Напоминание

"Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в школе 8 вида."

Автор: Шадрина Галина Николаевна
Должность: воспитатель коррекционная школа
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области "Черевковская специальная коррекционная общеобразовательная школа - интернат"
Населённый пункт: с. Черевково, Красноборский район, Архангельская область.
Наименование материала: Статья
Тема: "Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в школе 8 вида."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

в школе 8 вида.

Будущее любой страны решается за школьной партой. Одной из главных задач,

которую должна решить школа является проблема нравственного воспитания

подрастающего поколения.

Сегодня образовательный процесс направлен на воспитание умственно отсталых

обучающихся в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию

своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного

поведения.

Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями

чрезвычайно актуальна.

Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий у молодежи.

В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в

мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей

образования, которые позволят сохранить нравственные и культурно-исторические

традиции отечественного образования и воспитания. Кто оказывает наиболее

существенное влияние на нравственное воспитание школьников?

Поэтому работа в данном направлении должна проходить в единстве урочной,

внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе

образовательной организации, семьи и других институтов общества.

Целью нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-

педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным

ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте

формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Сегодня мы должны работать по Адаптированной основная образовательная программа

(АООП) общего образования обучающихся с умственной отсталостью. Это

образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с

учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,

обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью самостоятельно

разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную

деятельность в соответствии с ФГОС общего образования для обучающихся с умственной

отсталостью и с учетом примерной адаптированной основной образовательной

программы.

Каждое из направлений нравственного развития обучающихся основано на определённой

системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их

обучающимися на доступном для них уровне.

также в данной программе обозначены три основных области нравственного воспитания.

Это…область формирования личностной культуры 0 – 4 классы.

формирование мотивации универсальной нравственной компетенции —«становиться

лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально

ориентированной деятельности на основе нрав-ственных установок и моральных норм;

формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое

«плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;

формирование в сознании школьников нравственного смысла учения;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в

достижении результата.

5-11 классы:

формирование способности школьника формулировать собственные нравственные

обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль,

требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и

чужим поступкам;

формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого

поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,

должном и недопустимом;

формирование критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на

основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Область формирования социальной культуры (0) класс-4 классы:

воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;

формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам;

развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками,

родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и

сопереживания им.

5-11 классы:

формирование основ российской гражданской идентичности

осознанного и принимаемого самим обучающимся образа себя как гражданина России;

пробуждение чувства патриотизма и веры в Россию, свой народ, чувства личной

ответственности за свои дела и поступки, за Отечество;

формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским

религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным,

религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры

подготовительный (0) класс-4 классы:

формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям, осознанного,

заботливого отношения к старшим и младшим;

формирование представления о семейных ценностях, гендерных се-мейных ролях и

уважения к ним;

5-11 классы:

формирование отношения к семье как основе российского общества;

знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями

российской семьи.

Образовательная организация может конкретизировать общие задачи нравственного

развития обучающихся с учётом национальных и региональных условий и особенностей

организации образовательного процесса, а также потребностей обучающихся и их

родителей (законных представителей).

Нравственное развитие умственно отсталых обучающихся лежит в основе их

«врастания в человеческую культуру», подлинной социализации и интеграции в общество,

призвано способствовать преодолению изоляции проблемного детства. Для этого

необходимо формировать и стимулировать

стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива,

своей семьи, села, города, микрорайона, участвовать в совместной общественно полезной

деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.