Автор: Кухтарева Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №227"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: Конспекты занятий по математике для младшей группы
Тема: "В гостях у сказки"
Конспекты занятий по математике для младшей группы.
Каркуша в гостях у детей
Программное содержание:
1.
Учить сравнивать два предмета приёмом наложения.
2.
Закреплять умение различать «много» и «один» в окружающей
обстановке.
Материал демонстрационный: игрушка Каркуша, игрушка Хрюша,
красная длинная и синяя короткая ленточки, на два стола положить
игрушки группами и по одному.
Материал раздаточный: флажки, длинная и короткая ленточки (по 1 — 2
для каждого ребёнка), маленькая деревянная матрёшка для каждого
ребёнка.
Обстановка: столы буквой П, на стульчиках разложено по одному и
несколько флажков.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, их встречает Каркуша. Она здоровается с детьми,
рассказывает о том, что летала в гости к Хрюше и по пути решила
заглянуть в детский сад, посмотреть, чем дети занимаются.
Дети, а вы любите играть? (ответ детей). И я тоже люблю играть. Давайте
с вами поиграем. Посмотрите, я на столах расставила игрушки, но я не
просто так их расставила, а с секретом. Попробуйте отгадать мой секрет, а
я вам помогу. Найдите на каком столе много петушков? Лисичек? Ёлочек?
А где петушок один? Где одна лисичка? Где одна ёлочка? Правильно, на
первом столе по одной игрушке, а на втором столе по многу игрушек. А
теперь закройте глаза, а я всё перепутаю. Посмотрите теперь, что я
сделала? Кто сможет расставить игрушки так как было? (дети
расставляют). Правильно, на первый стол поставьте много петушков,
ёлочек, лисичек, а на второй стол — по одной игрушке. Какие вы
молодцы, всё правильно расставили! Интересно с вами играть! А теперь
подойдите к своим стульчикам и посмотрите, что это у вас там на
стулшьчиках лежит? (флажки). Посмотрите , какие они красивые.
Отнесите их на столы, у кого один флажок, отнесите его на тот стол где
игрушки лежат по одной, а у кого много — на тот, где лежит много
игрушек. Молодцы, садитесь теперь за столы, я вам что-то покажу. У меня
есть две ленточки (показывает): одна красная, другая синяя. Одну из них я
подарю Хрюше, он так хотел такую ленточку повязать себе на шею. Какую
же ленточку по цвету подарить ему? Они обе такие красивые. А я сейчас
проверю какая из них длинее, а какая короче. А чтобы это узнать, я
красную ленточку наложу на синюю (показывает). Одинаковые ленточки?
(ответ детей). Нет, у синей видно кусочек, красная ленточка короче синей.
Какая ленточка длинее? (ответ детей). Синяя длиннее, её я и подарю
Хрюше. (раздаётся стук в дверь, появляется Хрюша. (игрушка). А вот и
Хрюша пришёл. Каркуша — Хрюша как хорпошо что ты сам пришёл, а я к
тебе собиралась, вот и подарок тебе приготовила (повязывает Хрюше
ленточку на шею). Вот какой ты теперь красивый у нас!
Хрюша благодарит Каркушу и просит детей:
Ребята, посмотрите, у вас на столахтоже есть ленточки разной длины.
Проверьте, какая из них длинная, а какая короткая, а потом подарите
длинную ленточку моим подружкам матрёшкам, я их сейчас позову. (Дети
выполняют задание, воспитатель помогает, раздаёт каждому ребёнку
матрёшку) Воспитатель предлогает поиграть с матрёшками.
Колобок
Програмное содержание:
1.
Закрепить умение находить много и один в окружающей
обстановке.
2.
Закрепить узнавание и называние круга и квадрата.
3.
Учить сравнивать два предмета
Материал демонстрационный: декорация (деревья, домик), игрушки —
колобок, лиса, заяц, волк, грибочки, одна шишка, большие круг и квадрат,
нарисованные дорожки.
Обстановка: дети сидят полукругом перед столом воспитателя.
Ход занеятия:
Воспитатель: Жили — были еде да баба. Испекла ка-то бабка колобок и
положила его на окно остудиться. А колобок не захотел сидеть на окошке
и пришёл к нам в гости.
