Автор: Фролова Лариса Бадмаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №26"
Населённый пункт: Саха Якутияг. Мирный
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Активизация познавательной деятельности младших школьников как условие успешного обучения"
«Активизация
познавательной
деятельности
младших
школьников
как
условие
успешного обучения».
Цель работы над проблемой: научить добывать знания, умения, навыки и применять их в
практических ситуациях.
Задачи:
- сделать процесс познания привлекательным;
- создавать ситуацию успеха на уроках;
- развивать желание и умение учиться;
-формировать
у
ребенка
новый
тип
мышления
–
теоретический,
позволяющий
исследовать
и
понять
сложность
мира,
ориентироваться
в
нестандартных
ситуациях,
строить жизнь без подсказки;
-
создать
условия
для
проявления
таких
личностных
качеств,
как
способность
к
сотрудничеству
в
коллективной
учебной
деятельности
и
за
ее
пределами,
самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты.
Каким образом активизировать учащихся на уроке, какие приемы и методы обучения
необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на уроках? Эта проблема
заставила меня сформулировать тему самообразования «Приемы активизации
познавательной деятельности учащихся на уроках»
Формирование
познавательного
интереса
к
учению
–
важное
средство
повышения
качества
обучения.
Это
особенно
важно
в
начальной
школе,
когда
еще
только
формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы
формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо
в о с п и т ы в а т ь
у
н и х
и н т е р е с
к
у ч е н и ю ,
п о т р е б н о с т ь
в
з н а н и я х .
Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание
детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Перед тем как приступить к
изучению какой-нибудь темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов
обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо.
Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик
будет
хотеть
делать
то,
что
желает
учитель.
Чтобы
активизировать
познавательную
деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в
форму работы.
В
своей
практике я
использую
различные
приёмы
активизации
познавательной
деятельности. На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами:
• Отстаивают своё мнение;
• Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
• Задают вопросы друг другу и учителю;
• Анализируют ответы друг друга;
• Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
• Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
• Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
• Находят несколько вариантов решения проблемы;
•Нахождение "ошибкоопасных мест”.
Активизация познавательной деятельности учащихся очень часто проходит через
игру. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности
детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к
процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют
свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный
материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает
радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к
труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную
деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока,
употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный
подход
к
детям,
индивидуальную
работу
на
уроке,
различный
дидактический,
иллюстрационный,
раздаточный
материал,
технические
средства
обучения
и
другие.
Развитию познавательного интереса на уроке и внимания к учебному материалу,
активности
учащихся
и
снятию
усталости
способствует
создание
нестандартных
ситуаций. Очень часто применяю в практике различные формы уроков: урок-сказка, урок-
конкурс,
урок-путешествие,
урок-игра.
Каждый
из
этих
уроков
имеет
ряд
своих
особенностей,
но
все
они
позволяют
создать
атмосферу
доброжелательности,
зажечь
огонек
пытливости
и
любознательности,
что,
в
конечном
счете,
облегчает
процесс
усвоения знаний. Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся
на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного
процесса
в
школе.
Сознательное
и
прочное
усвоение
знаний
учащихся
проходит
в
процессе их активной умственной деятельности. Поэтому я работу на каждом уроке
организовываю так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий
ученика.
Различные приёмы активизации познавательной деятельности я использую в своей
педагогической деятельности. Такими методами:
-
Метод
проблемного
обучения.
На
уроках
создаю
проблемные
ситуации,
которые
направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и
повышают мотивацию.
- Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм
решения проблемы.
-
Метод
эвристического
обучения,
основной
целью
которого
является
поиск
и
сопровождение
способов
и
правил,
по
которым
ученики
приходят
к
открытию
определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов
получаем ответ).
-
Метод
исследовательского
обучения.
Этот
метод
рассматривает
правила
правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их
применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа,
решения познавательных задач, формируют вывод.
Использую методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности
школьников. Это:
- Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать
своё мнение и внимательно слушать мнение других.
- Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить
план
изложения
нового
материала.
Ребята
учатся
анализировать,
выделять
главное,
развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.
- Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это
карточки для
закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.
- Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята
выдвигают
свои
гипотезы
решения
данной
проблемы.
Этот
метод
способствует
формированию
приёмов
умственной
деятельности,
анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения, установления причинно-следственных связей.
В своей педагогической деятельности наряду с традиционными методами,
я использую
технологию
личностно-ориентированного
подхода
обучения
и
воспитания
младших
школьников, а также элементы
других
современных образовательных технологий,
которые
позволяют организовать образовательный процесс с учащимися начальных
классов более продуктивно, эффективно, интересно, информационно насыщенно.
Название
Особенности
Ведущий метод
Формы работы
Игровые технологии
Направленность на
жизненно важную
Игра
Сюжетно – ролевая
игра, дидактическая
ситуацию и поиск путей
решения.
игра, деловая игра,
урок –путешествие,
викторины, загадки.
Внеурочная
деятельность.
Личностно-
ориентированные
технологии
Гуманистическая и
психотерапевтическая
направленность. Цель:
разностороннее,
свободное и творческое
развитие ребенка.
Метод диалога,
рефлексивные,
педагогической
поддержки,
диагностические,
создание ситуации
выбора и успеха.
Урок-творчество,
урок-игра, приемы
материализации
процессов чтения и
письма, литературное
творчество детей.
Исследовательские
технологии
Обучение через
«открытие»
Проблемное
обучение, метод
проектов
Экологические
задачи, проекты,
творческие задания
наблюдения,
практические
занятия, опыт,
исследование,
экскурсии на
природу,
предприятия и
организации.
Информационно –
коммуникативные
технологии
Направленность на
создание
индивидуальных
образовательных
траекторий.
Контроль
Тесты, тестовые
упражнения,
игровые, творческие
и логические
задания.
Внеурочная
деятельность.
Здоровьесберегающие
технологии
Направленность на
потребность здорового
образа жизни.
Укрепление
здоровья
Динамические паузы,
подвижные игры,
физкультминутки,
упражнения для
профилактики
осанки, упражнения
для глаз, мышц рук и
т.д.Физкультурно
-оздоровительные и
спортивно –
развлекательные
мероприятия,
походы.
Все указанные технологии
связанны между собой и зависят от типа урока, от целей,
которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов.
На уроках
применяю фронтальную, парную, групповую и индивидуальную формы
работы, а также
нетрадиционные формы, которые позволяют поддерживать интерес к
учению и процессу познания и могут удивить ученика: КВН, турнир, соревнование, игра и
др.
Эффективность
моей
работы
зависит
от
применяемых
средств
обучения:
интерактивная
доска,
демонстрационные
материалы,
видео
и
аудио
материалы,
методическая литература
.