Автор: Егупова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №154
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Путешествие в город мастеров"
Конспект
Непрерывной образовательной
деятельности по
патриотическому воспитанию в
средней группе
«Путешествие в город
мастеров»
Воспитатель: Егупова Ю.А.
Брянск 2018г.
Программные задачи:
*Продолжать знакомить с дымковской игрушкой.
*Познакомить с творчеством филимоновских мастеров.
*Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий
разных промыслов.
*Расширять представления о народной игрушке.
*Развивать воображение, творческое мышление.
*Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров,
национальную гордость за мастерство русского народа.
Материалы:
Игрушки-матрешка, колокольчик, клубочек.
Картинки-силуэты народных игрушек.
Дидактическая игра «Кто быстрее соберет филимоновскую игрушку».
Схемы с элементами дымковской и филимоновской росписей.
Большой обруч. Шары трех цветов.
Ход занятия:
Дети входят в группу, здороваются с гостями. Звенит колокольчик.
В-ль:
Слышите ребята, звенит колокольчик, наверно кто-то нас в гости
приглашает. Давайте посмотрим, кто живет в этом домике? Смотрите нас
встречает русская матрешка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть
Толи три, а толи шесть…
В-ль:
Как вы думаете какой секрет у этой матрешки? (ответы детей) хотите
посмотреть?
Воспитатель открывает, а там клубочек!
Вот такой секрет приготовила нам матрешка, что же это за клубочек? Сейчас
я у нее спрошу!
В-ль:
Ребята, матрешка сказала мне, что этот клубочек необычный, а
волшебный, он укажет нам дорогу в город народных мастеров. Нужно только
сказать волшебные слова:
Ты катись, катись клубочек
По лесам и по долам.
Приведи ты нас клубочек,
В город к русским мастерам.
В-ль:
Ну, вот мы с вами и попали в волшебный город. Поговорим мы сегодня
об игрушках издавна известных в нашей стране. Ка вы думаете, кто живет в
этом домике?
Ай да девица-душа!
Как ты чудо, хороша!
Клетчатая юбочка,
Фартук полосатый,
На полосках точки.
А вокруг кружочки!
Правильно, я-дымковская барышня.
В-ль:
-Как называется село, в котором она живет? (Дымково)
-Почему село так называется? (в домах затапливались печи, дым окутывал
крыши, да так что ничего не было видно, один дым)
- Из чего, делали дымковские игрушки? (набирали на берегу реки глины,
лепили разные забавные фигурки, обжигали их в печи, покрывали мелом и
раскрашивали красками)
- Какие еще игрушки вы знаете? (Кони, олени, птицы, индюк, уточки, барыни)
- А зачем делали игрушки? (Не было тогда у детей таких игрушек, как у нас и
задумались взрослые: чем порадовать детей?)
В-ль: Ребята, а мне кажется, что дымковская барышня не очень веселая.
Как вы думаете почему? (Дети замечают, что юбочка у барышни не
дорисована)
Дети давайте порадуем барышню, поможем ей, украсим юбочку.
- Но сначала вспомним из каких элементов состоит дымковский узор?
( Полосочки ,( клеточка) – что она обозначает? Поле!
Круг- что обозначает? Солнце!
Волнистая линия –что обозначает? Вода!
Колечки, точки – горошины!
Дети украшают юбку элементами дымковской росписи.
Барышня благодарит детей!
Физкультминутка № 1 «Мы матрешки – вот такие крошки»
Мы матрешки – вот такие крошки (идут по кругу)
На платочках у нас яркие цветочки (покачивание головой в право -в лево)
Мы матрешки –вот такие крошки (идут по кругу)
А на ножках у нас новые сапожки (поочередно выставляют на пятку правую –
левую ногу)
Мы матрешки – вот такие крошки (идут по кругу)
Поплясать, поплясать вышли мы немножко (пружинка с приседаниями)
В-ль:
А мы продолжаем свое путешествие. Давайте посмотрим кто живет в
этом домике?
Вот игрушка расписная,
С длинной шеей, как у всех.
Полосатые узоры
Нарисованы везде.
А, вы помните, как называются эти игрушки?
Верно, это филимоновские игрушки.
В-ль:
Читает стихотворение
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам,
Чтоб добром и красотою, сердце согревало.
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
Рассказ воспитателя о филимоновских игрушках:
Филимоновские игрушки родились в селе Филимоново. В основном же
игрушечным делом занимались женщины. Лепили фигурки из глины
вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают
в печи и расписывают не кисточкой, а гусиным пером, используя краски,
разведенные на яйце. Игрушки смешные, причудливые и в то же время
простые и очень выразительные. Это барышни, крестьянки, солдаты,
танцующие пары, наездники на лошади; из животных – коровы, бараны,
лошадки, медведи, из птиц – курицы, петухи. Все филимоновские игрушки-
свистульки. (схема). Роспись состоит из цветных полосок, ветвистых елочек,
ярких «ягод», лучистых «звездочек», или «солнышко».
Круг обозначает в росписи- солнце, треугольник – землю, елочки и ростки-
символ растительности в жизни.
У всех игрушек упругие тела, вытянутые шеи с маленькими головами,
короткие ноги. Все игрушки очень веселые, и когда их много это – праздник.
Филимоновские мастера приготовили вам игру «Кто быстрее соберет
филимоновскую игрушку?
Физкультминутка № 2
Сказка ходит у ворот
С нами водит хоровод
Подарила для игры разноцветные шары
Раз, два, три шары собери
(Дети собирают шары, берут по одному)
А теперь ищи столы, где такие же шары.
Проводится дидактическая игра «Кто быстрее соберет филимоновскую
игрушку»
В-ль:
Понравилось вам наше путешествие?
- что понравилось вам в нашем путешествии?
- что нового вы узнали о филимоновской игрушке?
- какая особенность у филимоновской игрушки?
В-ль:
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет!