Напоминание

"Имя прилагательное"

Автор: Чернуцкая Нина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская"
Населённый пункт: ст-ца Архонская, Пригородный район, Респ Северная Осетия - Алания
Наименование материала: конспект урока русского языка в 3 классе
Тема: "Имя прилагательное"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза

П.В. Масленникова ст. Архонская

Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по УВР Директор школы

__________В.В.Уртаева __________Н.А.Чернуцкая

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

В 3 КЛАССЕ

НА ТЕМУ:

«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Учитель:

Чернуцкая Н.А.

Технологическая карта урока

Тема урока

Имя прилагательное (повторение)

УМК

Начальная школа XXI века

Класс

3

Тип урока

урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Цель урока

комплексное повторение изученных признаков имени прилагательного.

Задачи урока

обобщить и систематизировать знания обучающихся об именах прилагательных;

создать условия для развития умения формулировать проблему и находить пути её решения; умения

осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

способствовать воспитанию культуры общения, интереса к русскому языку.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

наблюдать за значением имен

прилагательных и их сочетаемостью

с именами существительными;

определять грамматические

признаки имени прилагательного;

формирование орфографической

зоркости, речевой культуры и

мыслительных процессов.

Познавательные УУД

умение ориентироваться в своей системе знаний; находить

ответы на вопросы и представлять результаты своей работы

по предложенному плану; развитие операций мышления.

Регулятивные УУД

умение удерживать внимание при решении учебной задачи;

проводить работу по предложенному учителем плану,

используя необходимые средства; учитывать степень

сложности задания и определять для себя

возможность/невозможность его выполнения; оценивать свою

деятельность; вносить необходимые коррективы в

оперативные действия.

Коммуникативные УУД

использовать речевые средства в соответствии с целями и

условиями общения для эффективного решения

коммуникативной задачи; умение формулировать выводы;

высказывать свою точку зрения; соблюдать грамматические

нормы речи.

расширение познавательных интересов и учебных

мотивов; владение приемами взаимооценки и

самооценки результатов деятельности по

предложенным критериям и заданному алгоритму

работы; стремление к достижению положительных

результатов в учебе.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся

общеобразовательных учреждений: в 2ч.Ч.2/Под ред.

С.В. Иванова.- М.: Вентана –Граф» («Начальная школа

XXI века»); рабочая тетрадь «Пишем грамотно» №2 /

М.И. Кузнецова - М.: Вентана –Граф.

ПК, проектор, экран, презентация

Межпредметные связи

Организация пространства

стандартная

Этапы урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организацион

ный

момент

- Приветствие обучающихся.

- Прозвенел звонок для нас

Много дел у нас сейчас!

Будем русский изучать

И пятерки получать!

Скажем другу своему:

Все сумею! Все смогу!

- Приветствуют учителя

Личностные:

формируем мотивацию к

обучению и целенаправленной

познавательной деятельности.

Подготовка

к основному

этапу

занятия

- Тест. Выберите правильное утверждение.

я

Имя прилагательное – это часть речи, которая

отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

чей? чья?

а

Имя прилагательное – это часть речи, которая

отвечает на вопросы кто? что?

л

Все качественные прилагательные могут

образовывать краткую форму.

с

К качественным прилагательным можно

подобрать антонимы.

н

Относительные прилагательные имеют краткую

форму.

м

Относительные прилагательные называют

такой признак, который относится к предмету или

действию.

г

Притяжательные прилагательные изменяются

только по родам и числам

о

Притяжательные прилагательные изменяются

по родам, числам и падежам.

Г

Притяжательные прилагательные образуются с

помощью суффиксов –ин-, -ын-, -ий-, -ов-, -ев-.

в

В притяжательных прилагательных после буквы

ц пишется суффикс –ин-

у

В кратких формах имен прилагательных после

шипящих мягкий знак не пишется

и

В кратких формах имен прилагательных после

шипящих мягкий знак пишется.

- выполнение теста.

- Я

- С

- М

- О

- Г

- У

Познавательные УУД

развиваем умения извлекать

информацию из схем,

иллюстраций, текстов;

представлять информацию в

виде схемы; выявлять

сущность, особенности

объектов; на основе анализа

объектов делать выводы;

обобщать и

классифицировать по

признакам; ориентироваться

на развороте учебника;

находить ответы на вопросы в

иллюстрации.

- Проверьте, что у вас получилось:

Я смогу. Пусть эта фраза будет девизом нашего

урока.

- По какой теме были все представленные

утверждения?

- Какая тема нашего урока получается?

- Правильно! Тема нашего урока: «Имя

прилагательное». А какая же будет цель нашего

урока?

