Напоминание

Коммуникативные компетенции педагогов

Автор: Орищенко Наталья Анатольевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад № 196 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г.Красноярск, Красноярского края
Наименование материала: Тренинг
Тема: Коммуникативные компетенции педагогов







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П.Астафьева

(КГПУ им. В.П. Астафьева)

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра педагогики детства

Задание по дисциплине «Тренинг профессиональной коммуникации»

Развитие коммуникативной компетентности

Направление подготовки 44.04.01. «Педагогическое образование»

Магистерская программа «Управление в системе дошкольного образования»

Выполнил(а) студент(ка):

Группа 322

Орищенко Наталья Анатольевна

(Ф.И.О)

Проверил(а):

к.п.н., доцент кафедры

социальной психологии

Орлова С.Н.

Оценка ___________________________

Красноярск 2018

Тренинг на развитие коммуникативной

компетентности

Тренинг коммуникативной компетенции – это современное исследование общения и

создание эффективных способов взаимодействия.

Общение – это сложный и многоплановый процесс, который заключается не только в

передаче информации.

Тренинг позволит раскрыть всю многоплановость этого процесса, познакомит с

техниками активного слушания, расширит репертуар коммуникативного поведения,

научит избегать типичных барьеров в коммуникации.

Все это позволит избежать конфликтных ситуаций в профессиональной сфере

Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека

успешной и интересной личностью, позволяет добиться в жизни своей цели и мечты.

Коммуникативный тренинг компетентности педагогов

«Современные подходы к организации образовательного

процесса согласно ФГОС»

Цель:

активировать форму повышения квалификации педагогов. В игровой форме

проанализировать профессиональную компетентность педагогических работников и

общую культуру воспитателей ДОУ.

Педагог: Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите представиться – Орищенко

Наталья Анатольевна.

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода

и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и

детьми зависит от умения общаться. Поэтому общение всегда было значимым в жизни

человека и его личностном развитии.

В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального

успеха.

Приветствие

«Давайте поздороваемся»

Цель:

снятие мышечного напряжения у участников тренинга, переключение внимания.

Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения.

Здравствуйте те, кто плотно утром позавтракал.

Здравствуйте те, кто рад повышению зарплаты.

Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.

Здравствуйте те, кто готов работать в нашей группе.

Педагог: Я предлагаю вам послушать притчу.

Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей

и сказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или

поругается с кем-нибудь.

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился

контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что

проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он

пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь

из ворот, каждый раз, когда он не потеряет терпение. Наконец наступил тот день, когда

юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько

дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-

то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на

воротах".

Общение важная составляющая жизни каждого человека, а общение в профессии

педагога - его главный инструмент.

Педагог: Для начала нашего тренинга я предлагаю вам выявить свой уровень

общительности. У каждого из вас имеется опросник, состоящий из 16 вопросов, прочтите

каждый вопрос и напишите ответ – «да», «нет», «иногда». За каждое «да» начисляется 2

балла, за ответ «иногда» -1 балл, за ответ «нет» -0 баллов.

(Педагоги заполняют опросник В. Ф. Ряховского для определения уровня общительности,

подсчитывают баллы и знакомятся с интерпретацией баллов).

Опросник В. Ф. Ряховского для определения уровня общительности

Инструкция

Прочтите каждый из 16 вопросов и напишите ответ – «да», «нет» или «иногда».

Текст опросника

1. Вам предстоит обычная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом,

сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном

мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите

ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой

(показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений

трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 100 рублей,

которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите

ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и

будете тяготиться, если первым заговорит он? Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочтете ли вы

отказаться от своего намерения или встанете в очередь и будете томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных

ситуаций?

13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений

литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете.

Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо

известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином

служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

Обработка и интерпретация результатов

За каждое «да» начисляется 2 балла, за ответ «иногда» – 1 балл, за ответ «нет» – 0 баллов.

Вычисляется сумма набранных баллов по всем вопросам и по классификатору

определяется, к какой категории людей вы относитесь.

30-32 балла – вы явно некоммуникабельны. На вас трудно положиться в деле, которое

требует групповых усилий.

25-29 баллов – вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество. Новая работа и

необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из

равновесия.

19-24 балла – в известной степени вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете

себя уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с

оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно.

14-18 баллов – у вас нормальная коммуникабельность. Вы охотно слушаете интересного

собеседника, терпеливы в общении с другими. Без неприятных переживаний идете на

встречу с незнакомыми людьми. В то же время не любите шумных компаний,

многословие вызывает у вас раздражение.

9-13 баллов – вы весьма общительны (порой даже без меры). Разговорчивы, любите

высказываться по разным вопросам, что, бывает, раздражает окружающих. Охотно

знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете

в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить.

