Автор: Полухина Елена Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ ООШ
Населённый пункт: д. Павлово Пижанского района Кировской области
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи"
Технологическая карта урока
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тема урока: «Имя существительное как часть речи»
Тип урока: урок открытия «нового» знания.
Обучающая цель (предметный результат): развить у учащихся умение распознавать имя существительное;
определять морфологические признаки.
Развивающая цель (метапредметный результат): продолжить развитие у обучающихся познавательных общих
(интеллектуальных), регулятивных (самооценка), коммуникативных универсальных учебных действий.
Воспитывающая цель (личностный результат): осознание языка как основного средства человеческого общения;
воспитывать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность и дисциплинированность.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик будет знать: правило (что означает имя существительное), морфологические признаки существительного,
синтаксическая роль в предложении
Ученик будет уметь: рассказать об имени существительном в форме научного описания
Ученик получит возможность научиться: отличать существительные от других частей речи
Метапредметные:
У ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
Познавательные: выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; осуществлять самоконтроль; совместно
давать оценку своей деятельности на уроке.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, аргументировать свою точку зрения
Личностные: формировать устойчивое отношение к учению, к познавательной деятельности
Методы обучения: элементы технологии развивающего, проблемного, игрового обучения, ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: у учителя: УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. Л.А.
Тростенцова. - М.: Просвещение, 2016, электронное приложение к учебнику 5 класса, презентация, раздаточный
материал.
у обучающихся: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. Л.А.
Тростенцова. - М.: Просвещение, 2016
Ход урока
Этапы урока
открытия «нового»
знания
Цель
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые УУД
П. – познавательные; Р. – регулятивные;
К. – коммуникативные; Л. – личностные;
(Перечень УУД, выполняемых обучающимися
на данных этапах)
1.
Мотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности.
Выработка на
личностно значимом
уровне внутренней
готовности к
выполнению
нормативных
требований учебной
деятельности
Приветствие учащихся.
- Прозвенел звонок.
Вы готовы начать урок?
Все ли на месте? Всё ли в
порядке?Учебники, тетрадки?
Каждый хочет отвечать и
оценки получать?
Все ли тут хотят учиться?
Значит, можно всем садиться.
Слушают учителя, участвуют в
диалоге с учителем. Размещают
учебные материалы на рабочем
столе
Р. – волевая саморегуляция;
– целеполагание – умение самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе познавательной
деятельности;
К. – планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками;
Л. – действие смыслообразования;
– самоопределение;
– развитие мотивов и интересов своей познавательной
деятельности;
2
Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном действии.
Подготовка
мышления
обучающихся и
организация осознания
ими внутренней
потребности к
построению нового
способа действий.
Ребята, мы начинаем изучать
удивительную часть речи. Для
того, чтобы узнать, как она
называется, надо отгадать
загадку:
Давно живу я в мире этом,
Даю названье всем предметам.
Что это?
Показывает презентацию.
-Прочитайте эпиграф к уроку (на
слайде)
-Докажите справедливость этого
высказывания.
-Объясните постановку тире.
Отвечают на вопросы. Смотрят
презентацию. Обдумывают ответы
на вопросы и понимают, что знаний
у них недостаточно для полных
ответов.
П. – логические: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия, классификация;
– извлечение необходимой информации из текстов;
– структурирование знаний;
– использование знаково-символических средств;
– осознанное и произвольное построение речевого
высказывания;
– подведение под понятие;
– контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
Р. – контроль, коррекция (если актуализация
выполняется при проверке домашнего задания);
– прогнозирование (при анализе пробного действия
перед его выполнением);
– выполнение пробного учебного действия;
– фиксирование индивидуального затруднения в
пробном действии;
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
К. – выражение своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью;
– владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
– аргументация своего мнения и позиции в
коммуникации;
– учет разных мнений;
– использование критериев для обоснования своего
суждения.
3
Выявление места и
причины
затруднения.
Можно объединить
3 – 5 этапы:
Постановка и
решение проблемы
Осознание того, в
чем состоит
недостаточность
знаний, умений,
способов действий.
-Что вы знаете о
существительном?
С существительным
Вы знакомы с начальных
классов. Сегодня вы расширите
свои знания о существительном.
И чтобы вам не было скучно, я
предлагаю вам путешествие.
Формулируют собственные мысли,
высказывают и обосновывают свою
точку зрения. В сотрудничестве с
учителем и одноклассниками
делают выводы. Слушают и
обсуждают ответы товарищей.
П. – логические: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия;
– подведение под понятие;
– определение основной и второстепенной
информации;
– смысловое чтение;
– постановка и формулирование проблемы;
– структурирование знаний;
– осознанное и произвольное построение речевого
высказывания;
Р. – оценивание правильности выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения;
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
К. – осознанное использование речевых средств в
соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих мыслей, чувств и потребностей;
– владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
– аргументация своего мнения и позиции в
коммуникации;
– учет разных мнений;
– использование критериев для обоснования своего
суждения.
