Напоминание

"Склонности и интересы подростков в выборе профессии".

Автор: Магадиева Милауша Фидусовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Иванаево Дюртюлинского района РБ
Населённый пункт: Дюртюлинский район, с.Иванаево
Наименование материала: доклад
Тема: "Склонности и интересы подростков в выборе профессии".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Родительское собрание.

Тема «Склонности и интересы подростков в выборе профессии».

Выступила: Магадиева М.Ф..

Дата проведения: 25.01. 18.

Профессия - это тягость, переходящая в радость.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Мы очень рады видеть вас сегодня и благодарны за то , что вы,

несмотря на занятость , нашли время посетить родительское собрание. У вас

у всех есть любимые дела , профессии. Сегодня мы с вами поговорим о

выборе профессии наших детей.

Выбор профессии является одним из ответственных моментов,

определяющих весь жизненный дальнейший путь человека. Поскольку в

жизни всё взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает

влияние на все остальные сферы жизни. Сделать правильный выбор –

ответственный шаг, особенно в настоящее время, когда получить

профессиональное образование очень сложно.

В процессе изучения различных школьных предметов выявляются

склонности, способности, интересы ребенка: вполне естественно, что он

успевает лучше по предметам, к изучению которых у него есть способности.

Часто, опираясь на результаты успеваемости, учащийся совершает

соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор

существенное влияние оказывает и личность преподавателя. В любом случае

требуется дополнительное изучение учащимися своих способностей,

интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального

выбора.

Именно родители, ближайшие родственники оказывают наиболее

существенное влияние на профессиональный выбор. Поэтому родители

должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и

требования, адресованные своему ребенку.

При выборе профессии необходимо также иметь информацию о

перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее

время профессиях и специальностях.

Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального

самоопределения как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей

для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем

мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся выбирают профиль

обучения, образовательное учреждение «заодно со своими друзьями».

Подростки выбирают углубленное изучение тех или иных предметов для

того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков; чтобы

потом вместе с другом поступать в один и тот же вуз и т.п.

Поэтому родителям при общении с подростком необходимо учитывать в

каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына

(или дочери) о выборе профессии, а также насколько такое влияние является

положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о

профессиональном выборе должно обсуждаться очень тактично, нельзя

отзываться негативно о его друзьях.

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них

свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что

ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -

старшеклассники не всегда могут ответить. А, между тем, проблема выбора

профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило

в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются

высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым

явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает

интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно

для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё

дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих

собственных установках. С целью оказания помощи детям, у нас в школе

ведется кружок «Выбор профессии». На занятиях проводятся анкетирования,

беседы. Цели анкетировании - узнать выбор будущей профессии учащихся,

определить типы профессиональной деятельности, изучение себя, своих

интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания

— всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной

профессии. Так же на классных часах мы уже неоднократно знакомились с

наиболее востребованными профессиями . Но у детей еще очень много

вопросов:

Что следует учитывать при выборе профессии? Благодаря чему человек

может достигнуть успехов в профессиональной деятельности, делая это без

особенных усилий и напряжения, и к тому же получая от этого

удовольствие?

Ребятам был задан такой вопрос: «Какие требования Вы предъявляете

к своей будущей профессии?». И вот какие были получены

результаты. Давайте рассмотрим ответы.

Профессия должна быть:

1) престижной;

2) хорошо оплачиваемой;

3) интересной;

4) с хорошими условиями труда;

5) чтобы её легко было приобрести;

6) соответствовать желанию родителей;

7) можно было бы учиться и работать с друзьями;

8) востребована на рынке труда.

Теперь давайте посмотрим проблемы и затруднения в выборе

профессии .

Здоровье наших детей - это самое главное для родителей. Выбирая

профессию, ребёнок должен задумываться как она повлияет на здоровье: не

вызовет ли обострения имеющихся хронических заболеваний или

возникновение новых? Проблемы со здоровьем могут осложнить

профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести

человека к нервному срыву. Заболеваниям психо соматического характера,

потере интереса к жизни, если конечно, у человека нет других ценностей,

кроме карьерного благополучия.

Почти все профессии предъявляют свои требования к здоровью

человека.

Дети к 14-15 годам (это подростковый возраст) начинают задумываться о

своей будущей жизни. Подростковый возраст – возраст критического ума,

быстро нарастающего логического мышления, стремления к познанию всего

окружающего, активности, инициативности, смелости, мужества, а также

нравственно-эмоционального развития. Как в организме подростка, так и в

его психическом мире происходят существенные изменения. В этом возрасте

продолжается становление личности, дальнейшее развитие

интеллектуальных и волевых черт характера. Подросток деятелен, а это

значит, что с каждым годом нарастает способность к абстрактному

мышлению и формированию творческого мышления. В отличие от младшего

школьника, он способен не только к отдельным произвольным действиям, но

и к волевой деятельности. Бурно развиваются его чувства. Эмоциональные

переживания приобретают устойчивость.

Что влияет на выбор профессии:

1. Позиция старших членов семьи.

2. Позиция товарищей, подруг.

3. Позиция учителей, школьных педагогов.

4. Личные профессиональные планы.

5. Способности.

6. Уровень притязаний на общественное признание.

7. Информированность.

8. Склонности.

Многие ученики на момент окончания школы не имеют

сформированного профессионального плана, у других профплан носит

случайный, необоснованный характер.

На чью же помощь могут рассчитывать наши дети в таком нелёгком

деле, как выбор профессии? Конечно, прежде всего, на помощь своих родных

и близких.

Уважаемые папы и мамы !

Есть два способа выбирать профессию.

Первый способ - метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя

себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную

профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному

существованию, но и радость труда. На это может уйти половина

человеческой жизни.

Другой путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной

системы, мышления, памяти, внимания

— всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной

профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром

профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования

профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.

Есть еще третий путь - путь выбора профессии своих родителей, дедов и

прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая

бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того, чтобы

поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много

составляющих. Но главное - это отношение взрослых к своей профессии,

влюбленность в свое дело.

Выбор профессии - важное и ответственное дело! Выбирая

профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его

склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и

интересы.

1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

2. Обсуждайте вместе с ним возможные "за" и "против" выбранной им

профессии.

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции

материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего

ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте

возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться

стойкими конфликтами.

7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его

мечта сбылась.

8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно

исправить.

9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему

возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в

кружках и т. д.

10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих

родителей!

Уважаемые родители , представьте себе, что ваши семьи , ваши дети–

это корабли. Для того , чтобы плыть по жизни легко, необходима ваша

поддержка. Кораблю необходимы паруса . Если вы укажете правильный

путь вашим детям, тогда ваш корабль отправится в долгое счастливое

плаванье по жизни.

Желаю Вам успеха!