Напоминание

"Индивидуальная тренировка в футболе"

Автор: Носачев Сергей Юрьевич
Должность: тренер-преподователь
Учебное заведение: МБУДО ДЮСШ №6
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Индивидуальная тренировка в футболе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Индивидуальная тренировка в футболе»

Автор:

МБУДО ДЮСШ №6

тренер-преподаватель

Носачев Сергей Юрьевич

Белгород

1

Индивидуальная тренировка

Цель индивидуальной тренировки: повышение мастерства футболиста

1.

Значение индивидуальной тренировки

Для

достижения

высоких

результатов в футболе большое значение

имеет

организация тренировочного процесса.

Успешное

решение

тренировочных

задач

в

футболе

возможно

такими

формами занятий, которые позволяли

б ы

давать тренировочные нагрузки и

содержание в соответствии:

с индивидуальными

функциональными возможностями

футболиста;

обеспечивали

бы

необходимые

условия

для

совершенствования

технического мастерства

с

учетом занимаемого

места в команде;

совершенствовали бы

сильные и слабые стороны игрока;

повышали

бы

уровень

атлетического,

функционального

состояния

и

раскрывали бы

его потенциальные возможности;

позволяли

бы

правильно

регулировать тренировочные

нагрузки

и

отдых.

Известно,

что

решающим

рычагом,

могущим

повысить

техническое

мастерство в европейском и южноамериканском футболе, является принцип

индивидуализации

учебно-тренировочного

процесса.

К

сожалению,

в

Российском футболе этот принцип почти снят с вооружения в повседневной

работе не

только с

высококвалифицированными

футболистами,

но

и

в

юношеском

возрасте.

Существует

увлечение

коллективной

системой

игры,

тактическими

задачами,

атлетической

подготовкой

футболистов,

явно

ослаблено внимание к воспитанию индивидуальных творческих способностей

и личной техники игрока. Низкая эффективность индивидуальных тренировок

существенно

тормозит

рост

исполнительского

мастерства

футболиста.

В

практике подготовки команд индивидуальным занятиям уделяют неоправданно

мало

времени,

а

методическая

обоснованность

занятий

оставляет

желать

2

лучшего.

В планах наших тренеров

расписано буквально каждое движение игрока,

все разложено по полочкам, и игроки, главные действующие лица

, делают

т о ,

что

им

приказано,

н е

вкладывая в тренировку ничего своего! Такое

школярство,

которым

до

отказа

заполнен

тренировочный

процесс

с

футболистами высокого класса, ни к чему хорошему не приве

дет. Тренеру надо

уделять

главное

внимание

работе

над

совершенствованием

высшего

исполнительского

мастерства.

Спортивному

совершенствованию

футболистов нет предела, и наиболее сложная из многих решаемых ими задач

рост технико-тактического мастерства. Успешно решить ее можно, широко

индивидуализируя

учебно-тренировочный

процесс.

Что

же

касается

содержания

занятий,

то

здесь

весьма

важно

выбрать

рациональный,

методически

оправданный

путь,

который

давал

бы

возможность

воздействовать

на

ведущие

компоненты

мастерства

целенаправленно

и

эффективно.

Методологически верным считается определение «игрового профиля»

футболиста, в соответствии с уже имеющимися качествами и навыками или

их отсутствием, выстраивать индивидуальную подготовку.

2. Что такое футбольное творчество

Здесь

все

должно

развиваться

и

воспитываться

в

гармонии. Что

надо

понимать

п о д

«футбольным

творчеством»?

Это,

прежде

всего,

умение

целесообразно подбирать игроков для наиболее

успешного ведения игры,

правильно определять задачи и предоставить свободу действий для

решения

поставленных задач.

Совершенствование

индивидуального

технико-тактического мастерства

-

п р о ц е с с

сложный,

требующий

систематической,

ежедневной

работы.

И

реализуется он не столько многократными повторениями стереотипов, сколько

проигрыванием

игровых

ситуаций,

характерных

для

выполнения

главных

3

функций в атаке и обороне.

Тренер должен разрабатывать такие станции и требовать многократного

выполнения

определенных

действий

до

тех

пор,

пока

не

выработается

необходимый

автоматизм.

Он

должен

помогать

своим

советом

в

выборе

наиболее эффективного технического действия, но он не должен ограничивать

свободы, инициативы, индивидуального

творчества игроков.

