Автор: Шац Татьяна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 2 "Радуга"
Населённый пункт: Калтан, Кемеровская обл.
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: "Мой дом. Моя семья"
1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 2 «Радуга»
Образовательная деятельность в
подготовительной к школе группе на тему
«Мой дом. Моя семья»
Автор - составитель:
Татьяна Андреевна
Шац
Воспитатель высшей
квалификационной
категории
Калтанский городской округ, 2018 г.
2
Цели: формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе
представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; помогать ребенку в
осознании себя как полноправного, любимого члена семьи.
Задачи:
Образовательные:
1.
Формировать
представление
о семье,
как
о
людях,
которые
живут
вместе, и закреплять знания о родственных связях членов семьи;
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, зрительную память, внимание.
Активизация словаря: 1. Понимание, любовь, уважение, доверие, доброта,
забота, помощь, дружба.
2. Развитие лексико-грамматических категорий – члены семьи.
Воспитательные:
1.
Воспитывать
у
детей
любовь
и
уважение
к
членам
своей семьи,
выражать свои чувства к своим родным;
2.
Воспитывать
желание
заботиться
о
членах
своей
семьи,
развивать
чувство гордости за свою семью.
Предварительная работа:
Рассматривание
семейных
альбомов
с
фотографиями;
беседа
по
фотографиям;
рассказы
детей
о
членах
своей семьи;
разучивание
индивидуальных
стихов;
разучивание
физкультминутки
и
слов,
обозначающих
членов семьи;
совместная
работа
с
родителями
по
составлению
семейного
древа;
чтение
художественной
литературы,
разучивание
пословиц
и
поговорок
о семье;
рисунки
детей «Моя
мама» (бабушка, сестра, рисунки родителей «Мой малыш»), дети и родители
и з г о т а в л и в а ю т
д о м а
с е м е й н ы е «островки»
( ф о т о г р а ф и и ,
их композиции) д л я
б о л ь ш о го
н а с т е н н о го
ко в р а ;
о ф о р м л е н и е
альбома «Веселые истории моей семьи» с помощью родителей; обсуждение
смысла пословиц о маме, о семье; чтение – Л. Квитко «Бабушкины руки», А.
Яковлев «Мама».
Принципы работы:
Принцип открытости:
Ребёнок имеет право:
Участвовать или не участвовать в общем деле;
Представить или не представлять результаты своего дела;
Принять решение о продолжении (завершении) начатой работы.
Принцип диалогичности:
Все участники группового сбора имеют право обсуждать план, виды
деятельности;
Все
участники
имеют
возможность
вхождения
в
беседу
по
поводу
выполненной работы, полученного результата, перспектив её продолжения.
Принцип рефлексивности:
Развитие детской инициативы и творческих способностей;
Осознание ребёнком своих действий;
3
Самооценка результата;
Саморегуляция поведения.
Ход.
Звучит песенка из мультфильма про мамонтенка
Воспитатель: Ребята! Обратите внимание, к нам сегодня пришли гости,
давайте поздороваемся!
Сегодня
мы
собрались
все
вместе,
как
одна
большая
дружная семья.
Сейчас, я вам предлагаю взяться за руки и образовать круг. Мы с вами тоже
большая дружная семья.
(В кругу) Мы – одна семья!
Улыбнись тому, кто слева,
Улыбнись тому, кто справа.
Мы – одна семья!
В конце стихотворения, не размыкая рук, мы сводим их к центру круга.
Воспитатель: Садитесь все на ковер и ответьте мне на вопрос: Что же такое
семья? По вашему мнению?
(Это
взрослые
и
дети,
которые
живут
вместе,
любят
друг
друга
и
заботятся друг о друге).
Семья – это родные люди, живущие вместе, ваши родственники.
Семья
–
это
особый
союз,
где
все
друг
другу
помогают,
где
человек
старается согласовать свои действия с жизнью остальных.
В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в
жизни, помогают младшим, менее знающим.
Воспитатель:
А какие же заповеди должны жить в семье?
Ответы детей.
Почитай отца, мать,
Возлюби ближнего своего, как самого себя.
Делай другому так, как хотел бы, чтобы делали тебе.
Не огорчай никого.
Воспитатель: Ребята! Скажите, пожалуйста, что это такое у меня в руках?
Дети: Фотоальбом!
Воспитатель: В семейных альбомах - в них отражена наша жизнь, наши
родные; мы можем увидеть свое детство, когда были совсем маленькими,
какие маленькие были наши мама и папа и т. д. Просматривая семейные
альбомы, мы на фотографиях узнаём себя, маму, папу, бабушку. Видим их
разными: весёлыми, грустными, смешными.
Воспитатель:
Посмотрите,
повнимательней,
и
вы
увидите
здесь
свои
фотографии.
Ребята, кто здесь изображён? Как, одним словом сказать? (Ваша семья)
Ответы детей.
Воспитатель:
Семья
–
это
самое
главное,
самое
дорогое,
что
есть
у
человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и
4
поговорки
о семье.
