Напоминание

Дополнительная образовательная программа кружка по индивидуальному пению "Домисолька"

Автор: Кожевникова Нина Григорьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 7 "Журавлик" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Нягань, Тюменская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Дополнительная образовательная программа кружка по индивидуальному пению "Домисолька"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Нягань, Тюменской области.

МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад № 7

«Журавлик» комбинированного вида»

Дополнительная образовательная программа

кружка по индивидуальному пению «Домисолька»

Программа разработана для детей 6-7лет

Срок реализации 1 год

Автор-составитель: Кожевникова Нина Григорьевна

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

Нягань, 2017-2018г

Пояснительная записка

1.1 Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой

программы в образовательный процесс.

Пение – основной вид музыкальной деятельности детей. Через активное

пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные

способности, эмоциональная отзывчивость на музыку. В процессе пения дети

обучаются

музыкальному

языку,

постепенно

познают

жанровую

основу

песни.

Занимаясь

пением,

ребенок

развивает

не

только

музыкальные

способности, но также мышление, восприятие, память и речь. И, конечно, не

стоит забывать о том, что при правильно подобранном певческом репертуаре,

занятия в хоре еще и имеют весомое воспитательное значение. Именно в

период

детства

важно

реализовать

творческий

потенциал

ребенка,

сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству,

которое

способствует

развитию

творческой

фантазии.

Каждый

ребенок

находит

возможность

для

творческого

самовыражения

личности

через

сольное

и

ансамблевое

пение,

пение

народных

и

современных

песен

с

музыкальным сопровождением. Кроме того успешно осуществляется общее

развитие,

формируются

высшие

психические

функции,

обогащаются

представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со

сверстниками.

Актуальность; проблема формирования качественного звучания детского

голоса

во

время

пения

в

дошкольном

возрасте

очень

актуальна.

Затрагиваемая проблема актуальна ещё и потому, что связана с поиском

новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через

самый

доступный

и

активный

вид

музыкальной

деятельности,

каковым

является пение. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью

и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть

умениями

и

навыками

вокального

искусства,

само

реализоваться

в

творчестве,

научиться

голосом

передавать

внутреннее

эмоциональное

состояние. Для этого разработана дополнительно образовательная программа

по индивидуальному пению «Домисолька» для детей 6-7 лет.

Новизна программы; в первую очередь в том, что в ней представлена

структура индивидуального педагогического воздействия на формирование

певческих навыков у детей дошкольного возраста и структура

последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

1

1.2 Цель программы: Развитие певческих способностей детей в условиях

дополнительного образования детей в ДОУ.

Задачи:

Формирование устойчивого интереса к пению

Обучение выразительному пению

Обучение певческим навыкам

Развитие слуха и голоса детей.

Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-

слуховых представлений, чувства ритма.

Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и

фестивалях детского творчества).

Создание комфортного психологического климата, благоприятной

ситуации успеха.

1.3.Особенности

программы.

Включение

в

занятия

упражнений

дыхательной

гимнастики

по

методике

А.Н.

Стрельниковой.

Применение

речевых

игр

и

упражнений,

которые

разработаны

по

принципу

педагогической

концепции

л.Абелян(развивают

у

детей

чувство

ритма,

формируют

хорошую

дикцию,

артикуляцию,

помогают

ввести

их

в

мир

динамических

оттенков

познакомить

с

музыкальными

формами);

использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям,

развивает

их

познавательную

активность.

Знакомство

с

национальными

особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром

композиторов. Содержание

рабочей программы кружка «Домисолька» по

индивидуальному

пению

может

быть

основой

для

организации

учебно-

воспитательного

процесса

по

индивидуальной

траектории,

развития

вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых

воспитанников.

Этапы реализации.

Вся работа по формированию вокальных навыков у детей проводится в три

этапа:

1

этап

подготовительный

обследование

детей

(выявление

общего

диапазона, уровень музыкальности и уровень усвоения певческих навыков).

2

2 этап – основной – работа с детьми по развитию вокальных навыков,

совершенствованию

музыка льных

спо собно стей,

работ а

н а д

исполнительской деятельностью.

3 этап – оценка эффективности проведенной работы с детьми.

1.4.

