Напоминание

Одаренные дети в условиях дополнительного образования

Автор: Мельникова Ольга Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБОУ СОШ ДПО "Сергиевский РЦ"
Населённый пункт: с.Сергиевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Одаренные дети в условиях дополнительного образования







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Мельникова Ольга Владимировна

Методист ГБУ ДПО СО «Сергиевский

РЦ» с.Сергиевск, Самарская область

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в данной статье автором обозначены принципы выявления и

сопровождения одаренных детей в условиях дополнительного образования и вне-

урочной деятельности. В работе также отмечены необходимые личностные

качества педагогов, занимающихся с одаренными детьми.

Ключевые слова: одаренные дети, специальная одаренность, принципы вы-

явления,

сопровождение

одаренных

детей,

организационно-педагогическое

со-

провождение, формы работы.

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие дары при-

роды. Этим даром природа наделила всех, только в разной степени. Одаренным

человеком называют того, чей дар превосходит средние возможности других лю-

дей. Говоря словосочетание «одаренные дети», мы обозначаем некую исключи-

тельность.

Эти

дети

уже

по

определению

отличаются

превосходством

над

сверстниками.

По

мнению

Ю.Д.

Бабаева,

одаренность

-

это

значительное

по

сравнению с возрастными нормами опережение в умственном или физическом

развитии

либо

исключительное

развитие

специальных

возможностей,

которая

может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в

ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вы-

зывает

большой

интерес,

это

объясняется

общественными

потребностями.

И,

прежде всего, потребностью общества в достижении высоких результатов. Мно-

гочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают

актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом.

Известный специалист Н.С. Лей-тес выделяет три категории детей, которых

принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся

успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью. Другой

специалист

М.А.

Холодная

выделяет

шесть

категорий

таких

детей:

«со-

образительные»,

«блестящие

ученики»,

«креативы»,

«компетентные»,

«талант-

ливые», «мудрые». По мнению А.И. Савенкова, педагогическая практика различает

3 категории одаренных детей: дети с высокими показателями по уровню общей

одаренности; дети, достигшие успехов в какой-либо области деятельности; дети,

хорошо обучающиеся в школе («академическая одаренность»).

В учреждении дополнительного образования мы чаще сталкиваемся со спе-

циальной одаренностью.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятель-

ности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятель-

ности (спорт, музыка, живопись и др.) Она связана с общей одаренностью. В

частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности

выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности.

В свою очередь специальная одаренность оказывает влияние на избирательную

специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым

индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного ребенка.

В связи с этим, мысль о том, что содержание учебной деятельности одаренных

детей должно существенно отличаться от содержания образования большинства

сверстников, вряд ли может вызывать сомнения. В этом контексте нужно обратить

внимание на систему дополнительного образования.

Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «ода-

ренности». Поэтому педагоги дополнительного образования в своей деятельности

используют

семь

базовых

принципов

выявления

и

сопровождения

одаренных

детей, предложенных психологической наукой.

Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности

ребенка должен быть комплексным. Это позволяет использовать различные ис-

точники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способ-

ностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и

технологий:

- различные варианты метода наблюдения за детьми;

- специальные психодиагностические тренинги;

- проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей

в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

- организация различных интеллектуальных игр, спортивных соревнований,

творческих конкурсов, фестивалей и т. п.;

- экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспита-

телями.

Второй принцип. Длительность идентификации, что предполагает развернутое

на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях:

жизненных и учебных.

Третий принцип. Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, ко-

торые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (вклю-

чение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовле-

чение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).

Четвертый принцип. Использование тренинговых методов, в рамках которых

можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для

данного

ребенка

психологические

преграды,

комплексы

звездности

или

неполноценности и т.д.

Пятый принцип. Подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов

высшей

квалификации

в

соответствующей

области

деятельности

(тренеров

по

другим видам спорта, учителей и т.д.). При этом следует помнить о возможном

консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подрост-

кового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более пол-

ностью на него полагаться.

