Автор: Гусева Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №106 г. Пензы "Облачко"
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Важность развития мелкой моторики у дошкольников."
«Важность развития мелкой моторики у дошкольников.»
(Практические занятия)
Подготовила воспитатель Гусева Г.А.
Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и
точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных
действий
трёх
систем:
нервной,
мышечной
и
костной.
Развитие
мелкой
моторики у детей имеет большое значение. Исследования учёных показали,
что уровень развития мышления и речи находится в прямой зависимости от
степени сформированности тонких движений пальцев рук, ручной моторики.
Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее будет ребёнок, тем быстрее он начнёт
говорить.
Именно поэтому на современном этапе в обучении и воспитании детей
пристальное
внимание
уделяется
детской
руке.
Педагоги
и
психологи
придают большое значение развитию мелких движений пальцев рук, ручной
моторики.
В то время как ребёнок выполняет различные действия своими руками
и пальчиками, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа.
Вам кажется, что ребёнок просто забавляется, а он тем временем активно
познаёт мир и … умнеет. Поэтому чем больше ребёнок действует, используя
руки и пальчики, тем активнее у него развиваются мозг и речь. Ведь как
утверждал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский - ум
ребёнка сосредоточен именно на кончиках пальцев. Чем больше у ребёнка
возможностей
для
самостоятельного
исследования
окружающего,
тем
быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.
Всем, конечно же, хотелось бы, чтобы ребёнок удивлял окружающих
своими познаниями, и интеллектом, своей развитой речью. Для этого нужно
совсем немного - заниматься с ним, развивать мелкую моторику рук ребёнка.
Для
развития
мелкой
моторики
рук
ребёнка
существует
много
различных средств и все они доступны, при этом не требуют существенных
затрат.
Занятие1.
Массаж ладоней и пальцев рук для детей
Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно
связаны
с
мозгом
и
внутренними
органами:
мизинец
—
с
сердцем,
безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником,
указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.
1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте
каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от
ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.
2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя
лёгкие нажатия на них.
3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями
указательного пальца.
4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого
пальца делайте круговые движения в центре ладони.
5.
Помассируйте
пальцы
кольцевым
спиральным
массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-
вниз
помассируйте
пальчики
в
той
же
последовательности
(начиная
с
мизинца).
6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его
руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.
Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу.
Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу.
Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд
(как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6
раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад
(как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7.
Зажмите
мяч
между
ладонями,
пальцы
сцеплены
в
«замок»,
локти
направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая
темп.
Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами
Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых,
еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.
1. «Покрути шишку»
Возьмите
сосновую
шишку
и
положите
её
между
ладоней
малыша.
Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях
примерно 2—3 минуты.
2. «Покатай шишку»
Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя.
Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.
3. «Поймай шишку»
Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками
вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это
упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной
рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот.
Длительность выполнения упражнения 2 минуты.
4. «Грецкий орех»
Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти
левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.
5. «Пересыпь орешки»
Пересыпьте
горсточку
фундука
из
одной
руки
в
другую.
Длительность
выполнения упражнения 1—2 минуты.
6. «Орехи на подносе»
Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной
стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.
7. «Зёрнышки»
Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И
упражнения
могут
быть
тоже
самые
разные:
сжать
зёрна
в
кулачке,
пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п.
Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.