Напоминание

"Кукольный калейдоскоп"

Автор: Толстова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Россиянка" "ЦРР" НСП "Чебурашка"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: Конспект НОД по ознакомлению с народными промыслами
Тема: "Кукольный калейдоскоп"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Игрушка, подаренная природой.

В старину наши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили.

Природа их кормила, поила, одевала, помогала изготовлять жилище.

Взрослый человек мог в природе найти все, что нужно для жизни. Так и дети с

малых лет учились присматриваться к природе и подбирать все, что может

пригодиться в игре и из чего можно изготовить игрушки. Конечно, те игрушки

не такие яркие, как в современных магазинах. но и в старину дети любили их

ни чуть не меньше. Представьте себе такую картинку: собрались девочки

поиграть, а кукол нет. Вы думаете, они расстроились? Как бы не так.

Огляделись девочки вокруг, вот сорвали травки пучок, перевязали ее вверху

травинкой, отделили по пучку на ручки, перевязали в поясе, распушили

юбочки, получились куклы. Завернули их в лоскутки и играют.

Играя с разными куклами, дети могу почувствовать прошлое, представить, как

играли их бабушки. Они учатся пеленать кукол, заворачивают их, одевают,

придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы

небольшие по размеру. Дети вынуждены постоянно "работать" пальчиками.

Развивается моторика рук.

Вашему вниманию я представляю конспект занятия по ознакомлению с

народными промыслами «Кукольный калейдоскоп», для подготовительной к

школе группы.

Конспект занятия по ознакомлению с

народными промыслами «Кукольный

калейдоскоп»

Цель: Познакомить с историей народной куклы. Развивать интерес к

культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

1. Формировать знания о народных промыслах.

2. Познакомить с технологией изготовления народной куклы – Утешницы.

3. Развивать мелкую моторику, усидчивость, воображение.

4. Воспитывать интерес к русской культуре.

Материал:

• Народные куклы: Кувадка, День-Ночь, Десятиручка, Пеленашка, Утешница,

• Сундук с лентами, нитками, кружевом, бусинами, яркой материей.

Раздаточный материал: белый квадратный отрезок ткани, цветной

прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, покусочку

ваты, нитки, две ленты (тесьмы) разного размера. (на каждого ребенка).

Предварительная работа: Рассматривание альбомов народных промыслов:

Гжельские узоры, Золотая хохлома, Городецкие росписи и др. Знакомство с

историей русского народного костюма. Подбор материала для создания в

группе уголка «Русская изба».

Ход:

Воспитатель приветствует детей и обращает внимание на сундучок, который

появился в группе.

Воспитатель: Давайте откроем и посмотрим, что хранится в этом сундучке.

Но сначала скажем волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой нам

свой бочок». (Открываем сундучок).

Воспитатель: Посмотрите, что здесь лежит. (Воспитатель достает ленты,

кружева, нитки, яркую материю, а дети перечисляют.)

Воспитатель:А еще здесь что-то спрятано в коробку. Можно я посмотрю?

(смотрит). Здесь спряталась игрушка, а какая отгадайте с помощью загадки:

Волосы льняные,

В них ленточки цветные,

С лоскутков ее скрутила,

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (Кукла).

Воспитатель: А как вы догадались? (в волосах ленты, сарафан нарядный).

Воспитатель показывает куклу.

Воспитатель: Да здесь не одна, а не сколько кукол. Таких кукол не купишь в

магазине. Этих кукол делают своими руками. С такими куклами играли ваши

прабабушки. Смотрите, они все разные.

Эта кукла называется «Кувадка».

Вовремя рождения ребенка эту куклу давали отцу. Он ходил вокруг дома,

качал на руках эту куклу и плакал как младенец. Это делали для того, чтобы

обмануть злых духов, которые могли причинить вред младенцу.

«День-Ночь».

Воспитатель: Как вы думаете, как называется эта кукла? (белая и черная,

добрая и злая)

Воспитатель:Эта кукла называется «День-Ночь». Светлая кукла – день.