Ребята,
назовите,
пожалуйста,
какие
пословицы
и
поговорки вы знаете о семье
«В хорошей семье хорошие дети растут»,
«Вся семья вместе и душа на месте»,
« Д е р е в о
д е р ж и т с я
к о р н я м и ,
а
ч е л о в е к семьёй»,
«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»,
«Материнское сердце, лучше солнца греет»,
«В семье дружат - живут, не тужат»,
«Семья крепка, когда над ней крыша одна»,
«Своя семья, самые верные друзья».
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть в игру «Кто я?» (+ МЯЧ)
Знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Я – мама (папа), а ты кто: сын - дочь
Кто тебе мамина мама?- (Бабушка)
Кто тебе папин папа?- (Дедушка)
Мальчик для папы и мамы кто? (сын)
Девочка для папы и мамы? (дочь)
Жена у папы для вас? (мама)
Муж у мамы для вас? (папа)
Мальчик для девочки в семье кто? (брат)
Девочка для мальчика в семье кто? (сестра)
Мама у мамы или папы? (Бабушка)
Папа у мамы или папы? (Дедушка)
- Молодцы! У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
Сейчас мы узнаем, какие же ласковые слова вы назовёте о своих родных.
Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно –
ласкательными суффиксами.
Дети – детки – деточки.
Семья – семейка.
Мама – маменька, мамулечка, матушка.
Папа – папочка, папуленька, папулечка.
Сын – сыночек, сынуля, сыночка.
Дедушка – дедулечка.
Бабушка – бабулечка.
Дочь – дочка, доченька, дочуленька.
Внук – внучка, внучок.
Внучка – внученька.
Сестра – сестричка, сестрёночка.
Брат – братик.
Дидактическая игра «Подбери признаки» (Предлагаю подобрать как можно
больше слов прилагательных о маме, папе, дедушке, бабушке.)
Мама, какая? - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная,
требовательная.
Папа - строгий, умный, сильный.
5
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная,
седая.
Дедушка - старый, мудрый, седой.
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая,
большая.
Брат
-
сильный,
слабый,
маленький,
большой,
старший,
младший,
подвижный.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в весёлую игру «Изобрази
настроение».
Я
буду
говорить,
какое
настроение
изобразить,
а
вы
показывать
это
настроение.
Дети изображают разные настроения своих родных.
Воспитатель: Отгадайте ребята, ещё одну загадку.
В нем живет моя родня,
Мне без нее не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый …
Ответ: Дом
Слышен плач ребёнка.
Воспитатель: Ребята, вы, слышите, кто-то плачет. Как вы думаете, кто это?
(ответы детей). Голос – запись. « А где я буду жить?»
Воспитатель: Правильно, это Чебурашка. Скажите мне, пожалуйста, где же
мы живём? Правильно, мы живём кто в квартире, кто доме. А у Чебурашки
нет дома. Как же нам быть? Как помочь Чебурашке? (ответы детей). Молодцы
н а м
н а д о
п о с т р о и т ь
Ч е бу р а ш ке
д ом .
П р оход и т е ,
в
ц е н т р е
экпериментирования построим дом.
(вместе
с
детьми
строим
дом:
из
бумаги,
веток,
соломы,
камней,
из
кирпичей пластиковых бутылок). Выявляем из чего лучше построить дом.
Скажите мне, пожалуйста, Чебурашка это игрушка или зверь. Правильно,
игрушка.
Мы
с
вами
уже
приготовили
для
него
дом,
но
он
пустой
(рассматривание макета дома). Что же в нём не хватает» (ответы детей). Вот
сейчас мы его обустроим. Нарисуем картину и повесим её на стену в доме
Чебурашки необычным способом. Рисование на пене для бритья.
Воспитатель: Напомните мне, пожалуйста, какие центры у нас есть? Центр
конструирования, центр художественно-эстетического развития, где работают
три направления: рисование, лепка, аппликация.
Подумайте и решите, кто в какой центр пойдёт работать
(Всё
это
позволит
каждому
откликнувшемуся
воспит ан н ик у
самостоятельно спланировать свои действия на день, выбрать партнёров
деятельности)
Проговаривание плана.(1-2 мин.)
6
Уточнение последовательности действий («С чего ты хочешь начать
свою работу? Что будешь делать потом?»);
Уточнение
партнёров
по
деятельности
(«Кого
бы
ты
хотел
(а)
пригласить поработать с собой?»);
Предложение воспитателем своей помощи (в случае необходимости).
Физминутка: «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Воспитатель: Ребята, кто уже сделал свой выбор? Пожалуйста, можете идти
работать
в
центр,
который
выбрали. Под
музыку
дети
расходятся
по
центрам и выполняют свои работы.
1. Аппликация «Ковры», «Картины»
2 Конструирование из различного конструктора «Мебель»
3.Рисование на темы «Портрет Чебурашки», « Ковёр», «Дорожки».
4. Конструирование из картона и бумаги: «Бытовая техника», «Мебель»
5Лепка. «Вазочки с цветами»
6.Конструирование «Коврик».
Работа выполняется под музыкальное сопровождение.
После
окончания
каждой
выполненной
работы
воспитанники
самостоятельно
«обустраивают»
дом
Чебурашки.
Подводится
итог
детской деятельности.
Воспитатель: Как вы думаете, понравится наш дом Чебурашке?
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!