Авторы: Дебарбиери Ксения Виториовна, Канафина Наталья Сергеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4 "Малыш"
Населённый пункт: г. Елизово
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективность использования инновационных педагогических технологий на занятиях по математике с детьми подготовительной группы"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№ 4 «Малыш»
СТАТЬЯ
Тема: «Эффективность использования инновационных
педагогических технологий на занятиях по математике с
детьми подготовительной группы»
Составитель воспитатель: Дебарбиери К.В.
Канафина Н.С
Значение математического образования детей 6 – 7 лет.
Актуальность
данной
темы
заключается
в
том,
что
–
процесс
формирования
элементарных
математических
представлений
(ФЭМП)
у
дошкольников – занимает одно из главных мест в подготовке ребенка к школе.
Овладение
математическими
представлениями
будут
эффективными
и
результативными, только тогда, когда дети не видят, что их чему – то учат.
Через
познавательную
деятельность
реализуются
практически
все
программные
требования
образовательных,
воспитательных
и
развивающих
задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются
и
развиваются
в
определенной
системе.
Деятельность
по
формированию
элементарных
математических
представлений
у
детей,
строятся
с
учетом
дидактических
принципов:
научности,
системности
и
последовательности,
доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям. В
каждом конкретном случае я сама решаю, в какой форме проводить работу с
детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей
способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать
групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению
к
с в е р с т н и к а м ,
ч е м
п о
о т н о ш е н и ю
к
в з р о с л о м у .
В работе с дошкольниками новые знания даются небольшими частями,
строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную задачу или
тему обычно делят на ряд более мелких задач - «шагов» и последовательно
реализуют
и х
н а
п р о т я ж е н и и
н е с ко л ь к и х
ф о р м
р а б о т ы .
Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные
минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней,
музыкой.
Образовательная
деятельность,
организованная
в
форме
дидактических игр широко применяются в младших группах. В этом случае
освоение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной
деятельности
также
является
игровой.
Я
применяю
сюрпризные
моменты,
создаю игровые ситуации. Упражнения, с дидактическим материалом, хотя и
служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь
и г р о в о й
с и т у а ц и и .
Образовательная
деятельность
в
форме
дидактических
игр
отвечает
возрастным
о собенно стям
ма леньких
детей;
э м о ц и о н а л ь н о с т и ,
непроизвольности психических процессов и поведения, потребности в активных
действиях.
Однако
игровая
форма
не
должна
заслонять
познавательное
содержание, превалировать над ним, быть самоцелью.
Для умственного развития мною был создан математический уголок с
раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков,
геометрических
фигур;
занимательный
и
познавательный
математический
материал;
логико
–
математические
игры,
схемы
и
планы;
набор
объемных
геометрических фигур; конструкторы; картотеки дидактических игр; картотеки
по
всевозможным
темам:
математические
загадки,
пословицы,
поговорки;
арифметические задачки; лабиринты; математические раскраски; математика в
стихах;
математические
ребусы;
математические
фокусы;
сказки;
логические
задачи
и
упражнения;
дидактические
игры
и
упражнения
для
развития
пространственных и временных представлений. В группу были приобретены
различные современные
развивающие
игры:
сюжетный
конст руктор
«Транспорт»,
«Город»,
«Замок»,
конструктор
ТИКО
«Шары»,
«Геометрия»,
логическое
домино,
лабиринты, деревянные
строительные
конструкторы
«Томик», счетный
материал
«Геометрические
фигуры».
Совместно
с
детьми
были изготовлены игры – «Аква бук», «Математическое дерево», «Посчитай
горошины» и др. Так же активное участие в создании и наполнении уголка
принимают родители, которые совместно с детьми делают игры своими руками,
такие как: «Веселая гусеница», «Положи грибы в корзинки». Изготавливают
своими руками карты расположения детского сада, группы, участков города.
Данные карты помогают на занятиях по математике наглядно ориентироваться в
пространстве и тем самым развивать пространственное мышление.
Для того чтобы поддерживать в процессе образовательной деятельности
внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной
деятельности
и
в
этом
помогут
нетрадиционные
занятия: и г р ы
-
соревнования (выстраиваются
на
основе
соревнования
между
детьми:
кто
быстрее
назовёт,
найдёт,
определит,
заметит
и
т.
д.); театрализованные
игры (разыгрываются
мини
сценки,
несущие
детям
познавательную
информацию); сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру
как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким
образом,
задачи
обучения); игры-путешествия (квесты);
сказки;
игры
викторины
(проводятся
викторины
с
ответами
на
вопросы:
Что?
Где?
Когда?); игра «Повтори рисунок» (ребенку предлагается повторить рисунок по
ш а бл о н у,
и с п о л ь зуя
т е т р а д ь
в
к л е т к у ) ; игра
«Математический
художник» (ребенку
предлагается
«нарисовать
картину»
с
помощью
геометрических
фигур,
счетных
палочек,
цифр); работа
в
математических
тетрадях(Е.В. Колесникова «Я считаю до 20»).
Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их,
а процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен
без
активной
работы
мысли.
Этим
положением
и
объясняется
значение
занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей.
Родители
воспитанников
нашей
группы,
с
огромным
удовольствием
принимают
участие
в
изготовлении
дидактических
игр,
в
оформлении
и
обновлении уголка по ФЭМП. Активно интересуются успехами своих детей.
Для удобства, в приемной нашей группы расположены тетради по математике, и
каждый родитель может посмотреть, как работал на занятии его ребенок. Так же
регулярно
обновляется
информация
для
родителей:
буклеты,
стендовый
материал, папки – передвижки, на тему: «Математика дома», «Математика по
дороге домой», «Значение математики в жизни ребенка» и т.д.
Для того, чтобы родители всегда были в курсе жизни нашей группы,
успехах детей – мною была создана группа в социальной сети: «Вконтакте». В
этой
группе
я
описываю
работу
с
детьми,
подтверждая
ее
фото
и
видео
материалом, предлагаю родителям варианты дидактических игр по математике,
методические
рекомендации
и
т.д.
Такой
способ
общения
и
передачи
информации является очень эффективным.
Используя инновационные технологии на занятиях по ФЭМП с детьми 6 –
7
лет,
можно
сделать
вывод,
что
раскрывается
индивидуальность
ребенка;
реализуются
его
интересы
и
потребности;
развивается
умение
планировать
деятельность;
формируются
коммуникативные
навыки;
активно
развивается
логический и мыслительный процесс.
Список литературы
1.
Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических
представлений. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2013.
2.
Волина В. Веселая математика. Москва 2014.
3.
Ермолаева Л.И. Игры, задания и упражнения математического содержания.
Седьмой год жизни. Иркутск 2013.
4.
Мазнин. И. 500 загадок для детей. Москва 2014.
5.
Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: математика. Ярославль 2013.
6.
Шорыгина Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений.
Издательство «Книголюб» 2013.