Шестой принцип. Оценка признаков одаренности ребенка не только по от-

ношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его

ближайшего

развития

частности,

на

основе

организации

определенной

об-

разовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной тра-

ектории обучения).

Седьмой принцип. Опора на экологически валидные методы психодиагно-

стики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной си-

туации, такие как:

- анализ продуктов деятельности;

- наблюдение;

- беседа;

- экспертные оценки;

- естественный эксперимент.

Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одарен-

ных детей - это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют 2

крайние точки зрения:

1.

«Все дети являются одаренными».

2.

«Одаренные дети встречаются крайне редко».

Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим

образом:

1) потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок

талантлив по-своему;

2) актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей; это

дети, которые талантливы особо.

Работа с одаренными детьми организуется в рамках районной программы

«Одарённые дети».

Одно из главных направлений работы педагогического коллектива учреждения

дополнительного

образования

-

создание

условий

для

оптимального

развития

одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть

еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть

серьезная

надежда

на

дальнейший

качественный

скачок

в

развитии

их

способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми реализуется в рамках

дополнительной общеобразовательной программы.

Цель

организационно-педагогического

сопровождения:

содействие

в

выяв-

лении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, професси-

ональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

- выявление одаренных детей;

- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья

одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также

просто способных детей.

Необходимо создавать как специальную систему поддержки сформировав-

шихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития

способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений ода-

ренных детей.

Организация работы с одаренными детьми имеет следующее содержание:

- психолого-педагогический анализ развития воспитанников учреждения;

- выявление одаренных и талантливых детей;

- помощь одаренным воспитанникам в самореализации их спортивной

направленности;

- организация воспитательного процесса в работе с одаренными детьми;

- работа с родителями одаренных детей;

- анализ особых успехов и достижений воспитанника;

- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов

ППЦ;

- преемственность между дополнительным образованием и средними и

высшими профессиональными образовательными организациями.

Формы работы с одаренными учащимися:

- групповые занятия с одаренными учащимися;

- кружки по интересам;

- конкурсы, соревнования различного уровня;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам.

Помощь одаренным детям в самореализации в избранной ими направленно-

сти:

- создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное

обучение и воспитание.

- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах,

предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Поощрение одаренных детей:

- публикация в СМИ;

- премия администрации «Мы - Лидеровцы»;

- стенд «Лучшие воспитанники»;

- система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципа-

литета.

Премия Главы района «Одаренные дети».

Система работы по выявлению и сопровождению одаренных детей дает свои

результаты.

Работа с родителями одаренных детей:

-

психологическое

сопровождение

родителей

одаренного

ребенка

(консультации)

-

совместная

практическая

деятельность

одаренного

ребенка

и

родителей (участие в классных часах, открытых занятиях, соревнованиях

семейных команд).

Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися включает в

себя

анализ

результатов

деятельности

участников

педагогического

процесса

и

построение перспективы дальнейшей работы.

Работу с одаренными детьми ведут педагоги, обладающие качествами:

- увлеченность своим делом;

- способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессиональная грамотность;

- интеллектуальность, нравственность и эрудированность;

- проводник передовых педагогических технологий;

- умелый организатор учебно-воспитательного процесса;

- знаток во многих областях человеческой жизни.

Таким

образом,

организационно-педагогическое

сопровождение

одаренных

воспитанников представляет собой хорошо структурированный, последовательный

вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения

образования по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, по-

множенная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В

жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он

сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Список литературы

1.

Бискер Л.М. Программа «Одаренные дети» // Завуч. - 2001. - №4. - С. 39-45.

2.

Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // За-

вуч. - 2000. - №1. - С. 107-116.

3.

Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. - Ярославль: Академия

развития, 2004. - 304 с.

4.

Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного

образования лицея // Дополнительное образование детей. - 2001. - №24. - С.

37-39.

5.

Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 2003. - С. 576.

6.

Савельева Е.А. О художественных способностях детей // Завуч. - 2000. - №6.

- С. 132-137.

7.

Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для

студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: