Напоминание

"Влияние мелкой моторики пальцев на развитие речи младших школьников"

Автор: Ремезова Юлия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 145 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние мелкой моторики пальцев на развитие речи младших школьников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Влияние мелкой моторики пальцев на развитие речи

младших школьников

Ремезова Юлия Николаевна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска»

Развитие речи приобретает все большую актуальность в современном

обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в

развитии ребенка.

Если

же

мы

обратимся

к

историческому

аспекту

развития

речи

общества, то установим, что вначале были жесты как средство общения. В

дальнейшем

они

стали

сопровождаться

криками

и

возгласами.

И

потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь

словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала

сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться,

ведя за собой развитие речи.

В

наше

время

можно

заметить

существенную

закономерность

«пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто

человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в

объяснении,

помогает

себе

жестами.

В

то

же

время

ребенок,

увлеченно

рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

Исследователями

разных

стран

установлено,

а

практикой

подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от

степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если

внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что

речевая

область

находится

рядом

с

двигательной

областью,

являясь

ее

частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти

рук, расположенная близко от речевой зоны.

Сухомлинский

писал,

что

истоки

способностей

и

дарований

детей

находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие

ручейки,

которые

питают

источник

творческой

мысли.

Чем

больше

уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше

взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые

для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем

больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Речь – это инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано

формирование личности в целом, развитие основных психических процессов.

От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово

зависит

ясность

и

точность

мышления. При

недостаточно

развитой

речи

ребенка возникают трудности в школьном возрасте в освоении процессов

чтения и письма.

Проблема с почерком – одна из распространенных проблем в начальной

школе.

Обучение

письму

-

сложный

вид

работы

для

любого

ребенка.

Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке

письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что

и космонавты в момент старта.

Учеными доказано, что навыки письма вообще формируются позже

умения

читать

или

считать.

Затруднения

возникают,

если

у

ребенка

недостаточно развита мелкая моторика (то есть умение управлять тонкими

движениями пальцев и кисти рук). Буквы у таких детей пляшут вкривь и

вкось – лезут за строку, падают набок. Пишут такие дети очень медленно,

делают

дополнительные

штрихи,

неправильные

соединения.

Почерк

ухудшается

даже

при

незначительном

увеличении

скорости

письма.

Что

делать в этом случае?

Лучше, конечно, предупредить эти трудности и заняться специальной

тренировкой еще до школы. Но и первокласснику эти упражнения будут

полезны, а кому-то просто необходимы.

Существуют

интересные

и

занимательные

задания,

развивающие

зрительно-моторную

координацию.

Например,

требуется

прочертить

карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или

обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней - с

внутренней стороны или с наружной.

Конечно,

поможет

штриховка,

раскрашивание

рисунков

с

мелкими

деталями,

дорисовывание

симметричной

половинки

к

незаконченному

рисунку.

Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку (например:

«одна клетка вправо, две вниз и т.д.»). Можно придумать рисунок самим или

взять образец для вязания, вышивания. В ходе тренировок дрожащие линии

постепенно превратятся в четкие и уверенные.

Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с

мелкими

деталями,

сборка

головоломок,

пазлов,

складывание

узоров

из

мозаики

или

других

мелких

предметов

-

спичек,

пуговиц,

вырезание

ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание различных круп.

Иногда затруднения с письмом связаны с недостаточным развитием у

ребенка координации движений вообще. В таких случаях помогут подвижные

игры, например, с мячом, танцы, гимнастика.

Если, несмотря на все усилия, не удается выработать

приемлемый

почерк,

возможно,

придется

обратиться

за

помощью

к

детскому

невропатологу. Особенно нужна такая консультация, если речь идет не просто

о

недостаточно

красиво

выписанных

буквах,

а

о

более

существенных

проблемах. Например, ребенок не может соблюдать строчку. В начале строки

буквы располагаются на одной линии, а к концу каждой строчки сползают

вниз.

Такие

деформации

текста

говорят

о

плохой

зрительно-моторной

координации, а она может быть следствием функциональных и органических

нарушений головного мозга.

