Напоминание

"Мир один на всех"

Автор: Пантелеева Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №26
Населённый пункт: Город Мирный, Мирнинский район, Якутия
Наименование материала: Проект" Взаимодействие учителя с родителями и учениками
Тема: "Мир один на всех"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проект взаимодействия учителя с родителями и

учениками

«МИР ОДИН НА ВСЕХ»

Выполнил:

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ N26 г.Мирный

Пантелеева Татьяна Николаевна

2016-2017

Ребёнка воспитывает всё, что окружает. Лучшее воспитание – это

воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему

миру, к самим себе, ибо нравственность достигается и применяется

не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми,

которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам.

Соловейчик В.

Каждый педагог знает, что тесное и плодотворное взаимодействие с

родителями учащихся приносит положительный воспитательный и

образовательный результат.

Идеальный и самый продуктивный вариант – равноправное дружеское

взаимодействие классного руководителя, родителей и ребенка,

направленное на благополучие последнего.

Учащиеся, родители и классный руководитель – коллектив

единомышленников. Это сплоченный, организованный, трудолюбивый,

инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на

принципах самоуправления.

В данном проекте отражена только деятельность с родителями.

Обоснование необходимости проекта

Актуальной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в

образовательный процесс школы. Большинство родителей не осознают, как важно

быть вовлеченным в образование своих детей. Именно родители – первые воспитатели –

имеют самое сильное влияние на детей.

Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка

меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней рождения ребенка уделяют

ему должное внимание, формируют у него творческие способности и познавательные

интересы, то они являются для ребенка авторитетом.

А.С. Макаренко писал, что воспитывает всё: вещи, явления, но, прежде всего и больше всего –

люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. При поступлении ребенка в школу он

будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут

союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать

ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании

индивидуальных особенностей, формировании жизненных ценностных ориентиров,

преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Современные семьи развиваются в новых условиях противоречивой

общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот

общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются

комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в

воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к

обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства

семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа

неполных семей и семей имеющего одного ребенка.

Поэтому в сложных современных условиях семье требуется систематическая и

квалифицированная помощь со стороны школы. Только при условии партнерских отношений

между педагогами и родителями можно успешно решать проблему развития личности

школьника.

Процесс установления партнерских взаимоотношений семьи и школы должен быть направлен

на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную

досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

При успешной реализации моего проекта «Мы – семья и мир один на всех»,

появятся общие интересы у ребенка, родителей и учителей, а их более

тесное общение укрепит взаимопонимание между ними и сделает их

партнерами в образовательном и воспитательном процессе.

Совместная деятельность изменит отношение родителей не только к достижениям своих

детей, но и к школе в целом, которое проявится в реализации семейных проектов. Данный

проект является одним из вариантов решения проблемы - отсутствия эффективного

взаимодействия семьи и школы.

Перспективность данного проекта определит результат его реализации. Если позитивные

отношения участников образовательного процесса приведут к совместной творческой

деятельности учащихся, родителей и педагогов, то можно будет подобный опыт

распространять в школах района в рамках ресурсного центра.

Цель и задачи проекта

Цель проекта – создание условий для эффективного взаимодействия

Задачи проекта: семьи и школы.

1. Стимулирование родителей и учащихся к эффективному взаимодействию со

школой, используя различные направления совместной деятельности.

2. Вовлечение родителей в образовательную деятельность своих детей.

3. Использование как новых, так и традиционных форм и методов работы с семьей.

4. Формирование позитивных отношений родителей и учащихся к школе.

5. Организация творческой деятельности для реализации совместных проектов.

Проект долгосрочный

Сроки проведения : 1 учебный 2016/2017год

с 1.09.16г по 31.05.17г.

Участники проекта: 1. Учащиеся 2 «В» класса МБОУ СОШ N 26 г. Мирный

2. Родители учащихся 2 «В» класса МБОУ СОШ N26

3. Классный руководитель 2 «В» класса МБОУ СОШ N26

4. Соц. отдел МБОУ СОШ N26

Этапы реализации проекта

1 этап : Организационный – сбор информации о семьях учащихся

(диагностики): изучение образа жизни семей, выявление особенностей

семейного воспитания, изучение воспитательного потенциала семей обучающихся

(состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.),

выявление положения детей в системе семейных отношений.

