Автор: Вагизова Римма Миниахметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад с. Знаменка
Населённый пункт: Белебеевский район с. Знаменка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Лаборатория добрых дел"
МАДОУ детский сад с. Знаменка
муниципального района Белебеевский район
с.Знаменка, 2018
Цель: - формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки;
- учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чув-
ство радости у детей.
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
Предварительная работа: беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясе-
ния, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, песком, со льдом; чтение
познавательной литературы; беседы о добре и зле; дидактические игры; моделирова-
ние состояний веществ.
Материал и оборудование:
Письма от сказочных героев, картинки с изображением Буратино, старичка-боровичка,
мамонтенка. Контейнеры с водой, плоды жёлудя, камни, брусок на каждого ребенка.
Одноразовые тарелки, ложки, стаканы, песок сухой в стаканчиках, льдинки.
Ход занятия
- Ребята, чтобы порадовать, друг друга, и у нас было хорошее настроение, давайте ска-
жем добрые, ласковые слова.
- Говорить ласковые слова друг другу это хорошо, а совершать добрые поступки, де-
лать добро - это намного лучше?
Ответы детей.
- Хочу вам предложить весь сегодняшний день посвятить добрым делам. Приглашаю
вас в свою лабораторию «Добрых дел».
- Скажите, ребята, что такое лаборатория? Лаборатория – это помещение , где прово-
дят опыты и исследования.. Можно я возьму на себя роль заведующей лаборатории?
(одеваю халат, очки). А вы будите научными работниками лаборатории. Какие правила
нужно соблюдать при проведении опытов? Дети говорят правила:
1.правило. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
2. правило. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
3. правило. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
4. правило. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
5. правило. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрос-
лого.
Посмотрите, сколько пришло писем с просьбой о помощи. Помочь мы должны с помо-
щью экспериментов в лаборатории «Добрых дел». А сейчас давайте пройдём в лабора-
торию.
Давайте подойдем к первому письму и узнаем, кто нам написал. Ребята, а вы знаете
этого героя? (Буратино). А из какой он сказки? Правильно.
- Помочь нас просит Буратино. Ребята, Буратино обрадовался тому, что у него появи-
лась азбука. Побежал он в школу, а на пути у него широкая река, и моста нет. Думал-
думал Буратино, как ему перебраться через реку на другой берег. Возникла проблема
«Плыть надо – а не знает, умеет ли он плавать». Что же делать? Как помочь Буратино?
Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают различные ги-
потезы.
Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но ря-
дом никого нет; может, он не утонет, он же деревянный.
Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить. Давайте присядем за столы
- Ребята давайте проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не
тонут? А как нам проверить тонет ли предмет из дерева? А что необходимо для опыта?
Дети берут предметы (дерево, камень, жёлудь), наливают в тазики воду и проводят
эксперимент
- Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли они дер-
жаться на воде? Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с тем, кото-
рый тонет?
- Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в
воде? Он тонет в воде?
(Проделав опыт, делаем вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не уто-
нет, доплывёт, потому что он деревянный).
- Что же мы посоветуем Буратино?
Дети: Прыгнуть в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.
- Мои исследователи, о каком же свойстве дерева мы узнали? (Дерево не тонет в
воде).
- Молодцы, ребята. Помогли Буратино попасть в школу.
Дети подходят ко второму столу. С просьбой о помощи обращается Старичок-Боро-
вичок. Он прислал нам письмо. Воспитатель читает письмо.
- Здравствуйте ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, который живет и сто-
рожит растения в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок. Очень хвалит
свой дом, в гости приглашает. Говори, что я такого никогда не видел. А я вот думаю,
что этот самый песок в моём саду тоже есть. Только почему он удивительный? Помо-
гите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Старичок-Боровичок.
Ну, что поможем и выясним, чем же удивителен песок. Что нам нужно сделать, что бы
помочь Старичку-Боровичку? А еще Старичок-Боровичок знает, что мы исследовате-
ли, а что же будет у нас объектом нашего исследования? (песок).
- Ну что будем искать, в песке что-то удивительное?
Опыт. - Возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.
- Легко ли сыпется песок?
Самостоятельно выполняют. Пересыпаем из ладошки в ладошку, из оной емкости в
другую.
Работа с лупой.
Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчи-
нок, чем похожи и чем отличаются? ( наблюдают)
- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
- Песок состоит из отдельных песчинок-кристаллов, которые не скреплены между со-
бой поэтому и рассыпаются.
- Какого они цвета? (темные и светлые)
- Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (не одинаковые, есть крупные и
мелкие) давайте проверим.
Работа с ситом.
- Через сито просеиваем песок, он сыпется из сито в ёмкость и наоборот. Если песок
сыпется, то он какой? (сыпучий)
Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и
разные по размеру.
Моделируем свойство сыпучести.
- Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.
- Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим, что прошел дождик
и в одну из баночек он попал - намочите водой песок. Каким стал песок? Он имеет
специфический запах. А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устрои-
лась между песчинками).
Опыт 2 - Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, в другую с сырым. Что тяже-
лее? Почему?
(сухой - среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных - более тяже-
лая вода).
Иллюстрации о дюнах, барханах.
- Почему ветер наметает дюны - сухой песок легкий. Видимо здесь и живет друг Ста-
ричка-Боровичка. Правда, красиво?
Аккуратно мерной ложкой возьмите сырой песок и выложите в тарелку.
Работа с лупой.
- Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, так как из мокрого пес-
ка выходит воздух. А теперь попробуйте мокрый песок обратно в ёмкость.
Вывод: мокрый песок не сыпется, он липнет.
И так мы помогли Старичку – Боровичку выяснить об удивительных свойствах песка.
- Молодцы, ребята. Мы еще раз с вами совершили добрый поступок. Кому мы помо-
гли?
Ответы детей.
- Осталось нам последнее письмо прочитать. С просьбой о помощи к нам обратился
Мамонтёнок Герой какой он сказки? Он отправился к маме на льдине, но он боится,
что не доплывет до мамы, и может утонуть?
Давайте выясним, что такое лед? (лед-это вода, только в твердом состоянии).
- Где на земле больше всего льда? Посмотрите на глобус. В Антарктике и в Артике. Са-
мый большой ледник в мире – ледник Ламберта в Антарктике. (показ иллю -
страции)
- Как вы думаете, как ведут себя льдины под лучами солнца? (они тоже тают, но
растаять полностью они не могут. Арктическое лето очень короткое и не жаркое).
- Слышали вы что то об айсбергах? (дети отвечают)
Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? Давайте проверим.
Проходите в нашу лабораторию.
Опыт 3.
Берите лед и опускайте его в воду. Что происходит? Почему лед не тонет?
Вывод: выталкивающая сила воды больше веса льда. Значит, мы можем сказать Ма-
монтёнку, что льдина его не растает. И он увидит свою маму.
- Вот еще одно доброе дело сделали.
- Тот, кто делает добро, получает радость. А вы рады, что совершили добрые дела?
Ответы детей.
- Добро не горит и не тонет. Почему так говорят? Ответы детей.
- Правильно, ребята! Потому что добро, всегда побеждает зло. Добро будет жить веч-
но!
Итог: что мы делали на занятии? Что вам понравилось больше всего? Что нового узна-
ли? Что - то было трудным?
Награждение детей медалями. «Умники и умницы»