Колобок: Когда я к вам шёл, мне встретились заяц, лиса и волк. Вот иду я
по дорожке, а на встречу мне заяц.
Заяц: Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок: Хорошо, ты съешь меня, если выполнишь моё задание. Заяц,
посмотри и скажи: чего в нашем лесу много, а что одно? Заяц походил,
посмотрел и ответил: Я не знаю, чего у нас в лесу больше, тут всего много.
Колобок:Ничего заяц не нашёл. (обращается к детям) А вы, дети, знаете?
Дети отвечают: Грибов много, деревьев много, а шишка одна, дом один.
(Колобок хвалит детей за правильные ответы)
Воспитатель: и покатился колобок дальше, а на встречу ему волк.
Волк: Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, отгадай сначала моё задание. Отгадаешь, тогда
съешь.
Волк: Я согласен.
Колобок показывает круг и квадрат: Что, волк, я тебе показал, назови?
Волк отвечает правильно: вот это круг, а это квадрат.
Колобок: А как ты узнал, что это круг, а это квадрат?
Волк: Я не знаю...
Колобок: Волк не может ответить, а вы ребята, знаете? Дети отвечают, что
можно наложить круг на квадрат, а ещё круг — катится, а квадрат — нет,
ему углы мешают. Правильно, дети, молодцы.
Воспитатель: И покатился колобок дальше, а на встречу ему лиса.
Лиса: Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок: Ты лиса не ешь меня. Сначала ответь на моё задание. Какая
дорога длинная, а какая — короткая?
Лиса: Я пойду по этой дорожке (показывает на длинную), а ты по этой
(показывает на короткую), если ты придёшь в детский сад позже меня, я
тебя съем, а если ты придёшь первым то...
Колобок: И не договорила лиса, а уже побежал. И прибежал первым.
Ребята, а по какой дорожке побежал колобок? (дети отвечают — по
короткой)
Воспитатель: И вдруг появилась лиса.
Лиса: А-а-а, колобок, ты уже здесь, сейчас я тебя съем
Колобок: Ты же пришла последней.
Лиса не слушает колобка, бросается на него.
Воспитатель: Дети давайте спасём колобка.
Дети вместе с колобкомубегают от лисы. (игра «Лиса и колобок» дети
стоят по кругу, одна сторона передаёт колобка по кругу, а другая сторона
передаёт лису и лиса не может догнать колобка)
Колобок: Спасибо, дети, что вы спасли меня от лисы. Она хитрая и хотела
меня съесть, но пощла по длинной дорожке. Вы, молодцы, не испугались
лисы и правильно отвечали на вопросы, на которые не отвечали волк и
заяц. Я хорошо у вас погостил. А сейчас я побегу к деду с бабкой, а то они
меня наверно потеряли. До свидания, я к вам обязательно ещё приду.
Три медведя
Программное содержание:
1.
Продолжать развивать умение различать «много» и «один», строго
учитывать интервалы между предметами, сравнивая две группы и
у станавливая равенство групп.
2.
Упражнять в сравнениии предметов по длине, ширине, высоте.
Материал демонстрационный: игрушки три медведя, три кровати, три
стула, три ложки, три тарелки, три шарфика всё разной величины —
соответственно величины медведей, дом, стол, группы игрушек — грибы,
ягоды, корзина.
Материал раздаточный: карточки для приложения с кружками и по шесть
треугольников.
Ход занятия:
Звучит песня «Кукла с Мишкой», дети вместе с воспитателем в руках
которой кукла, входит в группу.
Дети, мы с куклой Машей пойдём гулять, собирать ягоды, грибы (они
расставлены в игровом уголке). Собирайте: сколько грибов собрал Саша?
Сколько ягод собрала Катя? Сколько грибов и ягод в Машиной корзине?
Много. Дети подходят к домику.
Ой, в лесу какой — то дом. Давайте зайдём в него, а то мы по лесуходили
и все устали. Садитесь на коврик и отдыхайте, а мы с Машей зайдём в
дом.
