Автор: Томилова Елена Павловна
Должность: учитель географии, истории, обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Баженовская СОШ №96"
Населённый пункт: п. Белоярский Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с родителями в средней школе"
Е.П.Томилова. Учитель истории и обществознания
МАОУ «Баженовская СОШ №96»
п. Белоярский Свердловская область.
«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РОБОТА С РОДИТЕЛЯМИ»
Формы и методы работы учителя с семьей ученика:
Эффективность воспитания ребенка очень зависит от того, насколько
тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации
сотрудничества семьи и школы играют учителя, прежде всего классный
руководитель. Именно от их работы зависит то, насколько семьи
понимают политику, проводимую школой по отношению к
воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом
семья должна рассматриваться как заказчик и союзник в воспитании
детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст
благоприятные условия для развития ребенка. Деятельность педагога
разнообразна, но работа с семьей ученика – это одно из самых важных
направлений его работы.
В основе взаимодействия семьи и учителя лежат принципы взаимного
доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по
отношению друг к другу.
Значительное место в системе учителя с родителями учащихся
отводится психолого - педагогическому просвещению. Накопление
психолого – педагогических знаний у родителей должно быть тесн
о
связано с развитием их педагогического мышления, практических
умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы
информация носила предупреждающий характер, была бы основана на
практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные
факты. Это обуславливает отбор содержания, а также формы
организации педагогического просвещения.
Формы работы с родителями:
Встречи с родителями – эффективная форма индивидуальной работы
педагога с родителями. Учитель, беседуя с родителями о характере его
ребенка, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к учебе,
информирует их об успехах и неудачах ученика, дает советы по
организации выполнения домашних заданий и т. д.
Переписка с родителями – письменная форма информирования
родителей об успехах их детей. Извещение родителей о предстоящей
совместной деятельности, выписки из приказов, поздравления с
праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное
условие переписки – доброжелательный тон.
Общение с помощью интернет ресурсов – скайп, социальные сети,
электронная почта.
Родительское собрание – форма анализа, осмысления на основе
педагогической науки опыта воспитания. Принятие коллективных
решений. Приглашение учащихся для беседы.
Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану
психолого – педагогического просвещения, тематические, собрания-
диспуты, итоговые и т.д. Классные собрания планирует классный
руководитель. Общешкольные родительские собрания проводятся,
как правило, администрацией. Здесь знакомят с документами о
школе, с основными направлениями, задачами и итогами работы
школы.
Организация совместных досуговых мероприятий – Родители –
частые гости на внеклассных мероприятиях. Это позволяет им лучше
узнать своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их
интересов, увлечений, талантов. Формы досуга: совместные
праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение
фильмов, соревнования, конкурсы, трудовые дела.
Лекция – это форма психолого – педагогического просвещения,
раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший
лектор – это сам учитель, знающий интересы своих учеников, умеющий
проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в
лекции следует раскрывать причины явления, условия их протекания,
механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики,
правила семейного воспитания. При подготовке лекции следует
учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием
основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий
лекции – опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во
время лекции – непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог
заинтересованных единомышленников.
Педагогическая дискуссия (диспут) – одна из наиболее интересных
форм повышения педагогической культуры. Отличительная
особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех
присутствующих в обсуждении поставленных проблем, способствует
выработке умения всесторонне анализировать факты и явления,
опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех
диспута во многом зависит от подготовки. Главный принцип диспута –
уважение к позиции и мнению каждого участника.
Индивидуальные тематические консультации – консультации с
родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители
получают реальное представление о школьных делах и поведении
ребенка, а учитель же – необходимые ему сведения для более
глубокого понимания проблем каждого ученика. Обменявшись
информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию
относительно конкретных форм родительского содействия. В общении
с родителями учитель должен проявить максимум тактичности.
Недопустимо стыдить родителей, говорить о не выполнении ими
родительского долга и тому подобное. Иначе учитель столкнется с их
возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Опыт
показывает, что такие родители начинают избегать встреч с учителями
и посещают школу только в экстренных случаях. Принципы успешного
консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение,
заинтересованность и компетентность.