Автор: Батурина Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №33"
Населённый пункт: г Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."
О.В. Батурина (Усолье-Сибирское)
«Развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста через нетрадиционные техники рисования.»
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любя рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…»
(Э. Успенский)
Дети
с
самого
раннего
возраста
пытаются
отразить
свои
впечатления
об
окружающем
мире
в
своём
изобразительном
творчестве.
Как
показывает
практика,
с
помощью
только
традиционных
форм
нельзя
в
полной
мере
решить
проблему
творческой личности. Нетрадиционные изобразительные техники –
это
эффективное
средство
изображения,
включающее
новые
художественно-выразительные приемы создания художественного
образа,
композиции
и
колорита,
позволяющие
обеспечить
наибольшую выразительность образа в творческой работе.
В
условиях
внедрения
ФГОС
современная
концепция
дошкольного образования показывает важность приобщения детей
к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих
ценностей. Таким образом, возникла необходимость создать такую
систему
занятий
изобразительной
деятельностью,
которая
стимулировала
творческий
потенциал
детей,
развивала
их
художественно-творческие способности.
Для
развития
творческого
потенциала
дошкольников
я
поставила перед собой следующие задачи:
Обучать
приемам
нетрадиционных
техник
рисования
и
способам изображения с использованием различных материалов;
Развивать художественно-творческие способности детей;
Создавать
условия
для
свободного
экспериментирования
с
нетрадиционными
художественными
материалами
и
инструментами.
Развивать
цветовосприятие
и
зрительно-моторную
координацию, чувство композиции и колорита.
Свою работу построила по нескольким направлениям:
Работа с детьми;
Организация
развивающей
предметно-пространственной
среды;
Работа с педагогами;
Работа с родителями.
В работе с детьми определила для себя следующие факторы,
позволяющие
мне
не
допустить
в
детскую
изобразительную
деятельность
однообразие
и
скуку,
обеспечивающие
живость
и
непосредственность детского восприятия:
разнообразие и вариативность работы с детьми;
необычное начало работы;
интересные для детей неповторяющиеся задания;
возможность выбора.
Основные формы работы с детьми:
совместная деятельность воспитателя с детьми;
самостоятельная деятельность детей;
индивидуальная работа.
Применяла такие методы:
словесные;
наглядные;
практические;
игровые.
В практике я использовала совместную деятельность взрослого
и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст
развития
в
дошкольном
детстве.
При
проведении
занятий
я
создавала благоприятные условия для формирования таких качеств,
к а к
п ы т л и в о с т ь ,
и н и ц и а т и в а ,
л ю б о з н а т е л ь н о с т ь ,
самостоятельность.
Например,
работу
в
этом
направлении
я
начинала с того, что предлагала детям самостоятельно выбрать себе
нетрадиционный материал в окружающих его предметах. Учебный
материал
я
подбирала
с
учетом
возрастных,
индивидуальных
особенной
детей
и
темой
занятий.
В
совместной
деятельности
использую такие формы организации и проведение занятий, как
беседы, путешествия по сказкам, экскурсии, наблюдения, целевые
прогулки, выставки рисунков.
Многие
виды
нетрадиционного
рисования
способствуют
повышению
уровня
развития
зрительно-моторной
координации.
При непосредственном контакте пальцев с краской дети познают ее
свойства:
густоту,
твердость,
вязкость.
(«Рисование
пальчиками,
«Рисование руками, ладонью, кулаком»).
Дети
старшего
дошкольного
возраста
используют
цвет
как
средство
передачи
настроения,
экспериментируют
(смешивают
краску
с
мыльной
пеной,
с
клеем).
В
изображении
образов
появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
(«Рисование
мыльной
пеной»,
«Рисование
с
помощью
соли,
«Рисование по сырому»).
Совместно с детьми было изготовлено пособие – альбом «Виды
нетрадиционных техник рисования» на основе детских рисунков.
Периодически
этот
альбом
пополняется
новыми
материалами.
Данный альбом является мобильным, позволяющий пользоваться
им как индивидуально, так и нескольким детям одновременно. С
помощью
изготовленного
пособия,
дети
изучают
и
закрепляют
знания
о
многообразии
нетрадиционных
техник,
и
могут
самостоятельно применять любую технику.
В своей работе я использую дидактические игры на развитие
творческой активности.
1.
Игровые
упражнения
«Простые
рисунки»
-
такие
рисунки
состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. При
их создании не нужно закладывать определенного значения.
Правила
игры
просты:
нужно
сказать,
что
за
предмет
изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.
2.
Дидактические игры «Создай картину», «Отгадай картину»
«Что перепутал художник», «Чего не хватает».
3.
Дидактическая игра «Рисование нитками» развивает мелкую
моторику пальцев, воображение, фантазию.
В своей работе я попробовала многие способы нетрадиционной
техники рисования, и все они пришлись по душе мне и детям.
«Печатание листьями»,
«Кляксография обычная, ниткой, выдувание трубочкой»,
«Тычком полусухой кистью»,
«Набрызг»,
«Применение закрытого и открытого шаблона»,
«Рисование на мокрой ткани»,
«Рисование на соли» и т.д.
Важно е
значение
имеет
развивающая
п р е д м е т н о -
п р о с т р а н с т в е н н а я
с р е д а ,
е е
в а р и а т и в н о с т ь
и
полифункциональность. В групповой комнате оборудован центр по
художественно- эстетическому развитию «Весёлый карандаш», где
размещен необходимый художественный материал для рисования,
лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы
по
ознакомлению
с
видами
и
жанрами
искусства.
Оформлены
карточки с «пошаговым» показом техники создания образа. Создана
обстановка
мастерской,
где
пособия
и
оборудованиевсегда
находятся под рукой ребенка. Эффективно используются раздевалка
в группе и коридор: в них размещаются выставки детских рисунков.
Организация работы нетрадиционными техниками и приемами
не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов
рисунков в нетрадиционной технике рисования. В группе подобран
материал и инструменты: деревянные палочки, вырезанный нужной
формы и размера поролон, сшиты тряпичные салфетки, засушены
листья,
зубные
щетки,
нити,
песок,
соль,
манка,
парафиновые
свечи, пластмассовые трубочки, палочки с острым наконечником
для процарапывания.
Реализацииобразовательной
области
«Художественно-
эстетическое развитие» способствуют формы системной работы с
педагогическим
коллективом.
Для
педагогов
подготовила
консультации
по
темам
«Нетрадиционные
техники
рисования»,
провела мастер-классы: «Цветы в вазе», «В мире прекрасного».
Характерной
тенденцией
современного
периода
в
развитии
дошкольного
образования
является
стремление
образовательных
учреждений
к
открытости,
которая
предполагает
и
участие
общества в жизни дошкольного учреждения. Немаловажную роль в
процессе
становления
открытости
играют
родители,
которые
являются
основными
социальными
заказчиками.
И
поэтому
сотрудничество с семьей я строю по двум направлениям:
Первое направление включает индивидуальные и наглядно-
информационные
формы
работы:
просвещение
родителей
проходит
через
выпуск
информационных
стендов,
папок-
передвижек, оформление фотовыставок «Мир глазами детей»,
«Как
прекрасен
этот
мир»,
выставки
детских
работ
«Я
-
художник!», «Мамочка прекрасная моя».
Второе направление включает коллективные формы работы, с
этой
целью
проводятся
такие
мероприятия:
родительские
мастер-классы «Деревья зимой в технике цветной граттаж»,
совместные
занятия
детей
и
родителей
по
использованию
традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Таким образом, на основе проделанной работы я сделала выводы,
что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных
техниках, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от
работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и
новых техник в рисовании.