Напоминание

"Правописание безударных окончаний имён существительных"

Автор: Малькова Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Пинежская СШ"
Населённый пункт: П.Усть-Пинега Архангельская область.
Наименование материала: Конспект урока русского языка 4класс
Тема: "Правописание безударных окончаний имён существительных"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок русского языка в 4классе.

Цели урока:

Познакомить детей с шестью падежами русского языка, их вопросами.

Дать понятие склонения имён существительных как изменения окончаний по

вопросам или падежам.

Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.

Воспитательная: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения

других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы. Привитие

интереса к русскому языку, расширение кругозора через ознакомление с

окружающим миром.

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный;

частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

общеклассная;

групповая;

индивидуальная.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня нам предстоит много работать, поэтому давайте

сядем ровненько.

I2. Создание мотивации на урок.

- Я всё запомню.

- Я люблю самостоятельно работать потому, что я всё знаю

и умею.

3.Словарно-орфографическая работа.

Игра «Чей ряд быстрее».

зап_д в_гон м_газин

ул_ца косм_навт ра__каз

р_сунок м_рковь т_лефон

а_тобус инж_нер т_атр

в_сток автом_биль к_лендарь

к_лограмм сев_р адр_с

б_гаж д_кабрь т_традь

мес_ц кап_тан во_зал

- Найдите в каждом ряду лишнее слово, объясните свой выбор.

4.ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

На доске записано предложение, прочитайте.

-Запишите предложение. Если не знаете, какую букву писать, пропустите, оставьте

место для ее написания.

На вершине высокой ели сидит белка.

-Где возникли затруднения?В какой части слова?

+В окончаниях существительных.

-Почему возникла трудность?

+В этих словах безударные окончания.

-Определите тему урока.

6.Тема урока.

+Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

В течение нескольких уроков мы изучали правописание безударных падежных окончаний

имён существительных 1, 2, 3скл.

-- Как правильно писать безударные окончания имён существительных?

(Алгоритм).

1. Поставить сущ. в нач. форму

2.Определить склонение.

3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

Работа у доски.

Иду (по чему?) по дорог_

Говорим (о чём?) о поездк_

Взять (у кого?) у подруг_

Ехал (по чему?) по площад_

Летал (на чём?) на скатерт_

Пошла (к кому?) к Наташ_

По краю (чего?) дорог_

Варенье (из чего?) из вишн_

Сидел на ветк_

Приехал на поезд_

Дали птичк_

Жили в деревн_

Были в музе_

Вышел из калитк_

Сидел на берёз_

- Учащиеся выходят к доске и записывают текст, вставляя окончания.

Учитель: Вывод: о чём вы помнили?

ПАМЯТКА

Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо:

1. Определить падеж.

2. Определить склонение.

3. Вспомнить окончание существительного этого

склонения в нужном падеже.

ФИЗМИНУТКА – Я называю слова. Если это существительное 1 скл., вы должны

хлопнуть. Если это существительное 2 скл.-прыжок. Если это существительное 3

скл.-присесть.

7. Работа с учебником. (Самостоятельная)

Цель: закрепить умение правильно писать окончания -е, -и.

8.Самоконтроль

Организует самоконтроль (тест) учебной деятельности на уроке.

– Скоро контрольный диктант, поэтому сейчас вы проверите себя, насколько к нему

готовы. Для этого решим тест на изученные ранее орфограммы. Материал находится в

конверте №2. Работать каждый будет индивидуально. Ваша задача – найти правильные

ответы и поставить около них знак «+».

Тест.

1. С - Имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и

неодушевлённые.

Р - Имена существительные бывают нарицательные и неодушевлённые.

2. Укажи существительное второго склонения:

Д - в колыбели

Ж - в кровати

М - в парке

Э - в траве

3. Б - Форма В.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.

О - Форма И.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.

4. К какому из падежей не подходят вопросы?

П - И.п. — кто? что?

У - Р.п. — кого? чего?

Ю - Д.п. — кому? чему?

Г - Т.п. — о ком? о чем?

5.Укажите, в каких словах пишется окончание — Е:

У - на столик…

Т - около сторожк…

Ш - ветка ел…

Ф - на сирен…

Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке.

Проверка.

– Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его. (СМОГУ) Значит, я

думаю, вы сможете хорошо написать итоговый диктант.

9. Домашнее задание.

10. Рефлексия деятельности.

- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока. - С

какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение

существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного).

11. Подведение итогов урока.

- Теперь я умею?