Напоминание

"Формирование нравственно – патриотических понятий у младших школьников в учебно – познавательном процессе"

Авторы: Мануилова Лидия Дмитриевна, Горбаткина Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов, кандидат педагогических наук, доцент
Учебное заведение: МГПУ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Формирование нравственно – патриотических понятий у младших школьников в учебно – познавательном процессе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование нравственно – патриотических понятий у младших

школьников в учебно – познавательном процессе

Исторический

идеал

отечественного

патриотического

воспитания

свидетельствует, что его целью было и есть обретение человеком опыта

служения

Отечеству.

Его

динамика

направлена

на

реализацию

задач

преобразования человека, что опосредуется в сферах воспитания целостной

личности,

формирования

гражданственности,

развития

способности

и

готовности

к

самосовершенствованию

в

мотивационно

потребностной

сфере служения Отечеству, социализации, инкультурации и персонификации

человека в социальном пространстве его жизнедеятельности.

Патриотизм как миссия служения Отечеству формируется в процессе

обучения,

воспитания

и

социализации

молодежи,

подготовке

к

созидательному труду, служению своей Родине. В соответствии с личными,

коллективными

и

государственными

интересами

следует

формулировать

четыре педагогические цели патриотически ориентированного образования:

личная,

гуманистическая

создание

условий

для

углубления

и

расширения образования, позволяющих молодому человеку обрести мотивы

и

опыт

служения

Отечеству

в

соответствии

с

его

интересами

и

способностями;

социально

психологическая

воспитание

социально

активной

личности,

с

развитой

мотивацией,

стремлением

к

созиданию

и

воспроизводству социальных отношений в пространстве жизнедеятельности;

социетальная

воспитание

социально

адаптивной

и

социально

мобильной

личности

(уровень

социальной

адаптации

отражает

характер

взаимодействия человека с современным обществом во всем многообразии

его противоречий; социальная мобильность предполагает изменение формы

взаимодействия человека с окружающими людьми);

государственная

удовлетворение

потребности

российского

государства в специалистах, мотивированных идеей служения Отечеству и

соответствующих

требованиям

социального,

научно

технического

и

гуманитарного прогресса, обладающих развитым чувством патриотизма.

Целевыми параметрами образовательно – воспитательного процесса

является

воспитание

у

подрастающего

поколения

сознания,

чувств,

ценностей и идеалов, регулятивов поведения и отношений, общей культуры

человека, соответствующей облику личности, готовой к служению Отечеству

и своим близким.

В

формировании

патриотизма

у

младших

школьников

важная

роль

принадлежит

начальной

школе.

Именно

впервые

школьные

годы

под

влиянием

учителя

в

сознание

ученика

входят

священные

для

каждого

россиянина понятия, определяющие духовную жизнь человека.

Развитие

общества,

его

благополучие

и

процветание,

духовная

и

нравственная культура во многом зависят от цели и содержания воспитания.

Школа осуществляла и будет осуществлять во все времена воспитательную

работу

и

патриотическое

воспитание

школьников.

Меняются

цели,

содержание, методы воспитания патриотизма и нравственности, но сам этот

процесс

всегда

присутствовал

в

деятельности

учебно

воспитательных

учреждений, и это вполне закономерно, так как именно в школе ребенок

проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная

воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность

реализации

социальных

функций

учащихся.

Ведь

все

это,

является

важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения

задач, стоящих перед государством.

В

учреждениях

общего

среднего

образования

нравственно

патриотическое

воспитание

является

одним

из

важнейших

направлений

формирования качеств личности. В процессе формирования нравственно –

патриотических

понятий

у

младших

школьников

главную

роль

играет

формирование понятия о своей малой Родине (город, улица, дом), семье,

своей родословной, а так же формируют представления учащихся о культуре

общения. Важным критерием эффективности нравственно – патриотического

воспитания,

является

личностный

рост

каждого

ребенка

и

позитивное

отношение его к миру.

Формирование

нравственно

патриотических

понятий

у

младших

школьников

должны

осуществляться

как

в

учебном

процессе,

так

и

во

внеурочной

и

внеклассной

деятельности,

поскольку

этот

процесс

предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и

включение детей в разнообразные виды деятельности, так как в школьные

годы раскрывается содержание нравственности и патриотизма как чувства

любви к родине, заботы об ее интересах.

Важно воспитывать у младших школьников уважение к историческому

прошлому

своего

народа,

бережное

отношение

к

народной

памяти,

к

традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатил национальную и

общечеловеческую культуру.

И все же, как же сформировать нравственно – патриотические понятия?

Например на уроках окружающего мира. В процессе обучения используются

разнообразные

средства

и

методы

актуализации

исторической

памяти,

объектов патриотической гордости. Формируется уважительное отношение к

символам

суверенности

народа

и

государства

государственному

флагу,

гербу гимну и т.д.

Как правило, учителю (начальных классов) следует разработать план

патриотического воспитания, как правило, на весь учебный год. Что же

может

входить

в

данный

план?

Например:

экскурсии

по

родному

краю,

выпуски

стенгазеты,

встречи

с

деятелями

искусства

и

культуры,

тематические вечера (часы), посещения выставок, написания сочинений.

Чаще

всего,

на

уроках

окружающего

мира,

учитель

прививает

учащимся

уважение

к

государственной

символике,

героическому

и

историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку,

красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. Так же

на уроках так же можно использовать разнообразные формы: организация

походов и экскурсий, встречи с ветеранами войны и труда и т.д.

Можно проводить урок необычный на первый взгляд «Родная сторона».

Уроку

всегда

предшествует

прогулка

по

улицам,

где

есть

старинные

постройки. Ученики с удивлением откроют для себя красоту домов и улиц.

После, можно поработать над созданием образа улицы, сделать из бумаги дом

или нарисовать его – это надолго останется в детской памяти.

Формируя понятия, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с

интересом будут изучать весь материал, связанный с культурой, особенно

когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается к тому

же их культурный уровень, возникает потребность получать новые знания о

Родине, о народных традициях и ценностях, о истории. Все это очень важно

для формирования патриотов и достойных граждан своего Отечества.