(воспитатель разворачивает дом с обстановкой из сказки «Три медведя»)
Здесь есть стол (показывает), стулья, на столе посуда, стоят кровати. Все
ли, дети, они одинаковые? Нет. Как вы думаете, в какую сказку мы
попали? А Маша не знает, давайте мы ей расскажем и вместе с ней всё
рассмотрим в домике. (при рассматривании выделяем величину всех
предметов и соотносим с мкедведями по величине) Какой величины этот
стул? Почкему? И т. д.
Дети, мне кажется, что скоро придут медведи и нам надо уходить.
Пойдёмте, проходите за столы и посмотрите, что нарисовано на ваших
карточках. Это тарелочки, а к ним есть ложки. Надо узнать поравну ли их?
Подкладывать их вы будетепод тарелочки, на нижнюю полоску, слева
направо, по одной, правой рукой, а мы с Машей посмотрим, как вы
умеетесравниватьи рассказывать об этом. ( Воспитатель ходит с куклой и
сравнивает. ? Какой рукой надо работать? Что можно сказать о тарелках и
ложках на карточках? Почему? Как только вижу, что все разложили,
хвалит от имени Маши и прошу всё убрать)
Вновь звучит музыка и входят три медведя с шарфиками разной длины и
ширины.
Здравствуйте! Куда это мы попали?
Дети отвечают.
Папа, мама, наверно, дети смогут нам помочь найти перепутанные
шарфики, спросил Мишутка.
Конечно мы поможем. Дети, что для этого нам надо сделать? Правильно,
положить все шарфики рядом и сравнить. Михаилу Потаповичу нужен....
верно самый широкий и самый длинный шарфик. А Мишутке? Самый
узкий и короткий.
Спасибо, дети! Вы нам помогли. За это мы угостим вас мёдом, а
Машеньку отведём домой. До свидания!
Три медведя
Программное содержание:
1.
Продолжать развивать умение различать «много» и «один», строго
учитывать интервал между ними, брать предметы правой рукой и
раскладывать их справа налево, пользоваться выражением «сколько
— столько», «поровну»
2.
Учить детей сравнивать предметы по высоте, длине, ширине.
Материал демонстрационный: кукла Машенька, игрушечные кроватки
разной величины и соответствующие шарфы.
Материал раздаточный: карточки с двумя полосками, кружки красного и
синего цвета, полоски разной величины.
Ход занятия:
1 часть
Дети, сейчас мы совершим путешествие в сказку «Три медведя». А
поведёт нас в эту сказку кукла Маша. Машенька попала в домик трёх
медведей. Она зашла в первую комнату и увидела там, что? - стол. Сколько
столов? - один. А что на столе? - тарелочки. Сколько тарелок? Какие они? -
две большие и одна маленькая. А что ещё увидела Маша? - стулья. Какого
стула нет? - маленького. Затем Машенька зашла в другую комнату. Там
стояло три кровати. В какой кровати спит Мишутка? (дети сравнивают,
прикладывая).
2 часть
А сейчас, Маша, ребята будут отсчитывать, сколько ложек, сколько
тарелок на верхней полке. Дети, какой рукой будем раскладывать? Правой,
а левой придерживать карточку.
Дети закрепляют последовательность раскладывания материала. (дети
раскладывают предметы, а Машенька помогает затрудняющимся. Дети
отвечают на вопросы, сколько ложек они положили?Как можно сказать,
сколько ложек они положили? - поровну.
3 часть
Под музыку входят три медведя. Один говорит: «Мы очень торопились к
вам в гости и перепутали шарфики. Помогите нам каждому найти свои
шарфики.» Медведи снимают с себя шарфики, дети сравнивают их по
длине и повязывают каждому свой.
Итог.
Ребята, сегодня Маше понравилось, как вы прикладывали предметы,
столько сколько на карточке. Медвежата очень благодарны вам, что вы
смогли им найти свои шарфики. За это они подарили вам корзиночку с
цветами.
Заюшкина избушка
Программное содержание:
1.
Упражнять в сравнении двух групп предметов, устанавливая
равенство и неравенство.
2.
Закрепить знания геометрических фигур.
3.
Развивать наблюдательность и сообразительность.
Материал демонстрационный: персонажи для театра (кукольный) лиса,
заяц, медведь, волк, собака, петух, дом. Таблицы: какая фигура лишняя?,
найди пару., чем отличаются картинки?
