Автор: Чернуцкая Нина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская"
Населённый пункт: ст-ца Архонская, Пригородный район, Респ Северная Осетия - Алания
Наименование материала: конспект урока русского языка в 3 классе
Тема: "Имя прилагательное"
МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза
П.В. Масленникова ст. Архонская
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР Директор школы
__________В.В.Уртаева __________Н.А.Чернуцкая
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
В 3 КЛАССЕ
НА ТЕМУ:
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
Учитель:
Чернуцкая Н.А.
Технологическая карта урока
Тема урока
Имя прилагательное (повторение)
УМК
Начальная школа XXI века
Класс
3
Тип урока
урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Цель урока
комплексное повторение изученных признаков имени прилагательного.
Задачи урока
обобщить и систематизировать знания обучающихся об именах прилагательных;
создать условия для развития умения формулировать проблему и находить пути её решения; умения
осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
способствовать воспитанию культуры общения, интереса к русскому языку.
Планируемые результаты изучения темы
Предметные
Метапредметные
Личностные
наблюдать за значением имен
прилагательных и их сочетаемостью
с именами существительными;
определять грамматические
признаки имени прилагательного;
формирование орфографической
зоркости, речевой культуры и
мыслительных процессов.
Познавательные УУД
умение ориентироваться в своей системе знаний; находить
ответы на вопросы и представлять результаты своей работы
по предложенному плану; развитие операций мышления.
Регулятивные УУД
умение удерживать внимание при решении учебной задачи;
проводить работу по предложенному учителем плану,
используя необходимые средства; учитывать степень
сложности задания и определять для себя
возможность/невозможность его выполнения; оценивать свою
деятельность; вносить необходимые коррективы в
оперативные действия.
Коммуникативные УУД
использовать речевые средства в соответствии с целями и
условиями общения для эффективного решения
коммуникативной задачи; умение формулировать выводы;
высказывать свою точку зрения; соблюдать грамматические
нормы речи.
расширение познавательных интересов и учебных
мотивов; владение приемами взаимооценки и
самооценки результатов деятельности по
предложенным критериям и заданному алгоритму
работы; стремление к достижению положительных
результатов в учебе.
Ресурсы
Учебно-методическое сопровождение
Дидактические материалы
ИКТ, ЦОР
Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2ч.Ч.2/Под ред.
С.В. Иванова.- М.: Вентана –Граф» («Начальная школа
XXI века»); рабочая тетрадь «Пишем грамотно» №2 /
М.И. Кузнецова - М.: Вентана –Граф.
ПК, проектор, экран, презентация
Межпредметные связи
Организация пространства
стандартная
Этапы урока
Название этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Организацион
ный
момент
- Приветствие обучающихся.
- Прозвенел звонок для нас
Много дел у нас сейчас!
Будем русский изучать
И пятерки получать!
Скажем другу своему:
Все сумею! Все смогу!
- Приветствуют учителя
Личностные:
формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Подготовка
к основному
этапу
занятия
- Тест. Выберите правильное утверждение.
я
Имя прилагательное – это часть речи, которая
отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
чей? чья?
а
Имя прилагательное – это часть речи, которая
отвечает на вопросы кто? что?
л
Все качественные прилагательные могут
образовывать краткую форму.
с
К качественным прилагательным можно
подобрать антонимы.
н
Относительные прилагательные имеют краткую
форму.
м
Относительные прилагательные называют
такой признак, который относится к предмету или
действию.
г
Притяжательные прилагательные изменяются
только по родам и числам
о
Притяжательные прилагательные изменяются
по родам, числам и падежам.
Г
Притяжательные прилагательные образуются с
помощью суффиксов –ин-, -ын-, -ий-, -ов-, -ев-.
в
В притяжательных прилагательных после буквы
ц пишется суффикс –ин-
у
В кратких формах имен прилагательных после
шипящих мягкий знак не пишется
и
В кратких формах имен прилагательных после
шипящих мягкий знак пишется.
- выполнение теста.
- Я
- С
- М
- О
- Г
- У
Познавательные УУД
развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов;
представлять информацию в
виде схемы; выявлять
сущность, особенности
объектов; на основе анализа
объектов делать выводы;
обобщать и
классифицировать по
признакам; ориентироваться
на развороте учебника;
находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
- Проверьте, что у вас получилось:
Я смогу. Пусть эта фраза будет девизом нашего
урока.
- По какой теме были все представленные
утверждения?