Психология bookap

4-8 баллов – общительность бьет из вас ключом. Любите принимать участие во всех

дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно

берете слово по любому поводу, даже если имеете о нем поверхностное представление.

Всюду чувствуете себя в своей тарелке.

3 балла и менее – ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы,

многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения.

Беретесь судить о проблемах, в которых вы совершенно некомпетентны. Вольно или

невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в своем окружении.

Педагог: Каждый из вас выявил свой уровень общительности и возможно, некоторым,

есть над чем поработать.

А сейчас перейдем к практической части нашего тренинга.

Игра-знакомство «Танцы по кругу»

Участники стоят в кругу. Первый игрок говорит: «Я Вера, я танцую вот так» (показывает

свое движение жестами). Вся группа говорит: «Это Вера. Вера танцует вот так»

(показывают ее движение жестами). Затем каждый из вас показывает поочередно

движения всех участников.

Эта игра повышает активность, способствует сплочению коллектива родителей,

детей, педагогов.

В приветствиях, можно применять Кинезиологические игры и упражнения, направленные

на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать

способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики, а

также развивать коммуникативные способности.

Упражнение «Друг к дружке»

Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем

участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите

себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро

«поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны поменять

партнера.

- Правая рука к правой руке!

- Нос к носу!

- Спина к спине!

- Друг к дружке.

- Носок к носку!

- Живот к животу!

- Лоб ко лбу!

- Друг к дружке.

- Бок к боку!

- Колено к колену!

- Мизинец к мизинцу!

- Друг к дружке.

- Бедро к бедру!

- Ухо к уху!

- Пятка к пятке!

- Друг к дружке.

- Затылок к затылку!

- Локоть к локтю!

- Кулак к кулаку!

- Друг к дружке.

Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.

Упражнение «Гусеница»

Команда становится друг за другом в колонну, между каждым участником воздушный шар

– это гусеница, которая не может разрываться. Гусеница должна показывать, как она спит,

передвигается, делает зарядку, умывается и т. д.

Это упражнение поможет преодолеть межличностные барьеры в общении и

деятельности взрослых и детей, проявить интерес и внимание к сверстникам, научит

понимать индивидуальные особенности друг друга, поможет сформировать навыки

социального взаимодействия. (Нужны воздушные шарики)

Вопросы для обсуждения.

- Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

- Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-

разному.

Произнесите с разной интонацией фразу «Здравствуй, моя хорошая», а коллеги

постараются угадать, каким эмоциональным состоянием окрашена фраза: радость,

удивление, разочарование, уверенность, спокойствие, равнодушие.

В реальной жизни, часто в разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком

настроении находится ваш собеседник.

Упражнение «Снежинка»

У каждого участника лист бумаги одинаковой формы, размера, качества, цвета.

Предлагается закрыть глаза и сложить лист пополам, оторвать правый верхний угол,

опять сложить пополам, оторвите нижний угол и т. д. Затем раскрыть снежинку и

постараться найти среди остальных снежинок точно такую же. Но снежинки все

индивидуальны. Точно так нет и одинаковых детей, взрослых.

Вывод: все мы разные, с различными способности, возможностями и личностными

качествами.

Игра «Волшебный стул»

Я предлагаю вам продемонстрировать игру «Волшебный стул»

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени, с

педагогами и родителями на собрании. С помощью куска ткани и ленты можно быстро

оформить «Волшебный стул», который будет способствовать повышению самооценки,

улучшению взаимоотношений. В определенном месте группы, в центре ставится

«Волшебный стул», можно изготовить корону. Приглашаются участники. Участники

двигаются, взявшись за руки вокруг стула, при этом произносят слова:

Кто сегодня всех красивей,

Кто сегодня всех счастливей,

Поскорей появись-

на Волшебный стул садись.

Участник, который оказался перед сиденьем стула, садится на него. Все по-очереди

говорят ему положительные комплименты. Приняв от каждого комплимент – участник

выражает вербально и невербально знак благодарности сообщает о своих чувствах.

Обратная связь

Педагогам предлагаются листы-отзывы для обратной связи, памятки «Примерный кодекс

общения педагога с родителями воспитанников».

Педагогика не стоит на месте, она развивается. Появляются новые программы и

технологии. Успех в работе педагога зависит от его профессионализма, знаний,

достижений отечественной и зарубежной педагогики, творческой активности и

инициативы. Чтобы не отстать от времени, необходимо постоянно повышать

профессиональную компетентность, т. е. развиваться, самосовершенствоваться.

В завершении тренинга педагогам предлагаются памятки, буклеты.