Составление социального паспорта класса: составление и уточнение списка многодетных,

малообеспеченных, социально неблагополучных семей; обследование жилищных и

материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей и др.

2 этап : Основной – создание условий для участия родителей в воспитательном процессе

школы: организация работы родительского комитета класса, работа лектория психолого-

педагогического просвещения родителей, проведение дня открытых дверей в классе.

Организация совместного досуга: формирование системы массовых мероприятий с

родителями, организация совместной общественно - значимой деятельности и досуга

родителей и учащихся; пропаганда здорового образа жизни.

3 этап : Заключительный – рефлексия, анализ результатов проекта, выводы исследований.

Ожидаемые результаты

1. Эффективное взаимодействие участников образовательного процесса,

которое проявляется:

в активной позиции учащихся и их родителей по отношению к школе;

● во внимательном отношении родителей к достижениям учащихся;

● в расширении форм взаимодействия семьи и школы;

● в позитивном отношении родителей и учащихся к школе;

● в реализации совместных творческих проектов учащихся, родителей и педагогов.

2. Реализация проекта обеспечит создание учебно-воспитательной микросреды,

способствующей формированию у родителей, детей и педагогов опыта продуктивной

совместной деятельности и успешной самореализации в учёбе, творчестве и социальной

жизни.

Осознание мной необходимости внесения существенных изменений в практику

взаимодействия школы и семьи, их стремление достигнуть максимальной эффективности в

образовании учащихся стало мотивом создания моего проекта.

Формы взаимодействия учителя начальных классов и родителей:

1. Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.

На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.

Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки.

Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это — взаимный обмен мнениями,

идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы — одна

семья”; “О доброте и милосердии”; “Учимся общению”, “Психологический климат в

коллективе” и др.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к

воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью

классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит

конференции-размышления, собрание “Роль отца в воспитании детей” и др.

Наша школа разнообразила саму форму проведения родительского собрания. Оно может

проходить в форме “круглого стола”, в постановке театр. деятельности, тематической

дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья,

консультации со специалистами и др.

2. Встречи родительской общественности с администрацией

школы, учителями.

Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по

предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения

возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

3. Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей.

Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив

— это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи.

Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных,

школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

4. Формы познавательной деятельности.

Общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков,

праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск

предметных газет. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов,

оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или

смешанные команды. Это могут быть любые конкурсы

5. Формы трудовой деятельности:

Оформление кабинета, благоустройство и озеленение школьного двора,

создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок,

выставки “Мир наших увлечений” и др.

6. Формы досуга:

Совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов,

спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, экскурсионные поездки.

Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День

отца, День Здоровья, День ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные

конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс «Русские традиции», совместная

деятельность в творческих объединениях различной направленности ,и т. п.

Перспективность данного проекта определит результат его реализации.

Если позитивные отношения участников образовательного процесса приведут к совместной

творческой деятельности учащихся, родителей и педагогов, то можно будет подобный опыт

распространять в школах района в рамках ресурсного центра.

1этап Не могу не отметить, что (в 1 кл) на первом году взаимодействия я создавала

условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием

посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для детей. С первых дней я

начала изучать каждого ребенка: его подготовленность к школе, уровень

тревожности, развития интеллекта, мотивации, эмоциональный фон ("Десять моих я",

"Краски", "Мое настроение" и т.д.). Начинала изучать семью каждого из учеников. После

этого я налаживала взаимоотношения с родителями, с бабушками, дедушками и другими

ближайшими родственниками своих учеников.

Поэтому, во 2 классе я решила запустить проект, разработать свою программу воспитания

«Мы – семья и мир один на всех». Передо мной, классным руководителем теперь уже 2 «В»

стояла важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-

воспитательного процесса. В моем классном коллективе сформировалась активная

творческая группа родителей, которая помогает мне заинтересовать других родителей

разного рода деятельностью, направленной на достижение желаемого результата. Объектом

профессионального внимания выступает не сама семья и не родители, а семейное

воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие с родителями.

Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того,

что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует

терпения, а также большое желание его познать. Общие дела и интересы

сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно

воздействуют на формирование личности ребенка.

Совместно выбрали тематику классных собраний во 2 классе:

1. Поощрения и наказания детей в семье. Семейные традиции. Родительский клуб.

2. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка. Игра. Тренинг.

3. О разумной родительской любви. Совместные праздники с детьми.

4. Как взрастить в ребенке нравственность? Из опыта семейного воспитания.

А также родители предложили тематические встречи по праздникам. Было также

предложено участие в школьном конкурсе начальных классов «Русские традиции», по

результатам которого победители, занявшие 1 и 2 места принимают участие в районном

фольклорном фестивале школьников «Радуга 2017».

Если родители предлагают, значит моя программа заработала. И мне это дает возможность

убедиться в правильности выбранного пути.

2 этап. На период 2016 /2017 учебный год мною разработана программа воспитания

«Мы – семья, значит мир один на всех». Наиболее эффективными формами

работы с родителями считаю родительские собрания и мероприятия. Именно

они дают толчок для работы, позволяют спланировать основную деятельность с

родителями, а также скорректировать её. Совместное обсуждение целей и задач учебно-

воспитательного процесса в классе, позволяет определить планы сотрудничества, решить

проблемы классного коллектива, подвести итоги работы за год. Разнообразные формы

деятельности помогают во многом разобраться, создать атмосферу доверия, установить

психологический контакт. Пример родителей - неоценимый образец для детей. Для

достижения более высоких результатов в обучении и воспитании я составила данный проект,

разработала свою программу «Мы- семья, значит мир один на всех»

На первом родительском собрании во 2 «В» классе выбран родительский комитет. Все

родители распределены по инициативным творческим группам: «Культура и творчество»,

«Спорт и здоровье», «Труд и хозяйство», «Экскурсии». По желанию родители выбирали вид

деятельности, в котором они могут оказать содействие, помощь.

Члены родительского комитета становятся не только инициаторами дел в классе,

но и полноправными партнерами в реализации воспитательной системы класса.

Взаимодействие семьи и школы осуществляется

по основным принципам моей программы:

Первый - принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание

воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.

Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность

школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.

Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при

взаимодействии.

Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна

помогать в работе и в воспитании детей.

Пятый – принцип содеятельности, допускающий совместную деятельность

представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.

3 этап ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель моего проекта «Мир один на всех» – создание условий для

эффективного взаимодействия семьи и школы была успешно реализована.

Моя программа «Мы- семья и мир один на всех» стала незаменимой в работе с

родителями. Класс стал дружный, многие родители стали активными. Но, конечно же, мне

хочется, чтобы в 3классе активных родителей стало еще больше…. И очень жаль, что

классный руководитель в начальных классах, проделывая самую трудную работу в

сплочении родителей и детей, не может оставаться классным руководителем своего класса

до выпускного 11 класса.

Задачи проекта выполнены успешно

1. Различные направления совместной деятельности простимулировали родителей и

учащихся к эффективному взаимодействию со школой.

2. Родители были вовлечены в образовательную деятельность своих детей. Чему были рады

3. В работе использовались как новые, так и традиционные формы и методы работы с

семьей. Что было отмечено на заключительном собрании окончания 2 класса.

4. Сформировано позитивное отношение родителей и учащихся к школе.

5. Была организована творческая деятельность для реализации совместных проектов.

В начале учебного года , уже во 2 четверти, родители стали больше интересоваться

не только успехами детей, но и жизнью класса, школы.

Стали активно принимать участие в различных конкурсах.

Стали предлагать разнообразные игры, развлечения с детьми на тематических

встречах в классе. (Приложение 6, 7, 8, 9)

На экскурсии стали нас сопровождать уже не по 1 родителю, а намного больше, чем я сама

того ожидала. (Приложение 1, 3, 4)

Родители совместно с детьми приняли участие в школьном конкурсе «Русские традиции», на

котором заняли почетное место и вошли в те самые 2 места, которые позволили принять

участие в Районном Фестивале школьников «Радуга 2017». (Приложение 10)

На отборном туре выступление родителей с детьми было отмечено жюри.

