Автор: Гильмутдинова Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 145 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"
Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования
универсальных учебных действий младших школьников
Гильмутдинова Ольга Васильевна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска»
Проблема формирования орфографической грамотности в современной
школе является одной из главных задач обучения русскому языку на уровне
начального
общего
образования.
Как
известно,
грамотность
выпускников
школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя
используют разнообразные методы и приёмы. И каждый педагог знает, с
каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от
монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу
учебника и словарь.
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не
подчиняется
правилам
проверки.
Научить
ребёнка
писать
эти
слова
без
ошибок – одно из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Необходимо
развивать
у
школьников
все
виды
памяти:
слуховую,
зрительную,
эмоциональную,
тактильную.
Актуальной
остаётся
задача
сделать
интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также
снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не
только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия
для психологической комфортности. «Словарная работа – это не эпизод в
работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически
целесообразно
построенная
работа,
связанная
со
всеми
разделами
курса
русского языка», - писал известный учёный – методист А.В.Текучев.
Я работаю по учебно- методическому комплексу «Школа России». По
русскому языку использую учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г.
.
В
конце
учебника
в
каждом
классе
расположен
словарь.
Объем
словарных слов для каждого класса приведен в таблице.
Объём словарных слов по русскому языку
в 1-4 классах по УМК «Школа России»
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
29 слов
95 слов
160 слов
242 слова
Некоторые слова повторяются, но ежегодно добавляются новые слова,
их количество обозначено в таблице:
Новые словарные слова по русскому языку
в 1-4 классах по УМК «Школа России»
2 класс
3 класс
4 класс
70 слов
75 слов
95 слов
Словарная работа на уроках русского языка на уровне начального
общего
образования
способствует
достижению
планируемых
результатов
освоения учебного предмета «Русский язык».
Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Русский язык»
- научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений
собственного уровня культуры;
- сможет применять орфографические правила и правила постановки
знаков
препинания
(в
объеме
изученного)
при
записи
собственных
и
предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
- овладеет первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать
адекватные
языковые
средства
для
успешного
решения
коммуникативных задач.
При помощи различных упражнений со словарными словами не
только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки
самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности.
Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять
словосочетания
и
предложения,
абстрагировать
и
обобщать,
и
это
способствует
формированию
познавательных,
регулятивных
и
коммуникативных универсальных учебных действий.
Для эффективности работы со словарными словами по русскому языку
я систематизировала существующие материалы по пяти направлениям:
словарные слова в загадках
словарные слова в ребусах
тематические кроссворды со словарными словами
кроссворды с ключевыми словами
распределительные диктанты
Использование
словарных
слов
в
загадках
помогают
учителю
начальных классов в формировании познавательных универсальных
учебных действий у младших школьников.
Словарные
слова
в
ребусах
способствует
формированию
у
младших школьников регулятивных универсальных учебных действий.
Тематические кроссворды из словарных слов для 1-4 классов
представлены в таблице:
Тематические кроссворды
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
«Звери и птицы»
«Деревня»
« Слова с ОРО»
«Школа»
«Труд и отдых
школьника»
«Школа» № 1
«Школа» № 2
«Месяцы года»
«Животные»
«Растения»
«Вежливые
слова»
«Инструменты»
«Россия»
«Магазин»
«Птицы»
«Город»
«Огород»
«Птицы»
«Слова с
удвоенными
согласными»
«Деревья»
«Дни недели»
«Непроверяемые
безударные
согласные»
«Удвоенные
согласные»
«Город»
«Животные»
«Путешествие»
«Погода»
Работа с тематическими кроссвордами и кроссвордами с ключевыми
словами
на
уроках
русского
языка
способствует
формированию
познавательных,
регулятивных
и
коммуникативных
универсальных
учебных действий у младших школьников.
Неотъемлемой частью на уроках русского языка являются словарные
диктанты, целью которых является проверка умения правописания слов с
непроверяемыми написаниями.
Часто
в
своей
работе
я
использую
распределительные
диктанты.
Каждый
такой диктант имеет тему, цель, словарные слова в диктанте
распределяются по группам в зависимости от темы, и грамматические
задания. Такая работа со словарными словами помогает формированию у
младших школьников всех видов универсальных учебных действий.
Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами
на уроках русского языка вызывает у учащихся интерес к изучению этих
слов
и
способствует
их
прочному
и
успешному
запоминанию.
Использование представленного материала приводит к тому, что ученик
свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его
на практике.
Таким образом, словарная работа на уроках русского языка на уровне
начального
общего
образования
является
неотъемлемой
частью
процесса
формирования у младших школьников универсальных учебных действий.