Автор: Халибекова Динара Камиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 "Изюминка"
Населённый пункт: Республика Дагестан, г.Дагестанские Огни
Наименование материала: ЭССЕ
Тема: Организация предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе "Солнышко".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№2 «Изюминка»
Эссе
Организация предметно-развивающей среды в
подготовительной к школе группе
«Солнышко».
Воспитателя старшей группы
МБДОУ «Детский сад №2 «Изюминка»
города Дагестанские Огни
Халибековой Динары Камиловны
2017 год
Целенаправленно организованная предметно- развивающая среда играет большую
роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально
положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми
впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует
интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
В нашей группе «Солнышко» (дети 6-7 лет), совместно с родителями созданы
условия для развития детей. Спасибо родителям! Была приобретена мебель для игровых
зон (уголок природы, уголок ряженья, физкультурный уголок).
Предметно-игровую среду группы организовали таким образом, чтобы каждый
ребенок имел возможность заниматься любимым делом, чтобы у ребенка был
самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Все групповое пространство
доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять
бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-
инсценировок.
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как
устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и
дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как
они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является
источником его знаний и социального опыта. Поэтому именно мы, взрослые, берем на себя
ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития
детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т.е.
организации предметно-развивающей среды.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных
объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного
и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Важнейшим условием реализации программы дошкольного образования является
создание развивающей, психологически безопасной, эмоционально комфортной для
ребёнка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку
радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды,
представленная специально организованным пространством -помещениями, участком и т.
п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в
соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их
здоровья.
Поэтому наша групповая комната представлена развивающими центрами в
соответствии с областями реализации НОД согласно ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие:
- Центр ПДД
- Центр пожарной безопасности
- Центр труда, уголок дежурств
- Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)
Познавательное развитие:
Уголок природы
Центр математического развития
Центр экспериментирования
Речевое развитие:
Центр речевого развития или уголок речи грамотности
Уголок природы
Художественно-эстетическое развитие включает:
- Центр изо деятельности или уголок творчества «Творческие пальчики»
- Центр музыкально-театрализованной деятельности
Физическое развитие:
Центр физического развития
Оборудование размещено так, чтобы было
удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность. Все предметы
соразмерны росту, физиологическим возможностям и гендерной принадлежности
детей подготовительной группы. Оснащение уголков меняется в соответствии с
тематическим планированием образовательного процесса.
Наша группа условно разделена на три зоны:
Активная зона (занимает самую большую площадь в группе), включающая в себя:
- центр двигательной активности
- центр музыкально-театрализованной деятельности
- игровые центры
Спокойная зона:
- центр книги
- центр отдыха
- центр природы
Рабочая зона (в которой размещается оборудование для организации совместной и
регламентированной деятельности) включает в себя:
1. Центр познания;
2. Центр экспериментирования;
3. Центр творчества;
4. Центр безопасности;
5. Центр конструирования;
6. Центр патриотического воспитания.
При построении предметно-развивающей среды мы учитывали следующие
принципы:
- принцип открытости и доступности;
- трансформируемости;
- вариативности;
- полифункционанальности;
- безопасности;
- насыщенности.
Принцип эмоциональной комфортности, индивидуального благополучия.
Учитывая то, что ребенок в детском саду находится целый день, поэтому мы стараемся
создать оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности.
Если ребенок нуждается в уединении, то в группе он найдет специально выделенное для
этого место. Каждому ребенку в группе обеспечено личное пространство: кровать и шкаф
для одежды, место для хранения принесенных из дома игрушек, семейного альбома.
В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер
группы развивает вкус, чувство прекрасного. Интерьер группы должен меняться.
Например, при ознакомлении детей с народным творчеством педагогу целесообразно
ввести в предметно-развивающую среду предметы, атрибуты, игрушки, сделанные руками
взрослых. Тематические выставки помогают ребенку лучше познакомиться с народным
творчеством.
Принцип учета возрастных и половых отличий детей.
материал для мальчиков и девочек
наполняемость среды соответственно возрастным индивидуальным особенностям
детей
Выводы:
1. При организации развивающей предметно-пространственной среды выделяются
многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей,
смысловой целостности пространства.
2. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям:
игрушки, дидактический материал, игры расположены в зоне легкого доступа для детей.
Таким образом, развивающую предметно-пространственную среду в группе с учетом
ФГОС ДО построили так, чтобы дать возможность наиболее
эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей,
интересов, уровня активности. Обогатили среду элементами, стимулирующими
познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как
устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и
дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как
они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является
источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на
себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития
детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т.
е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Педагоги должны
стремиться создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для
самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого
ребенка.