Автор: Гайнуллина Ильсеяр Рашитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, Детский сад №116 комбинированного вида "Липки" Приволжского района г.Казани Республики Татарстан.
Населённый пункт: Город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста через культуру и традиции татарского народа"
«Формирование нравственно-патриотических чувств детей
дошкольного возраста через культуру и традиции татарского народа»
В настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа
является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в
современных условиях глобализации и всеобщей культурной ассимиляции
она приобретает особое значение. Современные исследователи в качестве
основополагающего
фактора
интеграции
социальных
и
педагогических
условий
в
патриотическом
и
нравственном
воспитании
дошкольников
рассматривают
национально
–
региональный
компонент
[1].
Так,
в
соответствии
с
Федеральным
Государственным
Образовательным
Стандартом
программа
духовно
–
нравственного
развития
должна
предусматривать
приобщение
детей
к
культурным
ценностям
своей
этнической
или
социокультурной
группы
-
к
социокультурным
нормам,
традициям семьи, общества и государства [2]. При этом акцент делается на
воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство
детей
с
родным
краем:
с
историко-культурными,
национальными, географическими, природными особенностями формирует у
них
такие
черты
характера,
которые
помогут
им
стать
патриотами
и
достойными гражданами своей Родины. Ведь именно яркие впечатления о
родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко
остаются в сердце человека на всю жизнь [3].
Проживая
в
Республике
Татарстан,
среди
представителей
более
100
народностей, мы и наши дети, к сожалению, знаем не все традиции и обычаи
своего народа. В ходе реализации данного проекта дети получают знания о
традициях,
о
различных
вариациях
татарского
национального
костюма,
знакомятся
с
историей
Татарстана,
символикой,
местных
достопримечательностях, узнают имена тех, кто прославил Татарстан. Всё
это мотивирует их проявлять больший интерес к национальной культуре.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы
из
его
стен
вышли
воспитанники не
только
с багажом
знаний,
умений,
навыков, но дети самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве
основы своей жизненной позиции.
Дошкольный
возраст
является
решающим
для
формирования
всех
нравственных качеств, в том числе и толерантности. В условиях воспитания
современной
семьи
вырастает
новое
поколение
детей,
не
умеющих
выстраивать отношения как со сверстниками, так и со старшим поколением.
Поэтому важно объединение усилий семьи, детского сада [4].
Одним из важных составляющих формирования основ толерантности
у дошкольников
является
взаимодействие
педагогов
и родителей
детей.
Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка
трудно
переоценить.
Родители
являются
первыми
и основными
воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка,
как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов
в решении
этой
проблемы.
Атмосфера
отношений
в семье,
стиль
взаимодействия
между
родителями,
между
родственниками,
детьми
существенно влияет на формирование толерантности
у ребенка. В основе
взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия
и уважения,
взаимной
поддержки
и помощи,
терпения
и терпимости
по
отношению друг к другу [5].
Работа
воспитателей
с семьями
дошкольников
по
воспитанию
толерантности
у детей
должна проводиться с учетом особенностей семьи
и семейных взаимоотношений и строиться в двух направлениях:
1. Работа педагога с родителями.
2. Работа родителей с детьми.
Работа педагога с родителями подразумевает:
1. Оформление информационных стендов по данной проблеме;
2. Выпуск памяток, буклетов;
3. Разработка методических рекомендаций, консультаций;
4. Проведение родительских собраний;
5. Экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;
6. Организация фотовыставок;
7. Недели культуры различных народов.
Работа
с родителями
и детьми
подразумевает
вовлечение
родителей
в воспитательно-образовательный
процесс.
Для
этого
организуются
различные мероприятия:
1. В
гости
к детям
в группу
можно
пригласить
родителей —
представителей различных национальностей;
2. Совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов для игр-
драматизаций или театрализованных игр;
3. Сшить национальный костюм для куклы;
4. Организовать семейное чтение сказок разных народов;
5. