Автор: Галиаскарова Альфина Саньярифовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Имянликулево
Населённый пункт: Чекмагушевский район РБ
Наименование материала: рабочая программа по русскому языку,8 класс
Тема: "В соответствии с ФГОС"
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1.ООП ООО ФГОС
2.Авторской программы В.В.Бабайцевой
3.ООП ООО ФГОС МБОУ СОШ с.Имянликулево.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи
информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской
культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые
во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся
условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и
средством
обучения.
Как
средство
познания
действительности
русский
язык
обеспечивает
развитие
интеллектуальных
и
творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей
профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе
формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культурологическая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Осведомленность
школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах реализуется в процессе осуществления следующих
направлений:
Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью понимается способность учащегося свободно использовать
навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой
информации в реальном общении. Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим,
1
просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели
чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.
Дальнейшее
овладение
родным
языком
(расширение
активного
и
пассивного
словарного
запаса
учащихся,
более
полное
овладение
грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).
Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного
восприятия художественного текста.
Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
Овладение
орфографией
и
пунктуацией,
формирование
относительной
орфографической
и
пунктуационной
грамотности
на
основе
отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу
и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих
направлений:
Формирование у обучающихся языковой интуиции.
Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования
речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о
выдающихся ученых-лингвистах.
Культурологическая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Культурологическая
компетенция
формируется
через
систему
дидактического
материала
учебников,
тексты
которых
содержат
в
себе
культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом
русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.
Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются
нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика,
воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и
письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений,
как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать
ее в соответствии с условиями общения.
Цели обучения
2
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,
коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование
умений
опознавать,
анализировать,
классифицировать
языковые
факты,
оценивать
их
с
точки
зрения
нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию.
Задачи обучения
-Эти цели обусловливают следующие задачи:
-дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире,
о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии,
лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания
на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм
литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во
всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов в 8 классе по учебному плану на 2018-2019 учебный год 105 часов из расчета 3 часа в неделю для обязательного изучения
учебного предмета русский язык на этапе основного образования. Сокращение часов вместо 105 до 102 за счет уплотнения учебного материала c
учетом вычета праздничных дней.
Результаты изучения предмета “Русский язык»
3
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к одному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
;мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
владение
разными
видами
аудирования
(выборочным,
ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный
поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или
аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность
действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект,
аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации
общения;
4
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога
(этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов
диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических
норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого
общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и
речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в
спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как
средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения
в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка
русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о
роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной
5
речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского
литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический,
морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки
зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной
речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.
Продвижение учащихся в освоении курса русского (родного) языка проверяется на каждом этапе обучения. Уровень сформированности
метапредметных и предметных умений оценивается в баллах в результате проведения текущего, тематического,
итогового контроля, что предполагает выполнение учащимися разнообразной работы: заданий, определяющих уровень развития
языковых и речевых умений и навыков;
заданий
творческого
и
поискового
характера,
выявляющих
уровень
овладения
коммуникативными умениями и навыками; комплексных работ, выполняющихся на межпредметной основе и устанавливающих
уровень овладения универсальными учебными действиями. Личностные результаты обучения оцениваются без выставления
отметки — только на качественном уровне.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и
пунктуационных правил.
К концу 6 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
6
чтение:
владеть техникой чтения;
выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
правильно расставлять логические ударения, пауз;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя;
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
создавать письменные высказывания разных типов речи;
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
выражать свое отношение к предмету речи;
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное
употребление местоимений, избыточная информация и др.);
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
находить в художественном тексте явления звукописи;
7
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных
частей речи;
работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита;
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов,
однокоренных слов);
пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения
слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
распределять слова на тематические группы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
различать прямое и переносное значение слов;
отличать омонимы от многозначных слов;
подбирать синонимы и антонимы;
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи;
правильно указывать морфологические признаки;
уметь изменять части речи;
орфография:
8
находить орфограммы в морфемах;
группировать слова по видам орфограмм;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
выделять основы предложений с двумя главными членами;
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и
вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме
специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило
Внеурочная работа
В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа реализуется через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность организуется в ходе работы кружка «Школьная риторика». Внеурочная работа по предмету организуется за счет
проектной
и
исследовательской
деятельности,
предметных
недель,
работы
с
одаренными,
со
слабоуспевающими
детьми,
подготовки
к
олимпиадам, конкурсам.