-Открыли тетради, записали число, классная

работа.

- Имя прилагательное

- открывают тетради,

записывают дату, тему

урока.

Основной этап

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по

стране «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ».

-Отгадайте загадку и вы узнаете, откуда наше

путешествие начнется.

Тут грохочут поезда,

Шумно тут почти всегда.

Если едем на край света,

Покупаем тут билеты.

-Вот мы встретились на вокзале. Как мы

поприветствуем друг друга? Какие слова скажем?

-Мы отправляемся в путешествие и наша первая

станция «ВСПОМИНАЙ-КА!».

-Давайте вспомним, что вы знаете о имени

прилагательном. Надо ответить на предложенные

вопросы:

На доске таблички «часть речи», «часть слова»,

«предмет», «признак», «действие», «Какой?

Какая? Какие?», «Кто? Что?», «Что делать? Что

сделать?», «Качественные», «Относительные»,

«Притяжательные», «Собственные»,

«Нарицательные»

- Выберите только те карточки, которые относятся

к понятию «Имя прилагательное»

- На доске записаны имена прилагательные. Нужно

распределить их на группы: качественные,

относительные, притяжательные

небольшого, легкий, серебряной.

- Вокзал

- здравствуй, доброе утро,

привет

- Имя прилагательное

Часть речи

Какой? Какая? Какие?

Признак

Качественные

Относительные

Притяжательные

Регулятивные УУД

развиваем умение высказывать

своё предположение на основе

работы с материалом

учебника;

оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной

задачей; прогнозировать

предстоящую работу;

осуществлять познавательную

и личностную рефлексию.

Личностные результаты

развиваем умения выказывать

своё отношение к героям,

выражать свои эмоции;

оценивать поступки в

соответствии с определённой

ситуацией; формируем

мотивацию к обучению и

целенаправленной

познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

развиваем умение слушать и

понимать других; строить

речевое высказывание в

соответствии с поставленными

равнинной, песчаном, прибрежных.

петушиные, лисий, мамин.

-Следующая станция «КАЧЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ».

- Ребята, вас нужно записать в тетрадь только

качественные имена прилагательные.

-Теперь мы на станции «ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ!»

- Запишите, заменяя существительные

однокоренными именами прилагательными:

- Качественные:

небольшого, легкий,

серебряной.

- Относительные:

равнинной, песчаном,

прибрежных.

- Притяжательные:

петушиные, лисий, мамин.

- Зеленый, тонкий,

берёзовый, любимый,

птичий, деревянный

Образец: воздух гор –

ГОРНЫЙ (какой?) воздух.

Занятия в школе - …

(какие?) занятия

(ШКОЛЬНЫЕ);

Мороз в январе - …

(какой?) мороз

(ЯНВАРСКИЙ);

Площадка для детей - …

(какая?) площадка

(ДЕТСКАЯ);

Дом за городом - …

(какой?) дом

(ЗАГОРОДНЫЙ);

Каша из овса - … (какая?)

каша (ОВСЯНАЯ);

Часы на стене - … (какие?)

часы (НАСТЕННЫЕ).

задачами; оформлять свои

мысли в устной форме.

Первичная

проверка

понимания

-Следующая станция «ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ!».

- Образуйте притяжательные имена

прилагательные:

Берлога медведя –

Тропы оленя –

Глаза кошки –

Нора барсука –

- медвежья

- оленьи

- кошачьи

- барсучья

Хитрости лисы –

Кваканье лягушки –

Запасы белки –

- лисьи

- лягушачье

- беличье

Физминутка

Повторение

изученного

1. Работа над

текстом упражнения

№1 с. 151

учебник

-чтение текста учащимися;

-чего не хватает в этом тексте?

-сочинение второй части;

-работа с прилагательными;

2. Повторение правил о значении прилагательных

(качественные, относительные, притяжательные)

дети придумывают

середину текста;

выписывают прил.,

указывают число, род,

значение

Домашнее

задание

Открываем

дневники,

записываем

домашнее

задание.

Рабочая тетрадь стр.51, упр. 3

- записывают домашнее

задание

Рефлексия

педагогической

деятельности

-Давайте подведем итог урока.

- Наше путешествие подошло к концу, нам пора

возвращаться. Что нового мы привезли с собой из

путешествия? Какие задания, на ваш взгляд, были

интересными?

Какую тему мы сегодня повторяли?

- Достигли ли мы поставленных в начале урока

целей?

- Оцените наш урок и свою работу на нем,

используя прилагательные.

Личностные:

придерживаться этических

норм общения и

сотрудничества при

совместной работе над

учебной задачей;