Автор: Шадрина Галина Николаевна
Должность: воспитатель коррекционная школа
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области "Черевковская специальная коррекционная общеобразовательная школа - интернат"
Населённый пункт: с. Черевково, Красноборский район, Архангельская область.
Наименование материала: Статья
Тема: "Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в школе 8 вида."
Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
в школе 8 вида.
Будущее любой страны решается за школьной партой. Одной из главных задач,
которую должна решить школа является проблема нравственного воспитания
подрастающего поколения.
Сегодня образовательный процесс направлен на воспитание умственно отсталых
обучающихся в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию
своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного
поведения.
Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями
чрезвычайно актуальна.
Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий у молодежи.
В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в
мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей
образования, которые позволят сохранить нравственные и культурно-исторические
традиции отечественного образования и воспитания. Кто оказывает наиболее
существенное влияние на нравственное воспитание школьников?
Поэтому работа в данном направлении должна проходить в единстве урочной,
внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе
образовательной организации, семьи и других институтов общества.
Целью нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-
педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным
ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте
формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Сегодня мы должны работать по Адаптированной основная образовательная программа
(АООП) общего образования обучающихся с умственной отсталостью. Это
образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью самостоятельно
разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную
деятельность в соответствии с ФГОС общего образования для обучающихся с умственной
отсталостью и с учетом примерной адаптированной основной образовательной
программы.
Каждое из направлений нравственного развития обучающихся основано на определённой
системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их
обучающимися на доступном для них уровне.
также в данной программе обозначены три основных области нравственного воспитания.
Это…область формирования личностной культуры 0 – 4 классы.
формирование мотивации универсальной нравственной компетенции —«становиться
лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально
ориентированной деятельности на основе нрав-ственных установок и моральных норм;
формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое
«плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
формирование в сознании школьников нравственного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в
достижении результата.
5-11 классы:
формирование способности школьника формулировать собственные нравственные
обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль,
требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и
чужим поступкам;
формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого
поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,
должном и недопустимом;
формирование критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на
основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
Область формирования социальной культуры (0) класс-4 классы:
воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками,
родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и
сопереживания им.
5-11 классы:
формирование основ российской гражданской идентичности
осознанного и принимаемого самим обучающимся образа себя как гражданина России;
пробуждение чувства патриотизма и веры в Россию, свой народ, чувства личной
ответственности за свои дела и поступки, за Отечество;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским
религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным,
религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры ―
подготовительный (0) класс-4 классы:
формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных се-мейных ролях и
уважения к ним;
5-11 классы:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями
российской семьи.
Образовательная организация может конкретизировать общие задачи нравственного
развития обучающихся с учётом национальных и региональных условий и особенностей
организации образовательного процесса, а также потребностей обучающихся и их
родителей (законных представителей).
Нравственное развитие умственно отсталых обучающихся лежит в основе их
«врастания в человеческую культуру», подлинной социализации и интеграции в общество,
призвано способствовать преодолению изоляции проблемного детства. Для этого
необходимо формировать и стимулировать
стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива,
своей семьи, села, города, микрорайона, участвовать в совместной общественно полезной
деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.