9
Учебно-тематический план
10
№п/п
Наименование разделов и
тем
Всего
часов
В том числе на:
уроки
урок
и
р/р
Контр
.
1
Повторение изученного в
5-7 классах
9
7
2
2
Синтаксис и пунктуация.
Введение
3
3
3
Словосочетание и
предложение.
7
5
2
4
Повторим орфографию
1
1
5
Главные члены
предложения
7
6
1
6
Второстепенные члены
предложения
11
7
2
1
7
Повторим орфографию
1
1
8
Односоставные
предложения
5
5
9
Полные и неполные
предложения
1
1
10
Предложения с
однородными членами
предложения
13
10
1
2
11
Предложения с
обособленными и
уточняющими членами
предложения
25
19
6
1
12
Слова, не являющиеся
членами предложения
10
7
2
1
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Повторение изученного в 5-7 классах Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе . Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Средства
синтаксической связи. Способы подчинительной связи.
Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования . Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их
функции. Одиночные и парные препинания. Сочетания знаков препинания.
Словосочетание . Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Строение и грамматическое значение
словосочетаний. Цельные словосочетания.
Предложение . Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения. Грамматическая основа
предложения. Простые и сложные предложения. Виды предложений по цели высказывания. По эмоциональной окраске.
Простое предложение . Основные виды простого предложения, Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения. Подлежащие. Способы его выражения. Сказуемое. Основные типы, составное глагольное, составное
именное. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Распространенные члены предложения. Выделение
запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Односоставные предложения . Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений. Синонимика
двусоставных и односоставных предложений. Знаки препинания в конце назывных предложений.
Полные и неполные предложения . Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном
предложении. Осложнённое предложение
11
Предложения с однородными членами . Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных предложений.
Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с
однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными членами . Понятие об обособленных членах предложения. Общие условия обособления
определений. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения. Знаки препинания при
обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и
деепричастными оборотами, а также существительным с предлогом несмотря на и др. Обособленные уточняющие члены предложения.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями . Вводные слова. Интонация водности.
Разряды вводных слов. Водные предложения. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями. Вставные
конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Обращение. Роль обращений в речевом общении.
Знаки препинания при обращении.
Слова-предложения . Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи. Пунктуационное оформление
слов-предложений.
Учебно-методический комплекс по курсу «Русский язык»
Русский язык.Практика 8 класс. - М.: Дрофа, 2012
Русский язык.Теория. 5- 9 классы.В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012.
Русская речь.8 класс. Е.И.Никитина.– М.: Дрофа, 2012.
1. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку: учебное пособие / Д.Э. Розенталь. – М.: Легион, 2004. – 223 с.
2. Русский язык: тесты для промежуточного контроля. 8 класс: учебное пособие / под ред. Н.А. Сениной. – М.: Легион, 2011. – 330 с.
3. Савченкова Г.Ф. Русский язык в таблицах: 5 – 11 кл.: справ. материалы / Г.Ф. Савченкова. – М.: Астрель, 2009. – 78 с.
4. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5 – 9 кл.: книга для учителя / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 2000. – 240 с.
5. Трунцева Т.Н., Шклярова Т.В. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов. – М.: Грамотей, 2009. – 96 с.
6. Программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – М: «Просвещение»,2008 г.
7. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык: справ. материалы: пособие для учащихся
образоват. учреждений. – М: Просвещение, 2013. – 112 с.
8. Новичёнок И.К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах. – СПб.: Литера, 2010. – 96 с.
12
№п/п
Раздел
Тема урока
Часы
Дата проведения
Примечан
ие
По
расписанию
фактические
1
Повторенпие
изученного в V-VII
классах
Лексика и фразеология
1
03.09
2-3
Морфемика и орфография
2
04.09;06.09
4-5
Морфология
2
10.09;11.09
6
Синтаксис
1
13.09
7
Входной
контрольный
диктант
с
грамматическим
заданием
1
17.09
8-9
1.Анализ диктанта.Р/рТекст. Микротекст. Обучение
написанию изложения.2.Р/р. Написание изложения.
2
18.09;20.09
10
Синтаксис и
пунктуация.
Виды связи.
1
24.09
11-12
Способы подчинительной связи
2
25.09;27.09
13
Словосочетание и
предложение
Основные виды словосочетаний
1
01.10
14
Цельные словосочетания
1
02.10
15
Понятие
о
предложении.
Строение
предложения,
его
виды по цели и эмоциональной окраске
1
04.10
16
Основные виды предложений. Логическое ударение и
порядок слов в предложении
1
08.10
17
Контрольная
работа
по
теме
«Словосочетание
и
предложение»
1
09.10
18-19
1.Анализ работ.Р/рЦепная и параллельная связь
предложений. Обучение написанию
сочинения.2.Р/р.Написание сочинения.
2
15.10;
16.10
13
20
Повторим орфографию
Орфограммы корня
1
18.10
21
Главные члены
предложения
Подлежащее и способы его выражения
1
22.10;
22-24
Сказуемое и его основные типы
3
23.10;25.10
06.11
25
Тире между подлежащим и сказуемым
1
08.11
26
Обобщение
изученного
по
теме
«Главные
члены
предложения»
1
12.11
27
Контрольный диктант с грамматическим заданием
1
13.11
28
Второстепенные члены
предложения.
Анализ контрольного диктанта. Определение
1
15.11
29
Согласованные и несогласованные определения
1
19.11
30-31
Приложение
2
20.11;22.11
32
Дополнение
1
26.11
33-34
Р/рОбучение написанию сжатого изложения с элементом
сочинения.Р/р.Написание
сжатого
изложения
с
элементом сочинения.
2
27.11;
29.11
35-36
1.Обстоятельство. 2.Виды обстоятельств.
2
03.12;04.12
37
Обобщение
знаний
по
теме
«Второстепенные
члены
предложения»
1
06.12
38
Контрольный диктант с грамматическим заданием
1
10.12
39
Повторим орфографию
Анализ контрольного диктанта. Повторим орфографию.
1
11.12
40
Односоставные
предложения
П о н я т и е
о б
од н о с о с т а в н ы х
п р е д л о ж е н и я х .
Определенно-личные предложения
1
13.12
41
Неопределенно-личные и безличные предложения
1
17.12
42
Назывные предложения
1
18.12
43
Обобщение по теме «Односоставные предложения»
1
20.12
44
Контрольный диктант с грамматическим заданием за II
четверть
1
24.12
45
Полные и неполные
предложения
Анализ работ.
Особенности строения полных и неполных предложений
1
25.12
14
46-47
Предложения с
однородными членами
Однородные
члены.
Союзы
при
однородных
членах
предложения
2
27.12;31.12
48-49
Обобщающие слова при однородных членах
2
14.01;15.01
50
Знаки
препинания
в
предложениях
с
однородными
членами
1
17.01
51
Р/р Однородные члены предложения как средство
выразительности речи
1
21.01
52-53
Однородные и неоднородные определения
2
22.01;24.01
54
Обобщающий
урок
по
теме
«Однородные
члены
предложения»
1
28.01
55
Контрольный диктант с грамматическим заданием
1
29.01
56
Анализ диктанта. Повторим орфографию. Орфограммы
в суффиксах
1
31.01
Обособленные члены
предложения
57
Понятие об обособлении
1
04.02
58-59
Обособление согласованных определений
2
05.02;07.02
60
Обособление несогласованных определений
1
11.02
61-62
1.Р/рЗаглавие как средство связи предложений в тексте.
Обучение
написанию
изложения.
2.Р/р.Написание
изложения
2
12.02;14.02
63-64
Обособление приложений
2
18.02;19.02
65-66
Обособление дополнений
2
21.02;25.02
67-68
Обособление деепричастных оборотов
2
26.02;28.02
69-70
1.Р/р Рассуждение. Обучение написанию сочинения-
рассуждения. 2.Р/р.Написание сочинения-рассуждения.
2
04.03;05.03
71-72
Обособление обстоятельств
2
07.03;11.03
73-74
О б о б щ е н и е
и зу ч е н н о го
м ат е р и а л а
п о
т е м е
«Обособленные члены предложения»
2
12.03;14.03
75-76
1.Р/р.Обучение написанию киносценария. 2.Р/р.
Написание киносценария.
2
18.03;19.03
77
Контрольный диктант с грамматическим заданием за III
четверть
1
21.03
15
78-80
1.Анализ контрольного диктанта.
2-3.Обособление уточняющих членов предложения
3
01.04;02.04;
04.04
81
Повторим орфографию. Слитное написание слов
1
08.04
82-84
Вводные слова,
предложения
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и
предложениями
3
09.04;11.04;
15.04
85-86
Обращение
Предложения с обращениями
2
16.04;18.04
87-88
1.Р/р. Обучение написанию сочинения с обязательным
употреблением обращения .
2.Р/р Написание сочинения с обязательным
употреблением обращения
2
22.04;23.04
89
Слова-предложения
Особенности слов-предложений
1
25.04
90
Обобщение по темам «Вводные слова», «Предложения с
обращениями»
1
29.04;
91
Контрольный диктант с грамматическим заданием
1
30.04
92-94
Повторение изученного
в VIII классе
1.Работа над ошибками. 2.Словосочетание.
3.Односоставные и неполные предложения
3
06.05;07.05;
13.05
95
Предложения с однородными членами
1
14.05
96-97
1.Р/р. Психологический портрет. Обучение написанию
сочинения-описания. 2.Написание сочинения -описания
2
16.05;20.05
98
Административная контрольная работа
1
21.05
99
Работа над ошибками.
Предложения с обособленными членами предложения
1
23.05
100-
101
Предложения
с
обращениями,
вводными
словами,
словами-предложениями.
2
27.05;28.05
102
Итоговый урок
1
30.05
16
Приложение (контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 8 классе )
Контрольный диктант №1 (входной)
Однажды нам в подарок принесли берёзку, выкопанную с корнем. Мы посадили её в ящик с землёй и поставили в комнате у окна. Скоро
ветки берёзки поднялись, и вся она повеселела.
В саду поселилась осень. Горели пурпуром клёны, порозовел кустарник и кое-где на берёзках появились жёлтые пряди. Но у нашего
деревца мы не замечали никаких признаков увядания.
Ночью пришёл первый заморозок. Я проснулся рано, оделся и вышел в сад. Разгорался рассвет, синева на востоке сменилась багровой мглой.
Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частным печальным дождём.В комнате при бледном свете зари
я увидел, что и наша берёзка стала лимонной. Комнатная теплота не спасла её. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от
своих подруг.
Последняя память о лете исчезла.
Грамматическое задание.
1.Обозначьте графически изученные орфограммы в 1-ом абзаце (1 вариант) во 2-ом абзаце (2 вариант).
2.Разберите по составу слова: выкопанную поставили заморозок (1 вариант) порозовел лимонный никаких (2 вариант).
3.Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения (1, 2 вариант).
Контрольная работа №2 по теме «Словосочетание и предложение»
1.Запишите предложение и охарактеризуйте его по всем возможным параметрам.
I в а р и а н т: И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые... (А. Пушкин.)
II в а р и а н т: Разве вы поможете себе этим? (В. Гаршин.)
2. Выпишите из предложения все возможные словосочетания, укажите вид связи.
I в а р и а н т: Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.)
II в а р и а н т: Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)
3. Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.
I в а р и а н т: вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками;
показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч.
17
II в а р и а н т: поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито
хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.
4. Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются. (Общее
для обоих вариантов.)
1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области.
(В. Бианки.) 2) Большие паруса только сильный ветер может
надуть. (Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 4)
Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком.
(Ю. Яковлев.) 5) Дубовый листок
оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель.
(В.
Солоухин.) 7) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда залаяла собака, в одном из домов
зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец при везли с рынка шоколадных конфет.
5. Выполните синтаксический разбор предложения.
I в а р и а н т: Чудесно пахло рыбой, морскими водорослями и смолой. (А. Куприн.)
II в а р и а н т: Как яростно ярко горит каждый листик берез, осин, рябин! (В. Бианки.)
Контрольный диктант №3 по теме «Главные члены предложения»
Сказочные облака
Сегодня весь день плыли по небу необычные облака, подгоняемые ветром. Эти облака – живые существа. Они то забирались ввысь, то
опускались, почти касаясь крыш, то превращались в причудливые фантазии. Над цирком они приняли форму бегемота, играющего с мячом,
над школой стали раскрытой книгой, а над рекой приобрели светло-голубой оттенок.
Люди ходили какие-то радостные, подняв глаза к небу, и улыбались. Сам собою в городе объявился праздник. Все вышли на улицу, а в
школах отменили занятия.
«Такие облака – это сказка», - говорили люди друг другу и боялись пропустить что-нибудь интересное, потому что все чувствовали: такое
бывает только раз в жизни.
«Мама, разве море вверху, там плывёт кораблик?» - спрашивал удивлённый чудом мальчик.
Весь город, попавший в сказку, стал добрым. Неожиданные облака, словно волшебники. Они помогали людям увидеть прекрасное. Ведь
любоваться облаками – это понимать мечту.
А ночью, когда все ушли спать, облака опустились и окутали город тёплым, таинственным, серебряным туманом, приносящим сказочные
сны.
Грамматическое задание.
1.Выделите сказуемые и определите их типы: в первом абзаце – 1 вариант; во втором абзаце – 2 вариант.
