Напоминание

"Активизация познавательной деятельности младших школьников как условие успешного обучения"

Автор: Фролова Лариса Бадмаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №26"
Населённый пункт: Саха Якутияг. Мирный
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Активизация познавательной деятельности младших школьников как условие успешного обучения"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Активизация

познавательной

деятельности

младших

школьников

как

условие

успешного обучения».

Цель работы над проблемой: научить добывать знания, умения, навыки и применять их в

практических ситуациях.

Задачи:

- сделать процесс познания привлекательным;

- создавать ситуацию успеха на уроках;

- развивать желание и умение учиться;

-формировать

у

ребенка

новый

тип

мышления

теоретический,

позволяющий

исследовать

и

понять

сложность

мира,

ориентироваться

в

нестандартных

ситуациях,

строить жизнь без подсказки;

-

создать

условия

для

проявления

таких

личностных

качеств,

как

способность

к

сотрудничеству

в

коллективной

учебной

деятельности

и

за

ее

пределами,

самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты.

Каким образом активизировать учащихся на уроке, какие приемы и методы обучения

необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на уроках? Эта проблема

заставила меня сформулировать тему самообразования «Приемы активизации

познавательной деятельности учащихся на уроках»

Формирование

познавательного

интереса

к

учению

важное

средство

повышения

качества

обучения.

Это

особенно

важно

в

начальной

школе,

когда

еще

только

формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы

формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо

в о с п и т ы в а т ь

у

н и х

и н т е р е с

к

у ч е н и ю ,

п о т р е б н о с т ь

в

з н а н и я х .

Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание

детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Перед тем как приступить к

изучению какой-нибудь темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов

обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо.

Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик

будет

хотеть

делать

то,

что

желает

учитель.

Чтобы

активизировать

познавательную

деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в

форму работы.

В

своей

практике я

использую

различные

приёмы

активизации

познавательной

деятельности. На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами:

• Отстаивают своё мнение;

• Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

• Задают вопросы друг другу и учителю;

• Анализируют ответы друг друга;

• Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

• Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

• Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

• Находят несколько вариантов решения проблемы;

•Нахождение "ошибкоопасных мест”.

Активизация познавательной деятельности учащихся очень часто проходит через

игру. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности

детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к

процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют

свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный

материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает

радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к

труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную

деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока,

употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный

подход

к

детям,

индивидуальную

работу

на

уроке,

различный

дидактический,

иллюстрационный,

раздаточный

материал,

технические

средства

обучения

и

другие.

Развитию познавательного интереса на уроке и внимания к учебному материалу,

активности

учащихся

и

снятию

усталости

способствует

создание

нестандартных

ситуаций. Очень часто применяю в практике различные формы уроков: урок-сказка, урок-

конкурс,

урок-путешествие,

урок-игра.

Каждый

из

этих

уроков

имеет

ряд

своих

особенностей,

но

все

они

позволяют

создать

атмосферу

доброжелательности,

зажечь

огонек

пытливости

и

любознательности,

что,

в

конечном

счете,

облегчает

процесс

усвоения знаний. Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся

на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного

процесса

в

школе.

Сознательное

и

прочное

усвоение

знаний

учащихся

проходит

в

процессе их активной умственной деятельности. Поэтому я работу на каждом уроке

организовываю так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий

ученика.

Различные приёмы активизации познавательной деятельности я использую в своей

педагогической деятельности. Такими методами:

-

Метод

проблемного

обучения.

На

уроках

создаю

проблемные

ситуации,

которые

направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и

повышают мотивацию.

- Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм

решения проблемы.

-

Метод

эвристического

обучения,

основной

целью

которого

является

поиск

и

сопровождение

способов

и

правил,

по

которым

ученики

приходят

к

открытию

определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов

получаем ответ).

-

Метод

исследовательского

обучения.

Этот

метод

рассматривает

правила

правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их

применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа,

решения познавательных задач, формируют вывод.

Использую методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности

школьников. Это:

- Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать

своё мнение и внимательно слушать мнение других.

- Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить

план

изложения

нового

материала.

Ребята

учатся

анализировать,

выделять

главное,

развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.

- Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это

карточки для

закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.

- Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята

выдвигают

свои

гипотезы

решения

данной

проблемы.

Этот

метод

способствует

формированию

приёмов

умственной

деятельности,

анализа,

синтеза,

сравнения,

обобщения, установления причинно-следственных связей.

В своей педагогической деятельности наряду с традиционными методами,

я использую

технологию

личностно-ориентированного

подхода

обучения

и

воспитания

младших

школьников, а также элементы

других

современных образовательных технологий,

которые

позволяют организовать образовательный процесс с учащимися начальных

классов более продуктивно, эффективно, интересно, информационно насыщенно.

Название

Особенности

Ведущий метод

Формы работы

Игровые технологии

Направленность на

жизненно важную

Игра

Сюжетно – ролевая

игра, дидактическая

ситуацию и поиск путей

решения.

игра, деловая игра,

урок –путешествие,

викторины, загадки.

Внеурочная

деятельность.

Личностно-

ориентированные

технологии

Гуманистическая и

психотерапевтическая

направленность. Цель:

разностороннее,

свободное и творческое

развитие ребенка.

Метод диалога,

рефлексивные,

педагогической

поддержки,

диагностические,

создание ситуации

выбора и успеха.

Урок-творчество,

урок-игра, приемы

материализации

процессов чтения и

письма, литературное

творчество детей.

Исследовательские

технологии

Обучение через

«открытие»

Проблемное

обучение, метод

проектов

Экологические

задачи, проекты,

творческие задания

наблюдения,

практические

занятия, опыт,

исследование,

экскурсии на

природу,

предприятия и

организации.

Информационно –

коммуникативные

технологии

Направленность на

создание

индивидуальных

образовательных

траекторий.

Контроль

Тесты, тестовые

упражнения,

игровые, творческие

и логические

задания.

Внеурочная

деятельность.

Здоровьесберегающие

технологии

Направленность на

потребность здорового

образа жизни.

Укрепление

здоровья

Динамические паузы,

подвижные игры,

физкультминутки,

упражнения для

профилактики

осанки, упражнения

для глаз, мышц рук и

т.д.Физкультурно

-оздоровительные и

спортивно –

развлекательные

мероприятия,

походы.

Все указанные технологии

связанны между собой и зависят от типа урока, от целей,

которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов.

На уроках

применяю фронтальную, парную, групповую и индивидуальную формы

работы, а также

нетрадиционные формы, которые позволяют поддерживать интерес к

учению и процессу познания и могут удивить ученика: КВН, турнир, соревнование, игра и

др.

Эффективность

моей

работы

зависит

от

применяемых

средств

обучения:

интерактивная

доска,

демонстрационные

материалы,

видео

и

аудио

материалы,

методическая литература

.