Напоминание

"Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС"

Автор: Андреева Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОБУ "СОШ "Муринский центр образования №2"
Населённый пункт: пос.Муриино, Ленинградская обл
Наименование материала: статья
Тема: "Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации требований ФГОС"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

В октябре 2013 года был принят федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования. В данном стандарте прописаны обязательные требования к

дошкольному образованию.

Отметим, что внедрение в систему образования стандартов второго поколения, так называемых

ФГОС, ознаменовало кардинальные изменения в образовательном процессе. Новые стандарты

ориентированы на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами

понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической

деятельности.

В основе стандарта дошкольного образования заложены следующие основные положения:

• Принцип уникальности детства как важного этапа развития человека;

• Принцип равноправного уважительного взаимодействия взрослых (родителей и педагогов) и

детей;

• Принцип игровой деятельности специфической для детей данной возрастной группы.

При этом стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности и

особенности ребенка.

Стандарт дошкольного образования в процессе своей реализации направлен на решение

следующих задач:

1) сохранение и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их

эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период

дошкольного детства;

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках

образовательных программ различных уровней;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого

состояние здоровья ребенка, индивидуальные потребности и прочее.

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;

6) формирования общей культуры личности детей;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм

дошкольного образования;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,

психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности

родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В условиях внедрения ФГОС второго поколения в образовательный процесс, использование ИКТ в

дошкольном учреждении осуществляется в различных игровых технологиях.

Выделяют следующие технологии:

1. Компьютерные игры – развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые

игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие

и диагностические игры. Выделим:

• развивающие игры (игры на развитие математических представлений, игры на развитие

фонематического слуха и обучения чтению, игры для музыкального развития);

• игры, направленные на развитие основных психических процессов;

• Игры как прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей.

2. Интерактивное обучение, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и

участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые

соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на

занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.

3. Технология комплексных (интегрированных) занятиях (досугах, т. е. технология разрабатывается

по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание).

Занятия включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей.

При этом отметим, что выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для

использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор

различных компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк.

Оговоримся, что большинство из игровых технологий не рассчитаны на реализацию задач,

поставленных в ФГОС. Соответственно, данные технологии могут использоваться лишь частично,

преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Отметим, что в образовательном процессе при внедрении икт с учетом ФГОС в дошкольное

учреждение возникает ряд проблем. Исследователи выделяют следующие:

• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности

экономического характера (техническая поддержка);

• Проблема профессиональной компетенции педагогов, не только использование современной

техники, но и умение создавать собственные образовательные ресурсы.

Обратим внимание, что в периодической печати в последнее время ведется дискуссия по

проблеме разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ.

Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования высказывают свою позицию

с различных методологических подходов.

К негативным последствиям внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОУ относят:

• использование развивающих игр способствует развитию детей;

• коллективное участие в игре помогает избежать зависимости;

• дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир.

Исследователи отмечают, что использование ИКТ должно быть направлено на развивающий

компонент образовательного процесса. Целесообразно использовать информационные

технологии в развитии познавательных способностей дошкольников. Грамотное использование

технических информационных средств позволяет расширить возможности образовательного

процесса.

На сегодняшний день необходимо решить задачу развития ИКТ в дошкольном образовательном

учреждении с учетом ФГОС. Создание образовательных комплексов как средства обучения и как

компонента воспитательно-образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГОС, должно

включать в себя средства для образования, воспитания и развития детей.

Таким образом, комплекс ИКТ доступен всем педагогам, и может быть использован для

повышения качества образовательного процесса.