18
2.Объясните постановку тире между главными членами предложения, графически обозначьте повышение тона и паузу.
Контрольный диктант №4 по теме «Второстепенные члены»
Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.
Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни
ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.
Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то
же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она
уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.
Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь
наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и
отразить в своем произведении. (132 слова)
Грамматическое задание
1. Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным глагольным сказуемым. (1 - 2 на каждый вид).
2. Укажите в тексте диктанта прямые и косвенные дополнения (по одному-двум на каждый вид). В 1-ом абзаце обозначьте безударные
гласные в корне.
3. Произведите синтаксический разбор предложения:
1 вариант
Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.
2 вариант
Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает.
Контрольный диктант №5 по теме «Односоставные предложения»
Осенью на Прорве.
Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких
репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.
Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.
Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете
фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех.
То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в кусте ивовый прут.
Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.
Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца.
К рассвету лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.
Воздух чист и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.
Грамматическое задание
19
1.Найдите в тексте 2-3 односоставных предложения ( в т.ч. и те, которые являются частью сложного предложения), определите тип этих
предложений.
2.Сделайте синтаксический разбор сказуемых :
1 вариант –в предложении На Прорве слишком много помех.2 вариант –в предложении Воздух чист и прохладен.
3.Выпишите из диктанта по одному слову с безударной гласной, проверяемой ударением, непроверяемой, чередующейся.
4.Разберите по составу слова: рассвету, разгораться
Контрольный диктант №6 по теме
«Предложения с однородными членами»
Всё: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и
краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными.
Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает
и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.
Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко
в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое.
Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)
(По Д. Мордовцеву)
Грамматическое задание
1.Начертите схему предложения:
Все: и день, и природа — великолепно.- 1в,
Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. – 2в
2.Подчеркните грамматическую основу в предложениях
Они устилают всю землю. - 1в
А грезы не воротятся. – 2в
3.Объясните знаки препинания в предложениях:
Куда девались птицы, распевающие от зари до зари?
Контрольный диктант №7 по теме «Обособленные члены предложения»
Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений.
Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти
полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.
Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным
дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.
20
Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, заложена в детстве. Его мать — художница-
любительница, отец - известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об
атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.
С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время
путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова.)
Грамматическое задание.
1. Разобрать по составу:
наполненные сделанные
принесли привлекают
городам правдивостью
2. Объяснить графически знаки препинания:
Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд».
Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.
3.Произвести синтаксический разбор предложения с обособленным определением.
Контрольный диктант №8 по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»
Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Без сомнения, первый человек был одновременно и первым
поваром. Значит, искусство приготовления пищи старше других искусств?
Ещё в каменном веке люди приготовляли пищу, используя огонь. Туши животных зажаривались на раскалённых углях или на вертеле.
При раскопках древних поселений находят глиняные горшки, которые считают почтенными предками современных кастрюль. Однако до
появления глиняных сосудов пища готовилась в корытах, выдолбленных из камня. Туда насыпали раскалённые камни, доводя таким образом
воду до кипения.
Тяжела была эта пища! При одной мысли о том, чем питались наши предки, становится как-то не по себе. Но человек тех далёких времён
постоянно боролся со всем: с суровой природой, с врагами, болезнями. Надо полагать, такая грубая пища была ему в самый раз.
Родиной изощрённого кулинарного искусства, как говорят учёные, является Азия. Впоследствии, постоянно изменяясь, обогащаясь,
подвергаясь влиянию мод и подчиняясь местным традициям, оно распространилось по миру. (149 слов)
(В. Кудашева)
Грамматическое задание
21
1.Выписать из текста диктанта одно предложение со словами или предложениями, грамматически не связанными с членами предложения,
сделать письменный синтаксически разбор (по выбору учащихся).
2.Указать в тексте диктанта значения вводных слов.
Итоговый контрольный диктант №9
Наступление утра
Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и вы непременно услышите чудесные звуки
земли. Во все времена люди ласково называли её матерью-землёю.
Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или гром отдалённой грозы, шелест цветущих
луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зелёной листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой
тропинки – всё это бесчисленные звуки земли. Слышать их люди городские, оглушённые шумом машин, к сожалению, отвыкли. Тем
радостнее такому человеку, ещё не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.
А как хорошо новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы. Спят в каменных домах люди, редкая
прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. В природе нет ничего музыкальнее
наступающего раннего утра. (140 слов)
Грамматическое задание
1.Разбор по членам предложения.(2абзац, 1-2 предлож.)
22