Автор: Андреева Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОБУ "СОШ "Муринский центр образования №2"
Населённый пункт: пос.Муриино, Ленинградская обл
Наименование материала: статья
Тема: "Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС"
В октябре 2013 года был принят федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. В данном стандарте прописаны обязательные требования к
дошкольному образованию.
Отметим, что внедрение в систему образования стандартов второго поколения, так называемых
ФГОС, ознаменовало кардинальные изменения в образовательном процессе. Новые стандарты
ориентированы на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами
понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической
деятельности.
В основе стандарта дошкольного образования заложены следующие основные положения:
• Принцип уникальности детства как важного этапа развития человека;
• Принцип равноправного уважительного взаимодействия взрослых (родителей и педагогов) и
детей;
• Принцип игровой деятельности специфической для детей данной возрастной группы.
При этом стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности и
особенности ребенка.
Стандарт дошкольного образования в процессе своей реализации направлен на решение
следующих задач:
1) сохранение и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства;
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках
образовательных программ различных уровней;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
состояние здоровья ребенка, индивидуальные потребности и прочее.
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
6) формирования общей культуры личности детей;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм
дошкольного образования;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В условиях внедрения ФГОС второго поколения в образовательный процесс, использование ИКТ в
дошкольном учреждении осуществляется в различных игровых технологиях.
Выделяют следующие технологии:
1. Компьютерные игры – развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые
игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие
и диагностические игры. Выделим:
• развивающие игры (игры на развитие математических представлений, игры на развитие
фонематического слуха и обучения чтению, игры для музыкального развития);
• игры, направленные на развитие основных психических процессов;
• Игры как прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей.
2. Интерактивное обучение, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и
участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые
соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на
занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.
3. Технология комплексных (интегрированных) занятиях (досугах, т. е. технология разрабатывается
по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание).
Занятия включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей.
При этом отметим, что выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для
использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор
различных компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк.
Оговоримся, что большинство из игровых технологий не рассчитаны на реализацию задач,
поставленных в ФГОС. Соответственно, данные технологии могут использоваться лишь частично,
преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Отметим, что в образовательном процессе при внедрении икт с учетом ФГОС в дошкольное
учреждение возникает ряд проблем. Исследователи выделяют следующие:
• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности
экономического характера (техническая поддержка);
• Проблема профессиональной компетенции педагогов, не только использование современной
техники, но и умение создавать собственные образовательные ресурсы.
Обратим внимание, что в периодической печати в последнее время ведется дискуссия по
проблеме разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ.
Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования высказывают свою позицию
с различных методологических подходов.
К негативным последствиям внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОУ относят:
• использование развивающих игр способствует развитию детей;
• коллективное участие в игре помогает избежать зависимости;
• дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир.
Исследователи отмечают, что использование ИКТ должно быть направлено на развивающий
компонент образовательного процесса. Целесообразно использовать информационные
технологии в развитии познавательных способностей дошкольников. Грамотное использование
технических информационных средств позволяет расширить возможности образовательного
процесса.
На сегодняшний день необходимо решить задачу развития ИКТ в дошкольном образовательном
учреждении с учетом ФГОС. Создание образовательных комплексов как средства обучения и как
компонента воспитательно-образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГОС, должно
включать в себя средства для образования, воспитания и развития детей.
Таким образом, комплекс ИКТ доступен всем педагогам, и может быть использован для
повышения качества образовательного процесса.