Автор: Малькова Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Пинежская СШ"
Населённый пункт: П.Усть-Пинега Архангельская область.
Наименование материала: Конспект урока русского языка 4класс
Тема: "Правописание безударных окончаний имён существительных"
Урок русского языка в 4классе.
Цели урока:
Познакомить детей с шестью падежами русского языка, их вопросами.
Дать понятие склонения имён существительных как изменения окончаний по
вопросам или падежам.
Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.
Воспитательная: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения
других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы. Привитие
интереса к русскому языку, расширение кругозора через ознакомление с
окружающим миром.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
общеклассная;
групповая;
индивидуальная.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня нам предстоит много работать, поэтому давайте
сядем ровненько.
I2. Создание мотивации на урок.
- Я всё запомню.
- Я люблю самостоятельно работать потому, что я всё знаю
и умею.
3.Словарно-орфографическая работа.
Игра «Чей ряд быстрее».
зап_д в_гон м_газин
ул_ца косм_навт ра__каз
р_сунок м_рковь т_лефон
а_тобус инж_нер т_атр
в_сток автом_биль к_лендарь
к_лограмм сев_р адр_с
б_гаж д_кабрь т_традь
мес_ц кап_тан во_зал
- Найдите в каждом ряду лишнее слово, объясните свой выбор.
4.ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
На доске записано предложение, прочитайте.
-Запишите предложение. Если не знаете, какую букву писать, пропустите, оставьте
место для ее написания.
На вершине высокой ели сидит белка.
-Где возникли затруднения?В какой части слова?
+В окончаниях существительных.
-Почему возникла трудность?
+В этих словах безударные окончания.
-Определите тему урока.
6.Тема урока.
+Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
В течение нескольких уроков мы изучали правописание безударных падежных окончаний
имён существительных 1, 2, 3скл.
-- Как правильно писать безударные окончания имён существительных?
(Алгоритм).
1. Поставить сущ. в нач. форму
2.Определить склонение.
3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
Работа у доски.
Иду (по чему?) по дорог_
Говорим (о чём?) о поездк_
Взять (у кого?) у подруг_
Ехал (по чему?) по площад_
Летал (на чём?) на скатерт_
Пошла (к кому?) к Наташ_
По краю (чего?) дорог_
Варенье (из чего?) из вишн_
Сидел на ветк_
Приехал на поезд_
Дали птичк_
Жили в деревн_
Были в музе_
Вышел из калитк_
Сидел на берёз_
- Учащиеся выходят к доске и записывают текст, вставляя окончания.
Учитель: Вывод: о чём вы помнили?
ПАМЯТКА
Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо:
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительного этого
склонения в нужном падеже.
ФИЗМИНУТКА – Я называю слова. Если это существительное 1 скл., вы должны
хлопнуть. Если это существительное 2 скл.-прыжок. Если это существительное 3
скл.-присесть.
7. Работа с учебником. (Самостоятельная)
Цель: закрепить умение правильно писать окончания -е, -и.
8.Самоконтроль
Организует самоконтроль (тест) учебной деятельности на уроке.
– Скоро контрольный диктант, поэтому сейчас вы проверите себя, насколько к нему
готовы. Для этого решим тест на изученные ранее орфограммы. Материал находится в
конверте №2. Работать каждый будет индивидуально. Ваша задача – найти правильные
ответы и поставить около них знак «+».
Тест.
1. С - Имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и
неодушевлённые.
Р - Имена существительные бывают нарицательные и неодушевлённые.
2. Укажи существительное второго склонения:
Д - в колыбели
Ж - в кровати
М - в парке
Э - в траве
3. Б - Форма В.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.
О - Форма И.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.
4. К какому из падежей не подходят вопросы?
П - И.п. — кто? что?
У - Р.п. — кого? чего?
Ю - Д.п. — кому? чему?
Г - Т.п. — о ком? о чем?
5.Укажите, в каких словах пишется окончание — Е:
У - на столик…
Т - около сторожк…
Ш - ветка ел…
Ф - на сирен…
Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке.
Проверка.
– Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его. (СМОГУ) Значит, я
думаю, вы сможете хорошо написать итоговый диктант.
9. Домашнее задание.
10. Рефлексия деятельности.
- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока. - С
какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение
существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного).
11. Подведение итогов урока.
- Теперь я умею?