Автор: Камакина Ольга Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 145 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экспериментальная деятельность детей на логопедических занятиях с младшими школьниками."
Экспериментальная деятельность детей на логопедических занятиях
с младшими школьниками.
Камакина Ольга Петровна,
учитель- логопед
МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска»
В
настоящее
время
в
России
идёт
становление
новой
системы
образования. Предлагаются новые подходы, новые методы
и принципы.
Существует принцип вариативности, который даёт возможность выбирать и
конструктировать процесс обучения.
Для
повышения
эффективности
коррекционной
работы
на
логопедическом
занятии
наряду
с
другими
видами
работ
рекомендуется
использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и
отчетливо
воспринимается
и
запоминается
ребенком
то,
что
было
ему
интересно, что было исследовано им самостоятельно.
Занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными
положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Ребенок
на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает
его
мыслей,
не
вызывает
интереса.
Он
пассивен.
Конечно,
что-то
он
усваивает,
но
пассивное
восприятие
и
усвоение
не
могут
быть
опорой
прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает
их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное. Нужно только
найти это и дать детям, чтобы побудить их самих к подобным находкам и
открытиям.
На своих логопедических занятиях дети не просто учатся чему-либо,
а самостоятельно пробуют, экспериментируют, добывая знания. С опорой на
индивидуальные особенности своих учеников
я включила в содержание
занятий
некоторые
игры,
которые
направлены
на
формирование
разнообразных речевых умений.
Игра «Слово рассыпалось» (анаграмма).
На
доске
слово
с
измененным
порядком
букв
(при
этом
может
получиться не одно слово, а несколько, например: сосна — насос, терка —
актер).
Игра «Кто больше соберет слов».
Придумывание слов на определенный слог (например: сы-рок, сы-нок,
сы-тый и.т.д.)
Игра «Шифровальщик»
Составление новых слов из букв данного слова (слова выбираются
многосложные).
Подбор рифмующихся слов, например: сок-лесок-поясок-носок, затем с
этими
словами
составляем
предложения
и
складываем
в
стихотворение.
Стихи получаются смешные, дети радуются, получают положительные
эмоции.
Замена в
слове
одного
звука
(буквы)
для
получения
нового
слова
(метаграмма). Например: зайка — майка — гайка — чайка.
Начинаем
работать
с
изографами. На
картинках
слова
написаны
буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о
котором идет речь.
Соединение частей разорванных предложений. Ребята должны увидеть
границы предложений. «На улице льёт. Дождь в парке гуляют. Дети мама
режет арбуз.».
Разгадывание ребусов (обычно это тематические ребусы или словарные
слова).
Богатейшие
возможности
для
развития
исследовательской
деятельности
представляют кроссворды.
Они
объединяют
три
важных
познавательных области: обучение грамоте, формирование математических
представлений
и
ту
специфическую
область,
к
которой
относится
тема
кроссворда
(художественно-эстетическую,
литературу,
формирование
естественно-научных представлений и др.).
Темы
для
разгадывания
кроссвордов
беру
на
определенную
букву,
тематические, в соответствии с лексической темой, или словарные слова.
При
таком
подходе
у
детей
тренируется
фонематический
слух,
совершенствуется
способность
к
звуковому
анализу
слова,
развиваются
память, сообразительность, логическое мышление, активизируется словарь.
Особое значение в организации экспериментальной деятельности детей
играет работа по «Логопедическим тетрадям для коррекции дисграфии и
дислексии
у
младших
школьников»
И.Ю.Оглоблиной
с
заданиями
возрастающей сложности. Выполнение заданий по данным тетрадям имеет
большое значение, как для детей, так и для педагога.
Для детей:
-
обеспечивают
минимальный
уровень
фонематических,
звукобуквенных,
графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к
следующему этапу обучения — чтению;
-
создают
условия
для
ориентировочно-исследовательской
деятельности
детей;
-
развивают
различные
стороны
психической
деятельности:
внимание,
мышление, память, речь;
- закрепляют запас имеющихся представлений о звуко- буквенной стороне
слова, степень подготовленности руки к выполнению графических навыков;
- формируют умение понять учебную задачу и решить ее самостоятельно;
- формируют навыки самоконтроля и самооценки.