И поступило предложение принять участие в Гала- концерте Районного Фестиваля

школьников «Радуга – 2017», где на сцене были награждены победители и вручены дипломы

и кубки. Это выступление очень сблизило родителей и детей. Всех родителей и детей

поблагодарил директор МБОУ СОШ N26 г. Мирного Истомина Н.В. И вручил благодарности

В конце учебного года я поняла, что моя программа «Мы – семья и мир один на всех»

показала хороший результат, и я дальше в 3 классе буду применять мой проект «Мир один на

всех» для взаимоотношений с родителями и детьми. (Приложение 11, 12, 13)

За учебный 2016/2017 год во 2 классе мне было приятно работать с

родителями и детьми. Мы принимали участие во всевозможных конкурсах,

родители помогали костюмами, некоторые уже попробовали самостоятельно

выступать со своими проектами и докладами перед аудиторией всей школы.

(Приложение 5)

В 3 классе я буду продолжать реализовывать свою программу «Мы – семья и мир один на

всех», возможно что- то модернизирую, добавлю, что-то уберу, но в любом случае, я довольна

результатами. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и

квалифицированная помощь со стороны школы. Только при условии партнерских отношений

между педагогами и родителями можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс установления партнерских взаимоотношений семьи и школы должен быть направлен на

активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную

досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. (Приложение 2)

Надеюсь мой проект «Мир один на всех» поможет педагогам и оставит свой след

в будущем. С уважением учитель начальных классов

Пантелеева Татьяна Николаевна

2016-2017г.

Наша большая семья. Перешли во 2 класс

Приложение 1.

На экскурсии. Ботанический сад

Экскурсия.

Краеведческий музей

г.Мирный

День Здоровья

2016г.

Наши модели.

Участвуют в показе мод

Алладин 2016

Участие команды 2«В» класса в конкурсе

«Знатоки дорожных правил»

Приложение 2.

Экскурсия

«В гости к б.Яге».

Парк культуры и

отдыха

г.Мирный

Приложение 3.

Совместное

выступление на Дне

Рождении родной

26-ой школы.

Экскурсия.

Детская школа искусств

г.Мирного

Родительское собрание в

игровой форме

Приложение 4.

Проекты. Совместная

деятельность родителей

и детей

Творчество детей. С помощью

поделок из бисера оформляли

стенгазету. Заняли призовое

место

Приложение 5.

Праздник День Защитника Отечества

Папы не думали… и не гадали...

Меткость и ловкость нам всем показали!.

Подаркам рады все на свете

И взрослые, и дети!

Пока мамы дома были,

дети папочек хвалили!

Приложение 6.

Д о с у г «П а п ы н а п р о в е р к е»

Р о д и т е л ь с к и й к л у б

«О т ц ы и д е т и»

Приложение 7.

Праздник 8 Марта

В этот самый Женский день,

Дарить подарки всем не лень!

Выставка работ детей

«ПОРТРЕТ моей мамочки»

Родительский клуб

«Золотая рыбка»

Приложение 8.

Театральный досуг

«СКАЗКА»

Мамы сказки

загадали,

дети быстро

отгадали.

Чтобы мамы не скучали,

дети шарфики достали

Мамы, отыщите нас,

Не снимая шарфы с глаз!

Приложение 9.

Конкурс в школе

«Русские традиции»

Районый

Конкурс

«Радуга»

Совместное творчество родителей

и детей приносит Победу .

М о л о д ц ы !

Приложение 10.

Наша поддержка

Участие родителей и детей в фестивале

«От идеи к мастерству»

Приложение 11.

ТЕАТРАЛЬНАЯ

ВЕСНА - 2017

Мир один на всех, и мы в этом мире

достигли высоких результатов.

Дети и родители были отмечены руководством

МБОУ СОШ N26 г.Мирного

Приложение 12.

1 сентября 2017г.

Моя программа взаимодействия с

родителями и детьми «Мы- семья и мир

один на всех» работает,

значит я на правильном пути.

Приложение 13.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ!