Напоминание

"Важность развития мелкой моторики у дошкольников."

Автор: Гусева Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №106 г. Пензы "Облачко"
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Важность развития мелкой моторики у дошкольников."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Важность развития мелкой моторики у дошкольников.»

(Практические занятия)

Подготовила воспитатель Гусева Г.А.

Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и

точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных

действий

трёх

систем:

нервной,

мышечной

и

костной.

Развитие

мелкой

моторики у детей имеет большое значение. Исследования учёных показали,

что уровень развития мышления и речи находится в прямой зависимости от

степени сформированности тонких движений пальцев рук, ручной моторики.

Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, чем больше

мастерства в детской руке, тем умнее будет ребёнок, тем быстрее он начнёт

говорить.

Именно поэтому на современном этапе в обучении и воспитании детей

пристальное

внимание

уделяется

детской

руке.

Педагоги

и

психологи

придают большое значение развитию мелких движений пальцев рук, ручной

моторики.

В то время как ребёнок выполняет различные действия своими руками

и пальчиками, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа.

Вам кажется, что ребёнок просто забавляется, а он тем временем активно

познаёт мир и … умнеет. Поэтому чем больше ребёнок действует, используя

руки и пальчики, тем активнее у него развиваются мозг и речь. Ведь как

утверждал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский - ум

ребёнка сосредоточен именно на кончиках пальцев. Чем больше у ребёнка

возможностей

для

самостоятельного

исследования

окружающего,

тем

быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.

Всем, конечно же, хотелось бы, чтобы ребёнок удивлял окружающих

своими познаниями, и интеллектом, своей развитой речью. Для этого нужно

совсем немного - заниматься с ним, развивать мелкую моторику рук ребёнка.

Для

развития

мелкой

моторики

рук

ребёнка

существует

много

различных средств и все они доступны, при этом не требуют существенных

затрат.

Занятие1.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно

связаны

с

мозгом

и

внутренними

органами:

мизинец

с

сердцем,

безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником,

указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте

каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от

ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя

лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями

указательного пальца.

4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого

пальца делайте круговые движения в центре ладони.

5.

Помассируйте

пальцы

кольцевым

спиральным

массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-

вниз

помассируйте

пальчики

в

той

же

последовательности

(начиная

с

мизинца).

6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его

руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу.

Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу.

Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд

(как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6

раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад

(как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7.

Зажмите

мяч

между

ладонями,

пальцы

сцеплены

в

«замок»,

локти

направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая

темп.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых,

еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. «Покрути шишку»

Возьмите

сосновую

шишку

и

положите

её

между

ладоней

малыша.

Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях

примерно 2—3 минуты.

2. «Покатай шишку»

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя.

Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.

3. «Поймай шишку»

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками

вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это

упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной

рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот.

Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

4. «Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти

левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

5. «Пересыпь орешки»

Пересыпьте

горсточку

фундука

из

одной

руки

в

другую.

Длительность

выполнения упражнения 1—2 минуты.

6. «Орехи на подносе»

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной

стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

7. «Зёрнышки»

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И

упражнения

могут

быть

тоже

самые

разные:

сжать

зёрна

в

кулачке,

пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п.

Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.