- Какая тема нашего урока получается?
- Правильно! Тема нашего урока: «Имя
прилагательное». А какая же будет цель нашего
урока?
-Открыли тетради, записали число, классная
работа.
- Имя прилагательное
- открывают тетради,
записывают дату, тему
урока.
Основной этап
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по
стране «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ».
-Отгадайте загадку и вы узнаете, откуда наше
путешествие начнется.
Тут грохочут поезда,
Шумно тут почти всегда.
Если едем на край света,
Покупаем тут билеты.
-Вот мы встретились на вокзале. Как мы
поприветствуем друг друга? Какие слова скажем?
-Мы отправляемся в путешествие и наша первая
станция «ВСПОМИНАЙ-КА!».
-Давайте вспомним, что вы знаете о имени
прилагательном. Надо ответить на предложенные
вопросы:
На доске таблички «часть речи», «часть слова»,
«предмет», «признак», «действие», «Какой?
Какая? Какие?», «Кто? Что?», «Что делать? Что
сделать?», «Качественные», «Относительные»,
«Притяжательные», «Собственные»,
«Нарицательные»
- Выберите только те карточки, которые относятся
к понятию «Имя прилагательное»
- На доске записаны имена прилагательные. Нужно
распределить их на группы: качественные,
относительные, притяжательные
небольшого, легкий, серебряной.
- Вокзал
- здравствуй, доброе утро,
привет
- Имя прилагательное
Часть речи
Какой? Какая? Какие?
Признак
Качественные
Относительные
Притяжательные
Регулятивные УУД
развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом
учебника;
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей; прогнозировать
предстоящую работу;
осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
Личностные результаты
развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции;
оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией; формируем
мотивацию к обучению и
целенаправленной
познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
развиваем умение слушать и
понимать других; строить
речевое высказывание в
соответствии с поставленными
равнинной, песчаном, прибрежных.
петушиные, лисий, мамин.
-Следующая станция «КАЧЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ».
- Ребята, вас нужно записать в тетрадь только
качественные имена прилагательные.
-Теперь мы на станции «ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ!»
- Запишите, заменяя существительные
однокоренными именами прилагательными:
- Качественные:
небольшого, легкий,
серебряной.
- Относительные:
равнинной, песчаном,
прибрежных.
- Притяжательные:
петушиные, лисий, мамин.
- Зеленый, тонкий,
берёзовый, любимый,
птичий, деревянный
Образец: воздух гор –
ГОРНЫЙ (какой?) воздух.
Занятия в школе - …
(какие?) занятия
(ШКОЛЬНЫЕ);
Мороз в январе - …
(какой?) мороз
(ЯНВАРСКИЙ);
Площадка для детей - …
(какая?) площадка
(ДЕТСКАЯ);
Дом за городом - …
(какой?) дом
(ЗАГОРОДНЫЙ);
Каша из овса - … (какая?)
каша (ОВСЯНАЯ);
Часы на стене - … (какие?)
часы (НАСТЕННЫЕ).
задачами; оформлять свои
мысли в устной форме.
Первичная
проверка
понимания
-Следующая станция «ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ!».
- Образуйте притяжательные имена
прилагательные:
Берлога медведя –
Тропы оленя –
Глаза кошки –
Нора барсука –
- медвежья
- оленьи
- кошачьи
- барсучья
Хитрости лисы –
Кваканье лягушки –
Запасы белки –
- лисьи
- лягушачье
- беличье
Физминутка
Повторение
изученного
1. Работа над
текстом упражнения
№1 с. 151
учебник
-чтение текста учащимися;
-чего не хватает в этом тексте?
-сочинение второй части;
-работа с прилагательными;
2. Повторение правил о значении прилагательных
(качественные, относительные, притяжательные)
дети придумывают
середину текста;
выписывают прил.,
указывают число, род,
значение
Домашнее
задание
Открываем
дневники,
записываем
домашнее
задание.
Рабочая тетрадь стр.51, упр. 3
- записывают домашнее
задание
Рефлексия
педагогической
деятельности
-Давайте подведем итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу, нам пора
возвращаться. Что нового мы привезли с собой из
путешествия? Какие задания, на ваш взгляд, были
интересными?
Какую тему мы сегодня повторяли?
- Достигли ли мы поставленных в начале урока
целей?
- Оцените наш урок и свою работу на нем,
используя прилагательные.
Личностные:
придерживаться этических
норм общения и
сотрудничества при
совместной работе над
учебной задачей;