналогии), делать выводы;

Р. – волевая саморегуляция;

– познавательная инициатива;

– соотношение своих действий с планируемым

результатом;

– контроль своей деятельности в процессе

достижения результата;

– корректировка своих действий в соответствие с

изменяющейся ситуацией;

К. – планирование и организация учебного

сотрудничества со сверстниками;

– работа индивидуальная, парная, в группах;

– осознанное использование речевых средств в

соответствии с задачей коммуникации для выражения

своих мыслей, чувств и потребностей;

– адекватное использование речевых средств для

решения коммуникационных задач;

– формулирование и аргументация своего мнения и

позиции в коммуникации;

– учет разных мнений, координирование разных

позиций;

– использование критериев для обоснования своего

суждения.

– инициатовное сотрудничество в поиске и сборе

информации;

– управление поведением партнера;

– достижение договоренностей и согласование общего

решения;

– разрешение конфликтов.

Л. – смыслообразование;

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого

содержания;

– осознание ответственности за общее дело;

– следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям;

6

Первичное

закрепление с

проговариванием

во внешней речи.

Усвоение

обучающимися нового

способа действия.

-Мы приближаемся к концу

маршрута и должны для себя

определить, что мы узнали о

существительном. Свои знания

сравните с материалом учебника.

Работают с учебником, отвечают на

вопросы.

П. – логические: анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия, классификация;

– извлечение из текстов необходимой информации;

– использование знаково-символических средств;

– моделирование и преобразование моделей разных

типов (предметы, схемы, знаки, символы);

– подведение под понятие;

– установление причинно-следственных связей;

– выполнение действий по алгоритму;

– осознанное и произвольное построение речевого

высказывания;

– построение логической цепи рассуждений,

доказательство;

Р. – оценивание правильности выполнения учебной

задачи, собственные возможности ее решения;

К. – осознанное использование речевых средств в

соответствии с задачей коммуникации для выражения

своих мыслей, чувств и потребностей;

– владение устной и письменной речью,

монологической контекстной речью;

– адекватное использование речевых средств для

решения коммуникационных задач;

– формулирование и аргументация своего мнения в

коммуникации;

– учет разных мнений, координирование в

сотрудничестве разных позиций;

– использование критериев для обоснования своего

суждения;

– управление поведением партнера;

– достижение договоренностей и согласование общего

решения;

Л. – осознание ответственности за общее дело;

– следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям.

7

Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону.

Интериоризация

(переход извне внутрь)

нового способа

действия и

исполнительская

рефлексия

(коллективная,

индивидуальная)

достижения цели

пробного учебного

действия.

По итогам этой работы составьте

опорный конспект о

существительном.

1. Опорный конспект

1.Существительное

обозначает…, отвечает на

вопросы..

2. Морфологические признаки..

3.В предложении являются..

Составляют опорный конспект.

Выполняют упражнения, отвечают

на вопросы, комментируют ход

работы

П. – логические: анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия, классификация;

– извлечение из текстов необходимой информации;

– использование знаково-символических средств;

– подведение под понятие;

– выполнение действий по алгоритму;

– доказательство;

– осознанное и произвольное построение речевого

высказывания;

Р. – контроль в форме сличения способа действия и

его результата с заданным эталоном;

– самоконтроль, самооценка - оценивание качества и

уровня усвоения;

коррекция;

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

К. – владение устной и письменной речью,

монологической контекстной речью;

– планирование и организация учебного

сотрудничества со сверстниками;

– работа индивидуальная, парная, в группах;

– осознанное использование речевых средств в

соответствии с задачей коммуникации для выражения

своих мыслей, чувств и потребностей;

– использование критериев для обоснования своего

суждения, формулирование, аргументирование и

отстаивание своего мнения;

8

Включение в

систему знаний и

повторение.

Включение нового

способа действий в

систему знаний, при

этом повторение и

закрепление ранее

-Расскажите о существительном

по опорному конспекту.

Рассматривают выполненные

работы, оценивают их. Отвечают на

вопросы.

П. – логические: анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия, классификация;

– понимание текстов, извлечение необходимой

информации;

– подведение под понятие;

– моделирование, преобразование модели;

– использование знаково-символических средств;

– установление причинно-следственных связей;

изученного и

подготовка к

изучению следующих

разделов курса.

– выведение следствий;

– самостоятельное создание алгоритмов

деятельности;

– выполнение действий по алгоритму;

– построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

– осознанное и произвольное построение речевого

высказывания;

Р. – контроль;

– оценка – оценивание качества и уровня усвоения;

– коррекция;

– прогнозирование (если обучающиеся

самостоятельно выявляют типы заданий где

используется новый способ);

К. – осознанное использование речевых средств в

соответствии с задачей коммуникации для выражения

своих мыслей, чувств и потребностей;

– владение устной и письменной речью,

монологической контекстной речью;

– формулирование и аргументация своего мнения в

коммуникации;

– учет разных мнений, координирование в

сотрудничестве разных позиций;

– использование критериев для обоснования своего

суждения;

– достижение договоренностей и согласование общего

решения;

– постановка вопросов;

– адекватное использование речевых средств для

решения коммуникационных задач;

– управление поведением партнера;

Л. – нравственно-этическое оценивание усваиваемого

содержания;

– осознание ответственности за общее дело;

9

Рефлексия учебной

деятельности на

уроке.

Самооценка

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности появлялись в

процессе работы?

-Как вы их преодолевали?

Определяют своё эмоциональное

состояние на уроке. Осуществляют

самооценку своей деятельности.

Записывают домашнее задание.

П. – умение структурировать знания;

Р. – волевая саморегуляция;

– контроль процесса и результатов деятельности;

– оценка – выделение и осознание того, что уже

обучающимися

результатов своей

учебной

деятельности,

осознание метода

построения и границ

применения нового

способа действия.

-Понравилось ли вам на уроке?

-Дайте оценку нашей работе.

Запишите домашнее задание:

параграф 88, упражнение 474 или

476 (одно на выбор)

усвоении и что подлежит усвоению;

– самооценка на основе критерия успешности;

– прогнозирование;

К. – осознанное использование речевых средств в

соответствии с задачей коммуникации для выражения

своих мыслей, чувств и потребностей;

– формулирование и аргументация своего мнения,

учет разных мнений;

– использование критериев для обоснования своего

суждения;

– планирование учебного сотрудничества;

Л. – самооценка на основе критерия успешности (для

себя);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в

учебной деятельности;

– следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям.

На любом из этапов урока (в зависимости от содержания темы и выбора технологий) может идти формирование:

П. – формирование и развитие ИКТ – компетентности;

Л. – формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практики

и профессиональной ориентации;