4
Построение
проекта выхода из
затруднения.
Постановка целей
учебной
деятельности, выбор
способа, средств их
А
что
нужно,
чтобы
идти
в
правильном
направлении
и
не
заблудиться?
Каждый получит маршрутный
лист с указанием, по каким
станциям нам предстоит пройти,
и будет выставлять себе баллы.
Получают маршрутные листы.
П . –
логические:
анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение, аналогия;
– самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
– поиск и выделение необходимой информации;
– планирование - определение способов действий в
рамках предложенных условий и требований;
реализации.
Отправляемся в путь.
– прогнозирование;
– структурирование знаний;
– использование знаково-символических средств;
– моделирование и преобразование моделей разных
типов (предметы, схемы, знаки, символы);
– осознанное и произвольное построение речевого
высказывания;
Р. – целеполагание, как постановка учебной задачи;
– планирование – умение самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные;
– выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
– принятие решений и осуществление осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
К.– осознанное использование речевых средств в
соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих мыслей, чувств и потребностей;
– владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
– аргументация своего мнения и позиции в
коммуникации;
– учет разных мнений;
– использование критериев для обоснования своего
суждения.
– планирование учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками;
– разрешение конфликтов;
Л. – самоопределение;
– смыслообразование.
5
Реализация
построенного
проекта.
Построение
обучающимися нового
способа действий и
1 остановка «Опознавательная»
-Можно ли написать по-русски
рассказ, состоящий из слов,
которых нет в русском языке?
Оказывается, можно.
Вот как это сделала
писательница Л.Петрушевская.
Ч и т а ю т
т е к с т,
в ы б и р а ю т
и
П. – логические: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия, классификация;
– выбор оснований критериев для классификации;
– выдвижение гипотез и их обоснование;
– поиск необходимой информации;
- смысловое чтение;
– использование знаково-символических средств;
формирование умений
его применять.
А вы попробуйте узнать
существительные и доказать это.
(Текст на слайде)
-Что такое существительное? Что
оно обозначает?
2 остановка «Теоретическая»
-На столах у вас лежат карточки.
Прочитайте слова, что они
обозначают? Выпишите только те
слова, которые обозначают
указанные названия.
3 остановка
«Морфологическая»
Задание1 Распределите
существительные по родам.
Сделайте выводы.(Слайд)
2 задание. Распределите
существительные
На одушевленные и
неодушевленные.
(слайд)
4 остановка «Синтаксическая»
-Определите, какую роль играет
слово «дерево» в приведённых
предложениях. (слайд)
-расскажите о синтаксической
роли существительного.
выписывают
существительные
в
соответствии с заданиями.
– моделирование и преобразование моделей разных
типов (предметы, схемы, знаки, символы);
– установление причинно-следственных связей;
– самостоятельное создание способов решения
проблем творческого и поискового
характера на основе метода рефлексивной
самоорганизации;
– осознанное и произвольное построение речевого
высказывания;
– построение логической цепи рассуждений,
умозаключений (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии), делать выводы;
Р. – волевая саморегуляция;
– познавательная инициатива;
– соотношение своих действий с планируемым
результатом;
– контроль своей деятельности в процессе
достижения результата;
– корректировка своих действий в соответствие с
изменяющейся ситуацией;
К. – планирование и организация учебного
сотрудничества со сверстниками;
– работа индивидуальная, парная, в группах;
– осознанное использование речевых средств в
соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих мыслей, чувств и потребностей;
– адекватное использование речевых средств для
решения коммуникационных задач;
– формулирование и аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации;
– учет разных мнений, координирование разных
позиций;
– использование критериев для обоснования своего
суждения.
– инициатовное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
– управление поведением партнера;
– достижение договоренностей и согласование общего
решения;
– разрешение конфликтов.
Л. – смыслообразование;
– нравственно-этическое оценивание усваиваемого
содержания;
– осознание ответственности за общее дело;
– следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
6
Первичное
закрепление с
проговариванием
во внешней речи.
Усвоение
обучающимися нового
способа действия.
-Мы приближаемся к концу
маршрута и должны для себя
определить, что мы узнали о
существительном. Свои знания
сравните с материалом учебника.
Работают с учебником, отвечают на
вопросы.