Для успешной работы по

совершенствованию

технического

мастерства

тренер

должен

быть

готовым

к

ежедневному

фундаментальному

труду,

к

постоянному совершенствованию своего личного мастерства, выражающегося

в активном поиске новых средств и методов тренировки, в технике игры.

Строго индивидуализировать тренировки,

разнообразить их, чтобы игрок умел

управлять скоростью и точностью выполнения на высоком уровне технико-

тактических

действий.

Это

один

из главных козырей

современного футбола.

Задача

сейчас

в

том,

чтобы

тренеры

во

многом

изменили

методы

совершенствования высшего индивидуального мастерства игроков.

3. Формы индивидуальных тренировочных занятий

Основной формой

т

ренировочного процесса в футболе является групповой

или

индивидуальный

урок.

Избирается

та

или

иная

форма

урока

в

зависимости от поставленных задач.

В

методике

тренировки

профессиональных

футболистов,

как

правило,

применяется

групповая

форма

занятий,

к а к

наиболее

разработанная.

В

таком занятии футболисты

п о д

руководством

тренера

решают

общие

тренировочные задачи с учетом особенностей игры защиты, полузащиты и

н а п а д е н и я .

И

л и ш ь

в

о п р ед е л е н н ы х

э п и зод а х

в ы п о л н я ю т

дифференцированную

работу

с

учетом

игрового

амплуа. Командная

тренировка – основная в процессе учебно-тренировочных занятий, но команда

состоит из отдельных футболистов, и чем выше индивидуальное мастерство

каждого футболиста, тем успешнее играет вся команда.

4

В групповой тренировке почти исключается индивидуализация физических

нагрузок

,

затрудняется

совершенствование

излюбленных

(«коронных»)

технических приемов и специфики выполнения двигательной и технической

деятельности наиболее характерной специальности.

Индивидуально

тренируются

единицы,

в

этом

и

кроются

корни

отставания

в

техническом

мастерстве

даже

ведущих

игроков

Российских

команд.

Они

в

большой

м е р е

утратили

индивидуальность,

своеобразие,

почерк игры. Если посмотреть на игру, например, двух нападающих

разных

команд, то можно обнаружить очень малую разность.

Сейчас

в

передней

линии

нет

игроков

(или

и х

очень

мало)

с

яркой

индивидуальностью

,

о д а р е н н о с т ь ю ,

а

в е д ь

т о л ь к о

тогда,

когда

индивидуальное мacтepcтвo каждого игрока будет на высоком уровне, футбол

станет техничнее, красивее, результативнее.

Именно свое, индивидуальное, привносимое каждым игроком в коллектив,

отличает игру одной команды от другой, один матч от другого. Высокое

индивидуальное техническое мастерство игроков всегда было основой успеха

команд, а тактика целиком зависела от характера игры футболистов. Только

высокое

индивидуальное

техническое

мастерство

може т

решать

задачу

повышения качества игры.

Индивидуальная

тренировка

должна

проводиться

в

обстановке,

приближенной к игре.

В индивидуальной тренировке

тренеру и футболисту предоставляется

полная возможность:

индивидуального дозирования тренировочных нагрузок;

выделения

неограниченного

времени

на

тренировку

сильнейших

приемов и совершенствование

специфики техники

с

учетом занимаемого

места в команде;

совершенствования

идеомоторных

качеств,

позволяющих

наиболее

5

успешно ликвид

ировать

ошибки

в

выполнении технических приемов;

создания

благоприятных

условий

для

коррекции

(исправления

ошибок) и контроля

при выполнении движений;

воспитания у игроков чувства ответственности и самостоятельности

Наиболее

распространенными

формами

индивидуальных

тренировок

являются:

1. самостоятельное занятие

2. тренер + игрок

3. в команде

4. выполнение домашнего задания, полученного от тренера (домашнее

задание приучает к самостоятельной работе)

5. в юношеском возрасте возможна такая форма занятий как «папа + сын»

4. Что следует понимать под

индивидуальной тренировкой.

Под индивидуальной

тренировкой следует понимать самостоятельное

занятие футболиста по заданию, полученному от тренера, или без него, по

самостоятельному индивидуальному конспекту.

Индивидуально

может

тренироваться

не

только

один,

а

не

сколько

футболистов

одновременно, но каждый решает свои конкретные задачи.