Человеческий

мозг

ассиметричен.

Он

состоит

из

двух

полушарий,

каждое

из

которых

выполняет

особые

функции.

Каждое

полушарие

управляет «своей» половиной тела. Левое полушарие «отвечает» за движения

правой руки, ноги, глаза; а правое, наоборот, «приводит в действие» левую

половину тела. При рождении каждое из полушарий автономно, работает

само по себе, как бы не замечая существования другого, поэтому движения

новорожденного

хаотичны

и

нескоординированы.

Для

слаженной,

совместной

работы

обоих

полушарий

необходимо,

чтобы

между

ними

установилась

функциональная

связь.

Она

осуществляется

через

своеобразный «мостик» между полушариями – так называемое мозолистое

тело, пронизанное нервными волокнами-нейронами.

С у щ е с т ву ю т

и г р ы ,

с п о с о б с т ву ю щ и е

м е ж п о л у ш а р н о м у

взаимодействию.

Они

улучшают

мыслительную

деятельность,

память,

облегчают процесс письма:

Игра «Колечко»

Детям предлагается поочерёдное прикосновение большого пальца ко

второму,

третьему,

четвертому,

пятому

пальцам,

которое

производится

одновременно двумя руками, сначала в медленном, затем в более быстром

темпе. Пальчики «здороваются» с большим пальцем, начиная с указательного

до мизинца и обратно.

Игра «Кулак – ребро – ладонь»

Ребенку показывается положение, которое должны занимать руки по

команде: «кулак» – кулак лежит на столе, «ладонь» – ладонь лежит на столе

тыльной стороной вверх, «ребро» – ладонь стоит ребром на столе.

Сначала

играют

одной

рукой:

даются

команды

в

прямом

порядке:

«кулак, ладонь, ребро, кулак, ладонь, ребро…», затем команды вразнобой,

например: «кулак, ребро, ладонь, ребро, кулак, ладонь…».

Более сложный вариант – игра обеими руками (руки должны двигаться

синхронно).

Игра «Лезгинка»

Левая рука сжата в кулак, большой палец отставлен в сторону. Кулак

развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном

положении

прикоснуться

к

мизинцу

левой.

Сменить

положение

рук.

Выполнять 6-8 раз.

Игра « Ухо – нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, правой -за левое ухо.

Одновременно

отпустить

ухо

и

нос,

хлопнуть

в

ладоши,

поменять

положение рук.

Игра на рояле

Поочерёдное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца к

мизинцу и обратно (1, 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3, 2, 1) сначала правой, затем левой, в

дальнейшем- двумя руками.

Игра «Зеркальное рисование»

Положите

на

стол

чистый

лист

бумаги.

Возьмите

в

обе

руки

по

карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками

зеркально симметричные рисунки.

Упражнения

с

карандашом

для

обеих

рук,

при

усл ови и

систематического

их

выполнения,

помогут

пробудить

ещё

«дремлющие»

клетки головного мозга и облегчат обучение ребёнка по всем школьным

предметам. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно

увеличится эффективность работы всего мозга.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться

письму

-

то

можно

поиграть

в

игры

с

рисованием.

Скажем,

обводить

наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному

заранее лабиринту.

Наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а

родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее.

В ы п о л н е н и е

и г р о в ы х

з а д а н и й

с п о с о б с т ву е т

р а з в и т и ю

сообразительности,

пространственного

мышления,

математических,

творческих

способностей

детей,

общему

речевому

развитию,

а

также

предупреждению дисграфии.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду

со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством

повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной

речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной

точности.

Развитие

пальцевой

моторики

подготавливает

почву

для

по-

следующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и

взаимозависимость

речевой

и

моторной

деятельности,

то

при

наличии

речевого

дефекта

у

ребенка

особое

внимание

необходимо

обратить

на

тренировку его пальцев.

Таким

образом,

мелкая

моторика

пальцев

стимулирует

речевое

развитие,

повышает

работоспособность

головного

мозга,

оказывает

оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм.