Авторы: Мануилова Лидия Дмитриевна, Горбаткина Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов, кандидат педагогических наук, доцент
Учебное заведение: МГПУ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Формирование нравственно – патриотических понятий у младших школьников в учебно – познавательном процессе"
Формирование нравственно – патриотических понятий у младших
школьников в учебно – познавательном процессе
Исторический
идеал
отечественного
патриотического
воспитания
свидетельствует, что его целью было и есть обретение человеком опыта
служения
Отечеству.
Его
динамика
направлена
на
реализацию
задач
преобразования человека, что опосредуется в сферах воспитания целостной
личности,
формирования
гражданственности,
развития
способности
и
готовности
к
самосовершенствованию
в
мотивационно
–
потребностной
сфере служения Отечеству, социализации, инкультурации и персонификации
человека в социальном пространстве его жизнедеятельности.
Патриотизм как миссия служения Отечеству формируется в процессе
обучения,
воспитания
и
социализации
молодежи,
подготовке
к
созидательному труду, служению своей Родине. В соответствии с личными,
коллективными
и
государственными
интересами
следует
формулировать
четыре педагогические цели патриотически ориентированного образования:
личная,
гуманистическая
–
создание
условий
для
углубления
и
расширения образования, позволяющих молодому человеку обрести мотивы
и
опыт
служения
Отечеству
в
соответствии
с
его
интересами
и
способностями;
социально
–
психологическая
–
воспитание
социально
активной
личности,
с
развитой
мотивацией,
стремлением
к
созиданию
и
воспроизводству социальных отношений в пространстве жизнедеятельности;
социетальная
–
воспитание
социально
адаптивной
и
социально
мобильной
личности
(уровень
социальной
адаптации
отражает
характер
взаимодействия человека с современным обществом во всем многообразии
его противоречий; социальная мобильность предполагает изменение формы
взаимодействия человека с окружающими людьми);
государственная
–
удовлетворение
потребности
российского
государства в специалистах, мотивированных идеей служения Отечеству и
соответствующих
требованиям
социального,
научно
–
технического
и
гуманитарного прогресса, обладающих развитым чувством патриотизма.
Целевыми параметрами образовательно – воспитательного процесса
является
воспитание
у
подрастающего
поколения
сознания,
чувств,
ценностей и идеалов, регулятивов поведения и отношений, общей культуры
человека, соответствующей облику личности, готовой к служению Отечеству
и своим близким.
В
формировании
патриотизма
у
младших
школьников
важная
роль
принадлежит
начальной
школе.
Именно
впервые
школьные
годы
под
влиянием
учителя
в
сознание
ученика
входят
священные
для
каждого
россиянина понятия, определяющие духовную жизнь человека.
Развитие
общества,
его
благополучие
и
процветание,
духовная
и
нравственная культура во многом зависят от цели и содержания воспитания.
Школа осуществляла и будет осуществлять во все времена воспитательную
работу
и
патриотическое
воспитание
школьников.
Меняются
цели,
содержание, методы воспитания патриотизма и нравственности, но сам этот
процесс
всегда
присутствовал
в
деятельности
учебно
–
воспитательных
учреждений, и это вполне закономерно, так как именно в школе ребенок
проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная
воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность
реализации
социальных
функций
учащихся.
Ведь
все
это,
является
важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения
задач, стоящих перед государством.
В
учреждениях
общего
среднего
образования
нравственно
–
патриотическое
воспитание
является
одним
из
важнейших
направлений
формирования качеств личности. В процессе формирования нравственно –
патриотических
понятий
у
младших
школьников
главную
роль
играет
формирование понятия о своей малой Родине (город, улица, дом), семье,
своей родословной, а так же формируют представления учащихся о культуре
общения. Важным критерием эффективности нравственно – патриотического
воспитания,
является
личностный
рост
каждого
ребенка
и
позитивное
отношение его к миру.
Формирование
нравственно
–
патриотических
понятий
у
младших
школьников
должны
осуществляться
как
в
учебном
процессе,
так
и
во
внеурочной
и
внеклассной
деятельности,
поскольку
этот
процесс
предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и
включение детей в разнообразные виды деятельности, так как в школьные
годы раскрывается содержание нравственности и патриотизма как чувства
любви к родине, заботы об ее интересах.
Важно воспитывать у младших школьников уважение к историческому
прошлому
своего
народа,
бережное
отношение
к
народной
памяти,
к
традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатил национальную и
общечеловеческую культуру.
И все же, как же сформировать нравственно – патриотические понятия?
Например на уроках окружающего мира. В процессе обучения используются
разнообразные
средства
и
методы
актуализации
исторической
памяти,
объектов патриотической гордости. Формируется уважительное отношение к
символам
суверенности
народа
и
государства
–
государственному
флагу,
гербу гимну и т.д.
Как правило, учителю (начальных классов) следует разработать план
патриотического воспитания, как правило, на весь учебный год. Что же
может
входить
в
данный
план?
Например:
экскурсии
по
родному
краю,
выпуски
стенгазеты,
встречи
с
деятелями
искусства
и
культуры,
тематические вечера (часы), посещения выставок, написания сочинений.
Чаще
всего,
на
уроках
окружающего
мира,
учитель
прививает
учащимся
уважение
к
государственной
символике,
героическому
и
историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку,
красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. Так же
на уроках так же можно использовать разнообразные формы: организация
походов и экскурсий, встречи с ветеранами войны и труда и т.д.
Можно проводить урок необычный на первый взгляд «Родная сторона».
Уроку
всегда
предшествует
прогулка
по
улицам,
где
есть
старинные
постройки. Ученики с удивлением откроют для себя красоту домов и улиц.
После, можно поработать над созданием образа улицы, сделать из бумаги дом
или нарисовать его – это надолго останется в детской памяти.
Формируя понятия, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с
интересом будут изучать весь материал, связанный с культурой, особенно
когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается к тому
же их культурный уровень, возникает потребность получать новые знания о
Родине, о народных традициях и ценностях, о истории. Все это очень важно
для формирования патриотов и достойных граждан своего Отечества.