Автор: Носкова Лариса Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Санниковская основная общеобразовательная школа Ковровского района"
Населённый пункт: с. Санниково Ковровского района Владимирской области
Наименование материала: Конспект занятия в разновозрастной группе 6,8 классов
Тема: "Создание колорита эпохи, образа жизни героев в произведениях древней русской литературы."
Учитель Носкова Лариса Павловна
Разновозрастное занятие по литературе в 6 и 8 классах.
Тема: Создание колорита эпохи, образа жизни героев в произведениях
древней русской литературы.
Цели занятия:
Образовательные -
1 .Обобщить знания учащихся по изученным произведениям древней русской литературы.
2. Раскрыть значение создания колорита эпохи, в которой живут герои изученных
произведений (6 класс – баллады «Кубок», «Роланд-оруженосец»); 8 класс «Повесть
временных лет»).
3.Проверить усвоение теоретических знаний учащихся.
Развивающие -
1.
Формировать умения применять полученные знания при лингвистическом анализе
текста.
2.
Развивать коммуникативные и речевые способности учащихся,
монологическую и диалогическую речь
Воспитательные-
1 .Воспитывать стремление к осознанному чтению.
2.Формировать глубокие гуманистические чувства
человека
3.Воспитывать любовь к Родине, родному языку.
Оборудование: учебники с текстами, дидактический материал
(приложения)
Тип урока: Обобщение и закрепление знаний учащихся
Предварительная работа:
Для 6 класса: подготовка консультанта по статье учебника «Мир
вещей, интерьер в художественном произведении»
Для 8 класса: подготовка консультанта по статье учебника «История
на страницах художественных произведений».
Ход занятия:
№
п/п
Этапы урока
Время
в мин.
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
6 класс
8 класс
1
Оргмомент
1
Приветствие,
обсуждение
организации занятия,
правил работы в
группах.
Обсуждают правила работы в группе
(ОГ)
2.
Актуализация
знаний.
2
Обращение к теме
урока.
Работа со словами:
-колорит эпохи; -
образ жизни.
Объясняют значение слов,
советуются друг с другом. (ОГ)
3.
Целеполагание
(для каждого
класса)
2
Задает наводящие
вопросы
6 кл.
Формулируют
цель урока:
Какую роль
играют в
произведении
описания
интерьеров,
образа жизни?
8 класс
Каким образом
достигается
правдивость
исторических
произведений?
4.
Целеполагание
(общее)
1
Задает наводящие
вопросы
Необходимо ли создание колорита
эпохи в художественном
произведении исторического жанра?
1
5
Знакомство со
статьей
учебников
1
1 .Организует работу
в ОГ
2.Фронтальная
беседа по вопроса к
статье.
3 .Промежуточное
оценивание работы
учащимися в ОГ.
Консультант
рассказывает о
статье учебника
«Мир вещей,
интерьер в
художественном
произведении»
Консультант
рассказывает о
статье «История
на страницах
художественного
произведения»
6
Работа над
ключевыми
словами
исторического
жанра
5
Организует работу в
РВГ.
-Перед вами
ключевые слова,
определяющие
исторический жанр
произведения
(приложение№ 1),
выберите из них те,
которые
соответствуют
историческому
произведению,
поставьте их один за
Работают в РВГ. Приложение №1.
1 .Конкретное историческое лицо.
2 Реальное событие.
3 Историческая правда..
4 Колорит места и времени
5 Патриотические традиции народа
6 Своеобразные художественные
средства.
другим в порядке
значимости.
Организует
проверку: у доски
ребята крепят свой
ответ
разрезанными
словами.
2. Промежуточное
оценивание работы в
группах.
7.
Практическая
работа
5-8
1 .Организует работу
в ОГ
Проблемное задание:
найти в
произведениях,
изученных вами,
приметы
исторического
произведения.
2.
Проверка работы.
3.
Промежуточное
оценивание работы в
группах учащимися.