Особенности

возрастной

группы

детей,

которым

адресована

программа.

Дети

старшего

дошкольного

возраста

имеют

уже

определённый

музыкальный опыт. Общее развитие детей, совершенствование процессов

высшей

нервной

деятельности

оказывают

положительное

влияние

на

формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно,

поэтому в работе с детьми используются песни с удобной тесситурой, в

которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В

этом

диапазоне

звучание

естественное,

звук до первой

октавы

звучит

тяжело,

его

надо

избегать.Возрастные

особенности

детей

позволяют

включать

в

работу

два

взаимосвязанных

направления:

собственно

вокальную

работу

(постановку

певческого

голоса)

и

организацию

певче ской

деятельно сти

в

различных

видах

кол л е кт и в н о го

исполнительства:

1.5 Краткое описание основных способов и форм работы с детьми.

Программа предназначена для детей 6-7 лет.

Образовательная услуга предоставляется в форме кружка «Домисолька». по

индивидуальному пению. Занятия в кружке проводятся с детьми старшего

дошкольного возраста с октября по май. (месяц).

№п\

п

Возрастная

группа

Количество учебных

занятий

Продолжительность

занятий

В

недел

ю

месяц

год

25минут

1

группа детей

старшего

дошкольного

возраста 6-7 лет

1

4

31

3

Основная

форма

работы

с

детьми

индивидуальное

(сольное

пение)

групповое (вокальное пение) занятие продолжительностью 25 минут. Срок

реализации данной программы рассчитан на 1 год.

Режим работы кружка; четверг: 16:30-16:55

1.6 Краткое описание основных методов и технологий.

В

организации

образовательного

процесса

применяются

следующие

структурные компоненты занятия:

распевание, настройка вокального аппарата;

артикуляционная гимнастика;

упражнения на развитие дыхания;

логопедические распевки игры;

разучивание песни;

повторение знакомых песен;

слушание музыки.

1.7 Прогнозируемые результаты обучения и критерии их замера:

К концу учебного года обучения дети должны:

знать/понимать:

• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»

уметь:

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое

индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы

фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

4

Форма оценивания результатов освоения дополнительной

образовательной программы по индивидуальному пению для детей 6-

7лет «Домисолька»

Диагностика уровня развития певческих навыков

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка

(высокий

уровень)

Оценка

(средний

уровень)

Оценка

(низкий

уровень)

1

Качественное

исполнение

знакомых

песен.

2

Наличие певческого слуха, вокально-

слуховой координации

3

Умение импровизировать

4

Чисто интонировать на кварту вверх

и вниз, квинту и сексту

5

Навыки выразительной дикции

высокий уровень – справляется самостоятельно.

средний уровень – справляется частично с помощью педагога.

низкий уровень – справляется с помощью педагога.

1.8 Средства, необходимые для реализации программы.

Ка д р ов ы е : педагогу

необходимо

иметь

высшее

музыкальное

и

педагогическое образование.

Учебно-методические: портреты композиторов, ноты, дидактические игры

на развитие голосового аппарата.

Технические средства: аудио аппаратура для прослушивания музыки.

1.9 Учебно-тематический план

Тема раздела

Количество

часов

5

1. Введение, прослушивание голосовых аппаратов

2

2. Знакомство с голосовым аппаратом

5

3. Певческая установка. Дыхание

8

4. Детские песни в нашей жизни

4

5. Детский фольклор

2

6. Песни из мультфильмов. Дирижерский жест

4

7. Вокальная импровизация

4

8. Мы любим петь

2

Итого

31

1.10 Содержание программы (Календарно-тематическое планирование

занятий по вокальному пению) на 2017-2018 учебный год

№п

п

Тема занятий

Цель занятия

Репертуар

Дата

1.

2.

Введение.

прослушивание

голосовых

аппаратов

Здоровье

сберегающие

технологии –

помочь детям

научиться беречь

свой голос

«Ладошки»

«Насос»

Песня «Золотая

Осень»

Тиличеевой.

05.10.17

12.10.17

3.

4.

5.

Знакомство с

голосовым

аппаратом

Знакомство с

голосовым

аппаратом

Звукоизвлечение

«Слон»

«Мышки»

«Здравствуйте»

«Вот настала

Осень»

Песня «До

свиданья Осень»

муз Роот

29.10.17

26.10.17

02.11.17

6.

