Напоминание

"Эффективность использования инновационных педагогических технологий на занятиях по математике с детьми подготовительной группы"

Авторы: Дебарбиери Ксения Виториовна, Канафина Наталья Сергеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4 "Малыш"
Населённый пункт: г. Елизово
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективность использования инновационных педагогических технологий на занятиях по математике с детьми подготовительной группы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№ 4 «Малыш»

СТАТЬЯ

Тема: «Эффективность использования инновационных

педагогических технологий на занятиях по математике с

детьми подготовительной группы»

Составитель воспитатель: Дебарбиери К.В.

Канафина Н.С

Значение математического образования детей 6 – 7 лет.

Актуальность

данной

темы

заключается

в

том,

что

процесс

формирования

элементарных

математических

представлений

(ФЭМП)

у

дошкольников – занимает одно из главных мест в подготовке ребенка к школе.

Овладение

математическими

представлениями

будут

эффективными

и

результативными, только тогда, когда дети не видят, что их чему – то учат.

Через

познавательную

деятельность

реализуются

практически

все

программные

требования

образовательных,

воспитательных

и

развивающих

задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются

и

развиваются

в

определенной

системе.

Деятельность

по

формированию

элементарных

математических

представлений

у

детей,

строятся

с

учетом

дидактических

принципов:

научности,

системности

и

последовательности,

доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям. В

каждом конкретном случае я сама решаю, в какой форме проводить работу с

детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей

способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать

групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению

к

с в е р с т н и к а м ,

ч е м

п о

о т н о ш е н и ю

к

в з р о с л о м у .

В работе с дошкольниками новые знания даются небольшими частями,

строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную задачу или

тему обычно делят на ряд более мелких задач - «шагов» и последовательно

реализуют

и х

н а

п р о т я ж е н и и

н е с ко л ь к и х

ф о р м

р а б о т ы .

Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные

минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней,

музыкой.

Образовательная

деятельность,

организованная

в

форме

дидактических игр широко применяются в младших группах. В этом случае

освоение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной

деятельности

также

является

игровой.

Я

применяю

сюрпризные

моменты,

создаю игровые ситуации. Упражнения, с дидактическим материалом, хотя и

служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь

и г р о в о й

с и т у а ц и и .

Образовательная

деятельность

в

форме

дидактических

игр

отвечает

возрастным

о собенно стям

ма леньких

детей;

э м о ц и о н а л ь н о с т и ,

непроизвольности психических процессов и поведения, потребности в активных

действиях.

Однако

игровая

форма

не

должна

заслонять

познавательное

содержание, превалировать над ним, быть самоцелью.

Для умственного развития мною был создан математический уголок с

раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков,

геометрических

фигур;

занимательный

и

познавательный

математический

материал;

логико

математические

игры,

схемы

и

планы;

набор

объемных

геометрических фигур; конструкторы; картотеки дидактических игр; картотеки

по

всевозможным

темам:

математические

загадки,

пословицы,

поговорки;

арифметические задачки; лабиринты; математические раскраски; математика в

стихах;

математические

ребусы;

математические

фокусы;

сказки;

логические

задачи

и

упражнения;

дидактические

игры

и

упражнения

для

развития

пространственных и временных представлений. В группу были приобретены

различные современные

развивающие

игры:

сюжетный

конст руктор

«Транспорт»,

«Город»,

«Замок»,

конструктор

ТИКО

«Шары»,

«Геометрия»,

логическое

домино,

лабиринты, деревянные

строительные

конструкторы

«Томик», счетный

материал

«Геометрические

фигуры».

Совместно

с

детьми

были изготовлены игры – «Аква бук», «Математическое дерево», «Посчитай

горошины» и др. Так же активное участие в создании и наполнении уголка

принимают родители, которые совместно с детьми делают игры своими руками,

такие как: «Веселая гусеница», «Положи грибы в корзинки». Изготавливают

своими руками карты расположения детского сада, группы, участков города.

Данные карты помогают на занятиях по математике наглядно ориентироваться в

пространстве и тем самым развивать пространственное мышление.

Для того чтобы поддерживать в процессе образовательной деятельности

внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной

деятельности

и

в

этом

помогут

нетрадиционные

занятия: и г р ы

-

соревнования (выстраиваются

на

основе

соревнования

между

детьми:

кто

быстрее

назовёт,

найдёт,

определит,

заметит

и

т.

д.); театрализованные

игры (разыгрываются

мини

сценки,

несущие

детям

познавательную

информацию); сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру

как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким

образом,

задачи

обучения); игры-путешествия (квесты);

сказки;

игры

викторины

(проводятся

викторины

с

ответами

на

вопросы:

Что?

Где?

Когда?); игра «Повтори рисунок» (ребенку предлагается повторить рисунок по

ш а бл о н у,

и с п о л ь зуя

т е т р а д ь

в

к л е т к у ) ; игра

«Математический

художник» (ребенку

предлагается

«нарисовать

картину»

с

помощью

геометрических

фигур,

счетных

палочек,

цифр); работа

в

математических

тетрадях(Е.В. Колесникова «Я считаю до 20»).

Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их,

а процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен

без

активной

работы

мысли.

Этим

положением

и

объясняется

значение

занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей.

Родители

воспитанников

нашей

группы,

с

огромным

удовольствием

принимают

участие

в

изготовлении

дидактических

игр,

в

оформлении

и

обновлении уголка по ФЭМП. Активно интересуются успехами своих детей.

Для удобства, в приемной нашей группы расположены тетради по математике, и

каждый родитель может посмотреть, как работал на занятии его ребенок. Так же

регулярно

обновляется

информация

для

родителей:

буклеты,

стендовый

материал, папки – передвижки, на тему: «Математика дома», «Математика по

дороге домой», «Значение математики в жизни ребенка» и т.д.

Для того, чтобы родители всегда были в курсе жизни нашей группы,

успехах детей – мною была создана группа в социальной сети: «Вконтакте». В

этой

группе

я

описываю

работу

с

детьми,

подтверждая

ее

фото

и

видео

материалом, предлагаю родителям варианты дидактических игр по математике,

методические

рекомендации

и

т.д.

Такой

способ

общения

и

передачи

информации является очень эффективным.

Используя инновационные технологии на занятиях по ФЭМП с детьми 6 –

7

лет,

можно

сделать

вывод,

что

раскрывается

индивидуальность

ребенка;

реализуются

его

интересы

и

потребности;

развивается

умение

планировать

деятельность;

формируются

коммуникативные

навыки;

активно

развивается

логический и мыслительный процесс.

Список литературы

1.

Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических

представлений. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2013.

2.

Волина В. Веселая математика. Москва 2014.

3.

Ермолаева Л.И. Игры, задания и упражнения математического содержания.

Седьмой год жизни. Иркутск 2013.

4.

Мазнин. И. 500 загадок для детей. Москва 2014.

5.

Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: математика. Ярославль 2013.

6.

Шорыгина Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений.

Издательство «Книголюб» 2013.