Работают в ОГ
6 класс ищет в
балладах
«Кубок»,
«Роланд-
оруженосец»,
отвечает один
представитель от
группы.
8 класс «Повесть
временных лет»,
отвечает один
представитель от
группы.
8
Повторение
теории
литературы
5
1.Организует работу
в РВГ:
-Что вы знаете о
метафоре, эпитете,
сравнении?
2 Промежуточное
оценивание.
Работают в РВГ. Консультанты 6
класса рассказывают о средствах
языка художественной литературы:
олицетворение, метафора, сравнение,
эпитет,гипербола, приводят примеры.
Работа с тестами -8 класс
(приложение №2)
9.
Практическая
работа.
5
1.
Организует работу
в ОГ
-Перед вами тексты с
пропусками одного
из средств
изображения.
Определите его вид,
вставьте в текст
нужные слова,
определите жанр
Работают с
текстом былины,
баллады,
(приложение №3)
Текст из
исторической
песни
(фольклорный
вариант),
стихотворения
исторического
содержания,
(приложение 4)
1
текста.
2.
Промежуточное
оценивание.
10.
Тестирование
5
1 .Организует работу
с тестами в ОГ.
2. Проверка тестов
по ключу.
Определяют
средства языка,
жанр по отрывку.
(Приложение №2)
11
Подведение
итогов
3
1 .Организует
подведение итогов в
ОГ:
-Какую роль играет в
художественном
произведении
создание колорита
эпохи, образа жизни
героев?
-. Оценивание ответа
по Закону 6П: полно,
правильно,
последовательно, с
примерами и т. д.
Обсуждают в ОГ, отвечают
12
Домашнее
задание
2
1. Объявляет
домашнее задание:
-В произведениях
древней русской
литературы найти
олицетворение,
метафору, сравнение,
эпитет, гиперболу.
2.Собирает
оценочные листы
Приложение №1
Колорит места и времени
Конкретное историческое лицо.
Реальное событие.
Своеобразные художественные средства
Историческая правда..
Патриотические традиции народа
Приложение №2
1 .Что такое летопись?
А) Исторические повествования, ведущиеся по годам.
Б) Легенды о далеком прошлом наших пращуров.
В) Выписка из документов, созданных князьями.
1
Тестирование по изученным произведениям русской
5
литературы, 8 класс
2.Древнерусская литература создавала:
A) Образы героев, живущих в далекое время.
Б)Идеальный образ героя.
B) Реальное правдивое историческое лицо.
3. Основной темой «Повести временных лет» было:
А) Битвы с врагами нашей родины.
Б) Рассказ о великих князьях.
В) Тема Родины.
4 .Колорит эпохи - это
А) Отпечаток особенностей эпохи, местности в художественном произведении
Б) Картина, написанная в соответствии с реальностью.
В) Изображение картин, связанных с историей.
5.Содержание исторических повестей проникнуто:
А) Любопытством к прошлому.
Б) Желанием рассказать о событиях прошлого.
В)Любовью к Родине и тревогой за ее судьбу.
Приложение № 3
1)
Поймали_______________молодца
Завязали руки _________________________
Повезли во
Москву
И на ________Красной площади
Отрубили ________ голову.
2)
Высокий дуб
развесистый
Один у всех в
глазах, Один,
один,
бедняжечка,
Как ______________
на часах.
Приложение № 4
Вечерний звон,
вечерний звон,
Как много дум наводит он!
О юных днях в краю ______ ,
Где я любил, где ______ дом,
1
Ф.И.
№ п/п
Этапы работы
Самооценка
Оценка группы
Итог
1
Рассказ консультанта
2.
Работа со словами
3
Рассказ о средствах языка в
художественном
произведении
4.
Работа с
деформированными
текстами -восстановление,
определение жанра текста
5
Работа с изученными
текстами
6
Тестирование.
1
ЛиЛист самооценки