7.

Знакомство с

голосовым

аппаратом

Подготовка к

празднику

«Золотая осень»

«Здравствуйте»

«Труба» Е

Тиличеевой

19.11.17

16.11.17

6

И «Дню пожилого

человека

«Золотая Осень»

8.

9.

Певческая

установка. Дыхание

Знакомство с

понятием

установка.

Певческая

установка.

Дидактические

игры

«Дует ветер»

«Яблоко упало»

Речевая игра

»Бубенцы»

23.11.17

30.11.17

10.

11.

Певческая

установка. Дыхание

Подготовка к

фольклорному

празднику

«Лиса по лесу

ходила»( рнп)

Песня «Ярмарка»

07.12.17

14.12.17

12.

13.

Певческая

установка. Дыхание

Разучивание песни

«Зимушка зима»

Песня «Ярмарка»

В..Савельевой

«Елка»

Е.Тиличеевой

21.12.17

15.01.18

14.

15.

Певческая

установка. Дыхание

Работа над

фразировкой

Знакомые песни,

распевки, речевые

игры.

18.01.18

25.01.18

16.

17.

Детские песни в

нашей жизни

Работа над песней

образ песни,

характер музыки

«Снег снежок» р н.

Логопедические

распевки

«Музыкальная

скороговорка».

01.02.18

08.02.18

18.

19.

Детские песни в

нашей жизни

Работа над песней,

фразировка,

дыхание

Песня «Защитники

Отечества»

М.Садовского

15.02.18

22.02.18

20.

21.

Детский фольклор.

Работа над песней

создание единого

образа в песне «Во

кузнице» р.н.

Логопедические

распевки

артикуляционные

упражнения,

дыхательные

упражнения

06.03.18

15.03.18

22

23.

Песни из

мультфильмов.

Дирижерский жест

Развивать умение –

работать с

голосовым

Логопедические

распевки «Мячик»

«Кукушка»

Дыхательные

22.03.18

29.03.18

7

аппаратом – и

управление

собственным

голосом

упражнения

Песня Ю.Чичкова

«Ромашковая Русь

24.

25.

Вокальная

импровизация

Учить детей петь

легко, не форсируя

звук

Логопедические

распевки « Слон»

«Мышки» «

Улитка»

05.04.18

12.04.18

26.

27.

Вокальная

импровизация

Вокальные

упражнения

сопровождать

пение

артикуляторными

жестами.

Выразительное

пение

Логопедические

распевки

«Теремок»

«Считалка»

«Лесной хоровод»

Песня «

Солнышко». муз

Роот

19.04.18

26.04.18

28

29..

Песни из

мультфильмов.

Дирижерский жест

Закрепить пение

детей

Следить за

правильной

артикуляцией.

Песни «Улыбка»

« Крокодил Гена»

Антошка» и т д.

03.05.18

11.05.18

30.

31.

Мы любим петь

Упражнения – для

правильной

постановки звуков

Проговаривание

звуков,

скороговорки

Песни

«Парад победы»

«Салют»

«Прадедушка» муз

Садовского

17.05.18

24.05.18

1.11 Перечень оборудования: фортепиано, шкаф для пособий, магнитная

доска, детские музыкальные инструменты (ложки, сосульки, барабан,

треугольник, клавесы); звучащие предметы (карандаши, палочки, ложки от

детской молочной смеси). -сценические костюмы, необходимые для создания

образа и становления маленького артиста.

8

1.12.Список литературы:

1.

Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор,

1989. – 33 с.

2.

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.:

ВЛАДОС, 2002

3.

Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре.

Развитие детского голоса. -М., 1963.

4.

Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.

5.

Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь,

2003. – 232 с.

6.

Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.

7.

Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.

8.

Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-

ПРЕСС, 2000.- 33 с.

9.

Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития

музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.

10.Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному

воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская

НОТА», С-Пб, 2010.

11. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.:

Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

12.Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное

воспитание. М., 1940, № 11.

13.Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. –

33 с

Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию

детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте.

— М..

9

Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.:

Лань, 1999. – 64 с.

10

11