П. – логические: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия, классификация;
– извлечение из текстов необходимой информации;
– использование знаково-символических средств;
– моделирование и преобразование моделей разных
типов (предметы, схемы, знаки, символы);
– подведение под понятие;
– установление причинно-следственных связей;
– выполнение действий по алгоритму;
– осознанное и произвольное построение речевого
высказывания;
– построение логической цепи рассуждений,
доказательство;
Р. – оценивание правильности выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения;
К. – осознанное использование речевых средств в
соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих мыслей, чувств и потребностей;
– владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
– адекватное использование речевых средств для
решения коммуникационных задач;
– формулирование и аргументация своего мнения в
коммуникации;
– учет разных мнений, координирование в
сотрудничестве разных позиций;
– использование критериев для обоснования своего
суждения;
– управление поведением партнера;
– достижение договоренностей и согласование общего
решения;
Л. – осознание ответственности за общее дело;
– следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям.
7
Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону.
Интериоризация
(переход извне внутрь)
нового способа
действия и
исполнительская
рефлексия
(коллективная,
индивидуальная)
достижения цели
пробного учебного
действия.
По итогам этой работы составьте
опорный конспект о
существительном.
1. Опорный конспект
1.Существительное
обозначает…, отвечает на
вопросы..
2. Морфологические признаки..
3.В предложении являются..
Составляют опорный конспект.
Выполняют упражнения, отвечают
на вопросы, комментируют ход
работы
П. – логические: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия, классификация;
– извлечение из текстов необходимой информации;
– использование знаково-символических средств;
– подведение под понятие;
– выполнение действий по алгоритму;
– доказательство;
– осознанное и произвольное построение речевого
высказывания;
Р. – контроль в форме сличения способа действия и
его результата с заданным эталоном;
– самоконтроль, самооценка - оценивание качества и
уровня усвоения;
коррекция;
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
К. – владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
– планирование и организация учебного
сотрудничества со сверстниками;
– работа индивидуальная, парная, в группах;
– осознанное использование речевых средств в
соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих мыслей, чувств и потребностей;
– использование критериев для обоснования своего
суждения, формулирование, аргументирование и
отстаивание своего мнения;
8
Включение в
систему знаний и
повторение.
Включение нового
способа действий в
систему знаний, при
этом повторение и
закрепление ранее
-Расскажите о существительном
по опорному конспекту.
Рассматривают выполненные
работы, оценивают их. Отвечают на
вопросы.
П. – логические: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия, классификация;
– понимание текстов, извлечение необходимой
информации;
– подведение под понятие;
– моделирование, преобразование модели;
– использование знаково-символических средств;
– установление причинно-следственных связей;
изученного и
подготовка к
изучению следующих
разделов курса.
– выведение следствий;
– самостоятельное создание алгоритмов
деятельности;
– выполнение действий по алгоритму;
– построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
– осознанное и произвольное построение речевого
высказывания;
Р. – контроль;
– оценка – оценивание качества и уровня усвоения;
– коррекция;
– прогнозирование (если обучающиеся
самостоятельно выявляют типы заданий где
используется новый способ);
К. – осознанное использование речевых средств в
соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих мыслей, чувств и потребностей;
– владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
– формулирование и аргументация своего мнения в
коммуникации;
– учет разных мнений, координирование в
сотрудничестве разных позиций;
– использование критериев для обоснования своего
суждения;
– достижение договоренностей и согласование общего
решения;
– постановка вопросов;
– адекватное использование речевых средств для
решения коммуникационных задач;
– управление поведением партнера;
Л. – нравственно-этическое оценивание усваиваемого
содержания;
– осознание ответственности за общее дело;
9
Рефлексия учебной
деятельности на
уроке.
Самооценка
-Что нового узнали на уроке?
-Какие трудности появлялись в
процессе работы?
-Как вы их преодолевали?
Определяют своё эмоциональное
состояние на уроке. Осуществляют
самооценку своей деятельности.
Записывают домашнее задание.
П. – умение структурировать знания;
Р. – волевая саморегуляция;
– контроль процесса и результатов деятельности;
– оценка – выделение и осознание того, что уже
обучающимися
результатов своей
учебной
деятельности,
осознание метода
построения и границ
применения нового
способа действия.
-Понравилось ли вам на уроке?
-Дайте оценку нашей работе.
Запишите домашнее задание:
параграф 88, упражнение 474 или
476 (одно на выбор)
усвоении и что подлежит усвоению;
– самооценка на основе критерия успешности;
– прогнозирование;
К. – осознанное использование речевых средств в
соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих мыслей, чувств и потребностей;
– формулирование и аргументация своего мнения,
учет разных мнений;
– использование критериев для обоснования своего
суждения;
– планирование учебного сотрудничества;
Л. – самооценка на основе критерия успешности (для
себя);
– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в
учебной деятельности;
– следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям.
На любом из этапов урока (в зависимости от содержания темы и выбора технологий) может идти формирование:
П. – формирование и развитие ИКТ – компетентности;
Л. – формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практики
и профессиональной ориентации;