Например, нападающий тренируется в умении обыграть защитника на фланге

с последующей подачей мяча в определенную зону штрафной площади. Его

партнер, крайний защитник, противодействуя нападающему, совершенствует

отбор мяча. Путем многократного

повторения оба тренируются в выполнении

специфических

приемов, характерных для занимаемого места в команде.

К ним можно подключить для индивидуальной тренировки и третьего

игрока,

например,

центрального

нападающего,

получившего

задание

совершенствовать

индивидуальное

мастерство

в выполнении

удара

по

6

воротам

излюбленным

приемом

с

набеганием

по

летящему

мячу

или

заданным приемом и т.д.

Существует

также

свободная

тренировка

футболиста

(широко

распространенная

в

зарубежных

профессиональных

командах).

Она

заключается в том, что игрок занимается самостоятельно, без всякого задания

со

стороны

тренера. Такая

тренировка

может

проводиться

игроками

только при весьма сознательном отношении к своей подготовке.

5. Планирование индивидуальной

тренировки

игрока

Для

успешного

осуществления

индивидуальной

тренировки

тренер,

совместно

с

игроком,

должен

разработать

индивидуальный

годовой

тренировочный план.

Индивидуальный годовой тренировочный план составляется на основании

данных об

уровне физической, технической, тактической, морально-волевой

подготовки и целей, которые ставятся перед игроком на предстоящий год.

Для правильного составления индивидуального плана необходимо иметь

анализ данных по всем компонентам подготовки за прошедший период. В

плане

необходимо

обязательно

отражать

требования

и

намечаемые

достижения (результаты), предъявляемые к игроку по периодам.

Необходимо

до

биваться от игрока положительного восприятия целей и

путей их решения, предложенных тренером.

Кроме

индивидуального

годового

тренировочного

плана

не

обходимо

составлять

текущий

план

на

отдельный

этап

или

период.

Такое

планирование позволяет весьма конкретно определить и раскрыть требования

годового плана па короткий промежуток времени и правильно спланировать

индивидуальную

тренировочную

работу,

например,

на

двухнедельный

и

недельный микроциклы.

В

целях

наиболее

эффективного

индивидуального

планирования

7

необходимо

осуществить

систематический

контроль

за

игровой

деятельностью футболистов (запись игр) и проводить тестирование по всем

видам подготовки, которое позволит определить степень

эффективности

индивидуального планирования и внесение в индивидуальную тренировку

соответствующих корректив, а также

степень

эффективности применяемых

средств и методов.

Полученные

данные

обязательно

доводятся

до

сведения

игроков,

обсуждаются с тренером и заносятся не только в тренерский журнал, но и в

индивидуальный

спортивный

дневник

игрока

,

который

отражает

основные

компоненты роста спортивного мастерства, результаты, антропометрические

данные и пр.

С

целью

определения

технического

мастерства,

физического,

функционального

состояния

футболиста

и

правильного

планирования

тренировочного

процесса для отдельного игрока проводится педагогический

и врачебный контроль.

Следует

заметить,

что

игрок

должен

приходить

на

тренировку

с

удовольствием, как и тренер. Если игрок и тренер не будут испытывать от

тренировки

и

после нее удовольствия, команда обречена на неуспех.

И

еще,

классный

футболист

для

поддержания

своей

специфической

деятельности должен отводить час для самостоятельной тренировки, неважно

- утром, днем, вечером.

И

последнее

.

Тренер

в

работе

с

футболистами

должен

учитывать

индивидуальные особенности каждого игрока. Очень часто те упражнения,

которые

необходимы

одному

игроку,

совершенно

негодны

для

другого.

Совершенно бессмысленно тратить массу времени

на упражнения, которые

не оказывают должного действия на

мышцы,

работающие при игре в

футбол,

если

даже

они

сп

особствуют

известному

росту

физической

подготовки

футболиста.

Поэтому на практике следует

концентрировать свое внимание

на

таких

методиках

тренировки,

которые

способствуют

улучшению

8

физического состояния футболиста и одновременно вырабатывают

у

игрока

силу, ловкость и напряжение в игровых мышцах.

Индивидуальной

тренировкой

занимаются

как

правило

те

футболисты,

которые

ставят

перед

собой

определенные

задачи

в

своем

спортивном

совершенствовании. Немаловажное значение имеет внутренний мир игрока,

его

психологическое

состояние,

его

голова

должна

быть

очищена

от

всяческого «мусора», в этом ему и должен помочь наставник, но это уже

переходит в область психологии спорта.

9