Материал раздаточный: карточки в виде пальто с 5 петлями, 6-кружков,
5-треугольников, 4-квадрата.
Ход занятия:Дети, сейчас мы пойдём с вами в лес. (звучит музыка)
Посмотрите, чья то избушка. (плачет заяц перед избушкой). Заяц, почему
ты плачешь? - меня лиса выгнола из дома. Дети, в какую сказку мы
попали? Правильно - «Заюшкина избушка». А кто хочет помочь зайчику.
Наверно, медведь (ставим медведя и повторяем сказочный диалог) А лиса
из избы: Вот узнаешь медведь какая здесь фигура лишняя и я уйду из
избы. Медведь говорит: Нет, не знаю — и уходит. Давайте мы, ребята,
выполним это задание лисы. (дети выполняют задание)
Приходит выручать зайца и волк. (повторяется диалог) А лиса на это:
«Узнаешь, чем отличаются картинки, тогда я уйду» Волк не может
определить и уходит. А мы, дети, можем узнать? Давайте попробуем. (на
таблице два гриба; у одного шляпка в горошек, а на другом листик на
шляпе, один растёт в траве, а другой на земле)
Прибегает собака (вновь диалог) Ребята, давайте сядем за столы. Лиса — я
уйду, если ты определишь, чего больше — квадратиков или треугольников
в тарелочке. Собака уходит. Придётся, дети, нам выполнять задание.
Достаньте из тарелочек квадраты и треугольники и сравните, чего больше,
чего меньше и скажите лисе.
Появляется петух.
Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечи, уходи лиса с
печи!
Одеваюсь, но мне надо пуговицы на пальто пришить, мне бы дети
помогли. - Дети, давайте «петли пришьём», столько пуговиц, сколько
петель.
(слова петуха)
Обуваюсь, не могу найти свою пару сапог. Дети, давайте поможем
лисе поскорее обуться.
(слова петуха)
Да, дети, пора лисе и освободить домик для зайца. Лиса уходит. И
стали заяц и петух плясать от радости и мы попляшем вместе с
ними, потому что дети помогли выгнать хитрую лису.
Танцы под музыку.
Теремок
Программное содержание:
1.
Продолжать развивать умение различать «много» и «один»
2.
Сравнивать две группы предметов и устанавливать равенство
3.
Упражнять в сравнениии предметов по длине
4.
Учить различать и обследовать круг и квадрат
Материал демонстрационный: теремок, пенёк, кукольные персонажи
сказки, деревья, грибочки, две разные по длине дорожки, карточки с двумя
полосками, бабочки, цветочки, геометрические фигуры — круг и квадрат.
Ход занятия:
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Мы с вами сегодня пойдём гулять по лесу. Ребята, обратите
внимание на домик (дети рассматриваю).
Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок,
Он ни низок, ни высок, ни высок....
Дети, в какую сказку мы попали? (ответы детей) правильно, теремок.
Воспитатель: Бежит мышка — нарушка: Кто кто в теремочке живёт? Стала
мышка жить в теремочке. Прискакала лягушка.
Лягушка : Кто кто в теремочке живёт?
я мышка нарушка, а ты кто?
Я лягушка квакушка, пусти меня к себе жить!
Выполни задание, тогда пущу.
Задание 1
Чего у нас в лесу много?, а чего один?
Лягушка: не знаю.
Воспитатель: А давайте поможем лягушке.
Мышка: Ну ладно, дети помогли, ступай ко мне жить
Появляется заяц (повторение диалога)
Задание 2
Сравнить две группы предметов (за столами)
Появляется лиса.(повторение диалога)
Задание 3
Узнай геометрическую фигуру.
Лиса: это круг и квадрат.
Мышка: а как ты узнала?
Лиса: не знаю
Воспитатель: Давайте поможем лисе. Мышка пускает её в домик.
Появляется волк (повторяется диалог)
Задание 4К теремку ведут две дорожки — длинная и короткая. Определи
какя из них длинне а какая короче?
Дети помогают волку определить
Появляется медведь (повторение диалога)
Звери: не садись, медведь, на наш теремок, а то развалишь его.
Медведь: ладно, ни сяду, только вы со мной поиграйте в игру: «У медведя
во бору»
Итог занятия подводит воспитатель