Напоминание

"Работа с родителями в средней школе"

Автор: Томилова Елена Павловна
Должность: учитель географии, истории, обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Баженовская СОШ №96"
Населённый пункт: п. Белоярский Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с родителями в средней школе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Е.П.Томилова. Учитель истории и обществознания

МАОУ «Баженовская СОШ №96»

п. Белоярский Свердловская область.

«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РОБОТА С РОДИТЕЛЯМИ»

Формы и методы работы учителя с семьей ученика:

Эффективность воспитания ребенка очень зависит от того, насколько

тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации

сотрудничества семьи и школы играют учителя, прежде всего классный

руководитель. Именно от их работы зависит то, насколько семьи

понимают политику, проводимую школой по отношению к

воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом

семья должна рассматриваться как заказчик и союзник в воспитании

детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст

благоприятные условия для развития ребенка. Деятельность педагога

разнообразна, но работа с семьей ученика – это одно из самых важных

направлений его работы.

В основе взаимодействия семьи и учителя лежат принципы взаимного

доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по

отношению друг к другу.

Значительное место в системе учителя с родителями учащихся

отводится психолого - педагогическому просвещению. Накопление

психолого – педагогических знаний у родителей должно быть тесн

о

связано с развитием их педагогического мышления, практических

умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы

информация носила предупреждающий характер, была бы основана на

практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные

факты. Это обуславливает отбор содержания, а также формы

организации педагогического просвещения.

Формы работы с родителями:

Встречи с родителями – эффективная форма индивидуальной работы

педагога с родителями. Учитель, беседуя с родителями о характере его

ребенка, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к учебе,

информирует их об успехах и неудачах ученика, дает советы по

организации выполнения домашних заданий и т. д.

Переписка с родителями – письменная форма информирования

родителей об успехах их детей. Извещение родителей о предстоящей

совместной деятельности, выписки из приказов, поздравления с

праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное

условие переписки – доброжелательный тон.

Общение с помощью интернет ресурсов – скайп, социальные сети,

электронная почта.

Родительское собрание – форма анализа, осмысления на основе

педагогической науки опыта воспитания. Принятие коллективных

решений. Приглашение учащихся для беседы.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану

психолого – педагогического просвещения, тематические, собрания-

диспуты, итоговые и т.д. Классные собрания планирует классный

руководитель. Общешкольные родительские собрания проводятся,

как правило, администрацией. Здесь знакомят с документами о

школе, с основными направлениями, задачами и итогами работы

школы.

Организация совместных досуговых мероприятий – Родители –

частые гости на внеклассных мероприятиях. Это позволяет им лучше

узнать своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их

интересов, увлечений, талантов. Формы досуга: совместные

праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение

фильмов, соревнования, конкурсы, трудовые дела.

Лекция – это форма психолого – педагогического просвещения,

раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший

лектор – это сам учитель, знающий интересы своих учеников, умеющий

проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в

лекции следует раскрывать причины явления, условия их протекания,

механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики,

правила семейного воспитания. При подготовке лекции следует

учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием

основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий

лекции – опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во

время лекции – непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог

заинтересованных единомышленников.

Педагогическая дискуссия (диспут) – одна из наиболее интересных

форм повышения педагогической культуры. Отличительная

особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех

присутствующих в обсуждении поставленных проблем, способствует

выработке умения всесторонне анализировать факты и явления,

опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех

диспута во многом зависит от подготовки. Главный принцип диспута –

уважение к позиции и мнению каждого участника.

Индивидуальные тематические консультации – консультации с

родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители

получают реальное представление о школьных делах и поведении

ребенка, а учитель же – необходимые ему сведения для более

глубокого понимания проблем каждого ученика. Обменявшись

информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию

относительно конкретных форм родительского содействия. В общении

с родителями учитель должен проявить максимум тактичности.

Недопустимо стыдить родителей, говорить о не выполнении ими

родительского долга и тому подобное. Иначе учитель столкнется с их

возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Опыт

показывает, что такие родители начинают избегать встреч с учителями

и посещают школу только в экстренных случаях. Принципы успешного

консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение,

заинтересованность и компетентность.