Напоминание

" Лаборатория добрых дел"

Автор: Вагизова Римма Миниахметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад с. Знаменка
Населённый пункт: Белебеевский район с. Знаменка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Лаборатория добрых дел"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МАДОУ детский сад с. Знаменка

муниципального района Белебеевский район

с.Знаменка, 2018

Цель: - формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки;

- учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы;

- развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чув-

ство радости у детей.

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;

Предварительная работа: беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясе-

ния, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, песком, со льдом; чтение

познавательной литературы; беседы о добре и зле; дидактические игры; моделирова-

ние состояний веществ.

Материал и оборудование:

Письма от сказочных героев, картинки с изображением Буратино, старичка-боровичка,

мамонтенка. Контейнеры с водой, плоды жёлудя, камни, брусок на каждого ребенка.

Одноразовые тарелки, ложки, стаканы, песок сухой в стаканчиках, льдинки.

Ход занятия

- Ребята, чтобы порадовать, друг друга, и у нас было хорошее настроение, давайте ска-

жем добрые, ласковые слова.

- Говорить ласковые слова друг другу это хорошо, а совершать добрые поступки, де-

лать добро - это намного лучше?

Ответы детей.

- Хочу вам предложить весь сегодняшний день посвятить добрым делам. Приглашаю

вас в свою лабораторию «Добрых дел».

- Скажите, ребята, что такое лаборатория? Лаборатория – это помещение , где прово-

дят опыты и исследования.. Можно я возьму на себя роль заведующей лаборатории?

(одеваю халат, очки). А вы будите научными работниками лаборатории. Какие правила

нужно соблюдать при проведении опытов? Дети говорят правила:

1.правило. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

2. правило. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

3. правило. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

4. правило. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

5. правило. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрос-

лого.

Посмотрите, сколько пришло писем с просьбой о помощи. Помочь мы должны с помо-

щью экспериментов в лаборатории «Добрых дел». А сейчас давайте пройдём в лабора-

торию.

Давайте подойдем к первому письму и узнаем, кто нам написал. Ребята, а вы знаете

этого героя? (Буратино). А из какой он сказки? Правильно.

- Помочь нас просит Буратино. Ребята, Буратино обрадовался тому, что у него появи-

лась азбука. Побежал он в школу, а на пути у него широкая река, и моста нет. Думал-

думал Буратино, как ему перебраться через реку на другой берег. Возникла проблема

«Плыть надо – а не знает, умеет ли он плавать». Что же делать? Как помочь Буратино?

Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают различные ги-

потезы.

Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но ря-

дом никого нет; может, он не утонет, он же деревянный.

Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить. Давайте присядем за столы

- Ребята давайте проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не

тонут? А как нам проверить тонет ли предмет из дерева? А что необходимо для опыта?

Дети берут предметы (дерево, камень, жёлудь), наливают в тазики воду и проводят

эксперимент

- Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли они дер-

жаться на воде? Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с тем, кото-

рый тонет?

- Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в

воде? Он тонет в воде?

(Проделав опыт, делаем вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не уто-

нет, доплывёт, потому что он деревянный).

- Что же мы посоветуем Буратино?

Дети: Прыгнуть в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.

- Мои исследователи, о каком же свойстве дерева мы узнали? (Дерево не тонет в

воде).

- Молодцы, ребята. Помогли Буратино попасть в школу.

Дети подходят ко второму столу. С просьбой о помощи обращается Старичок-Боро-

вичок. Он прислал нам письмо. Воспитатель читает письмо.

- Здравствуйте ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, который живет и сто-

рожит растения в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок. Очень хвалит

свой дом, в гости приглашает. Говори, что я такого никогда не видел. А я вот думаю,

что этот самый песок в моём саду тоже есть. Только почему он удивительный? Помо-

гите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Старичок-Боровичок.

Ну, что поможем и выясним, чем же удивителен песок. Что нам нужно сделать, что бы

помочь Старичку-Боровичку? А еще Старичок-Боровичок знает, что мы исследовате-

ли, а что же будет у нас объектом нашего исследования? (песок).

- Ну что будем искать, в песке что-то удивительное?

Опыт. - Возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.

- Легко ли сыпется песок?

Самостоятельно выполняют. Пересыпаем из ладошки в ладошку, из оной емкости в

другую.

Работа с лупой.

Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчи-

нок, чем похожи и чем отличаются? ( наблюдают)

- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

- Песок состоит из отдельных песчинок-кристаллов, которые не скреплены между со-

бой поэтому и рассыпаются.

- Какого они цвета? (темные и светлые)

- Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (не одинаковые, есть крупные и

мелкие) давайте проверим.

Работа с ситом.

- Через сито просеиваем песок, он сыпется из сито в ёмкость и наоборот. Если песок

сыпется, то он какой? (сыпучий)

Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и

разные по размеру.

Моделируем свойство сыпучести.

- Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.

- Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим, что прошел дождик

и в одну из баночек он попал - намочите водой песок. Каким стал песок? Он имеет

специфический запах. А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устрои-

лась между песчинками).

Опыт 2 - Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, в другую с сырым. Что тяже-

лее? Почему?

(сухой - среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных - более тяже-

лая вода).

Иллюстрации о дюнах, барханах.

- Почему ветер наметает дюны - сухой песок легкий. Видимо здесь и живет друг Ста-

ричка-Боровичка. Правда, красиво?

Аккуратно мерной ложкой возьмите сырой песок и выложите в тарелку.

Работа с лупой.

- Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, так как из мокрого пес-

ка выходит воздух. А теперь попробуйте мокрый песок обратно в ёмкость.

Вывод: мокрый песок не сыпется, он липнет.

И так мы помогли Старичку – Боровичку выяснить об удивительных свойствах песка.

- Молодцы, ребята. Мы еще раз с вами совершили добрый поступок. Кому мы помо-

гли?

Ответы детей.

- Осталось нам последнее письмо прочитать. С просьбой о помощи к нам обратился

Мамонтёнок Герой какой он сказки? Он отправился к маме на льдине, но он боится,

что не доплывет до мамы, и может утонуть?

Давайте выясним, что такое лед? (лед-это вода, только в твердом состоянии).

- Где на земле больше всего льда? Посмотрите на глобус. В Антарктике и в Артике. Са-

мый большой ледник в мире – ледник Ламберта в Антарктике. (показ иллю -

страции)

- Как вы думаете, как ведут себя льдины под лучами солнца? (они тоже тают, но

растаять полностью они не могут. Арктическое лето очень короткое и не жаркое).

- Слышали вы что то об айсбергах? (дети отвечают)

Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? Давайте проверим.

Проходите в нашу лабораторию.

Опыт 3.

Берите лед и опускайте его в воду. Что происходит? Почему лед не тонет?

Вывод: выталкивающая сила воды больше веса льда. Значит, мы можем сказать Ма-

монтёнку, что льдина его не растает. И он увидит свою маму.

- Вот еще одно доброе дело сделали.

- Тот, кто делает добро, получает радость. А вы рады, что совершили добрые дела?

Ответы детей.

- Добро не горит и не тонет. Почему так говорят? Ответы детей.

- Правильно, ребята! Потому что добро, всегда побеждает зло. Добро будет жить веч-

но!

Итог: что мы делали на занятии? Что вам понравилось больше всего? Что нового узна-

ли? Что - то было трудным?

Награждение детей медалями. «Умники и умницы»