Для педагога:
- снимают трудности подбора дидактического материала при индивидуальной
работе с детьми;
- позволяют контролировать уровень усвоения программного материала;
- налаживают отношения с детьми, особенно с малоконтактными.
Тетради
использую
для
организации
контроля
усвоенных
детьми
знаний на фронтальных занятиях и при проведении коррекционной работы
ребенка с педагогом.
Перечень примерных заданий:
«Весёлые превращения»
-В каждом слове вычеркнуть одну букву так, чтобы получилось новое слово.
- В начало или в конец слов добавить одну букву, чтобы образовалось новое
слово.
-Заменить в слове согласную букву, чтобы получилось новое слово.
-В каждом слове заменить всего одну букву на другую так, чтобы получились
слова, относящиеся к какой-то лексической теме.
«Найдём слово в слове»
-Найдите в словах и подчеркните слово «ум».
-Выделите слова, которые «спрятались» в слове.
«Волшебные строчки»
-
В
строке
написанных
букв
прочитайте
и
выделите
слова
так,
чтобы
получилось несколько наборов слов.
-Прослушать внимательно слова и определить, какие ноты в них спрятались.
«Игры со слогами»- помогают при нарушениях слоговой структуры.
-Зачеркните в слове один слог, чтобы получилось новое слово.
-Образуйте новое слово из первых двух слов.
-Составить новые слова, взяв последний слог в слове;
-Составить новые слова, используя только ударные слоги.
«Логопедическая арифметика»
-Образовать новое слово, используя предложенные формулы, например: 1 11,
взять из слов только первые слоги.
-Выполняя
каждое
арифметическое
действие,
записать
какое
слово
получилось, например: рыбак- к получится рыба.
«Рифмочки»
Соединить слова из первого столбика со словами из второго столбика, так
чтобы получилась рифма.
«Чтение без гласных»
«Игры со словами антонимами»
-Вставить пропущенное слово, чтобы получилась пословица.
-Найдите в пословицах слова с противоположным смыслом.
-Прочитать пословицы из левого столбика и подобрать пословицы из правого
столбика с похожим смыслом.
«Половинки»- прочитайте начало пословицы и подберите к ней конец.
«Перевёртыши»-прочитай слова слева направо, а потом справа налево.
Все эти задания направлены на совершенствование фонематического
слуха,
развитие
навыков
звуко
-слогового
анализа
и
синтеза
слов,
на
формирование лексико-грамматического строя речи, обогащение словарного
запаса, формирование умения ставить ударение в словах и имеют большое
значение, как для учащихся, так и для логопеда:
У учащихся:
- создаются условия для ориентировочно-исследовательской деятельности;
-развиваются
различные
стороны
психической
деятельности:
внимание
мышление, память, речь;
-закрепляется запас имеющихся представлений о звуко-буквенной стороне
слова, закрепляется графический навык;
-формируется умение понять учебную задачу и решить её самостоятельно;
-формируются навыки самоконтроля и самооценки.
У логопеда:
-решается
проблема
с
подборкой
дидактического
материала
при
индивидуальной и групповой работе;
- появляется возможность контроля уровня усвоения материала;
-устанавливается доброжелательный контакт с учеником.
На логопедических занятиях использую интерактивные речевые игры:
«Лунтик учит русский язык», Маша и медведь», «Уроки мудрой совы» и т.д.
Они
помогают
активизировать
деятельность
обучающихся
на
занятии.
Компьютерная наглядность способствует концентрации внимания, развитию
памяти, мышления, слуховых и зрительных анализаторов.
Интерактивные речевые игры помогают:
1.Повысить мотивацию учащихся.
2.Обеспечить эмоциональный комфорт на занятии.
3.Способствуют
развитию
всех
сторон
речи,
сенсорных
функций,
артикуляции и мелкой моторики, познавательной активности.
4.Формируют личность ребёнка и его самооценку.
Таким
образом,
возможности
для
развития
познавательно-
исследовательской активности обучающихся на логопедических занятиях на
уровне начального общего образования очень велики, и задача логопеда –
стремиться как можно чаще создавать на занятиях необходимые условия для
экспериментальной деятельности детей.