Темная – ночь. Эта кукла охраняет жилище, в котором живет человек и самого

хозяина. Рано утром на окошко выставляли светлую куклу и просили об

удачном дне. Вечером, последний, кто ложился спать, выставлял темную

куклу и просили, чтобы все хорошо спали, отдохнули ночью и набрались сил.

«Десятиручка».

Воспитатель: Смотрите, какая необычная кукла. Что в ней необычного? (у

нее много рук).

Воспитатель: Давайте посчитаем. (дети считают, 10 рук).

Воспитатель: А зачем кукле 10 рук? (чтобы все успевать делать)

Воспитатель: Мама дарила на свадьбу эту куклу своей дочке, чтобы она

успевала в доме по хозяйству.

«Пеленашка».

Воспитатель: А эта кукла интересная, и название у нее интересное –

«Пеленашка». Кого она напоминает? (ребенка, завернутого в пеленку).

Воспитатель:Когда девушка выходила замуж, эту куклу клали ей на колени,

чтобы она поскорее стала матерью.

«Утешница».

Воспитатель: Эта кукла называется «Утешница». Почему ее так назвали?

(она всех успокаивала).

Воспитатель:Эта кукла успокаивала маленьких детей, которые начинали

плакать. Ребенок во время игры мог удариться, оцарапать колени. На его крик

прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а затем давали куклу. У нее

привязаны конфетки. Малыш съедал эти конфетки, играл с куклой. Фантики

оставляли на кукле, чтобы потом завернуть в них новые сладости.

Воспитатель:Понравились вам куклы? (дааа)

Воспитатель:А какая кукла понравилась больше? Почему? («Кувадка»-у нее

красивый сарафан, «Утешница»-у нее есть конфеты, и т. д.)

Воспитатель: Я знаю, у многих из вас есть маленькие сестренки и братишки.

Давайте сделаем им куклу «Утешницу», но сначала немножко отдохнем.

Физкультминутка «Жираф» (музыкальная) - (У жирафа пятна, пятна, пятна,

пятнышки везде.).

Воспитатель: Занимайте свои места.

Алгоритм выполнения работы:

1. Сначала сделаем нашей кукле голову. Для этого берем белый ситец. Какой

формы лоскуток? (квадрат). Теперь берем ватку и формируем в шарик,

кладем его в центр нашего квадрата.

2. Далее складывает квадрат углом, зажимаем пальцами в «пучок» и

начинаем обматывать нитками. Получилась головка у куколки.

3. Берем цветную ткань. Из нее будем делать сарафанчик. Какой формы

лоскуток? (прямоугольник). Кладем перед собой ткань лицевой стороной вниз

и ровно по центру кладем нашу куклу. Накрываем куколку одной стороной

ткани, затем другой. Закрепляем юбочку ниткой.

4. У вас две ленточки одного цвета. Скажите, чем отличаются ленточки? (одна

лента длинная, другая короткая). Возьмите короткую ленту и завяжите ее на

голову куколке.

5. Осталось повязать косынку на голову «Утешницы». Какой формы косынка?

(треугольник). Теперь кладем куколку на середину платочка, укрываем ее

одним уголком, зачем другим. Возьмите длинную ленту и завяжите ее

впереди. Наша куколка готова.

Воспитатель:Вам понравилось делать куклу? (да). А как называется кукла,

которую мы делали? («Утешница»). А как мы делали эту куколку? (дети

повторяют алгоритм выполнения работы).

Воспитатель:А какую куклу вы хотели бы еще сделать? («Пеленашку»,

«Десятиручку», др.)

Воспитатель: Посмотрите внимательно, чего не хватает на ваших куколках?

(конфет).

Воспитатель: А вот и конфеты. Вы можете взять конфетку, привязать к

ленточке и подарить куклу своим сестренке или братику. Дети берут конфетки

и после занятия желающие привязывают к куколке.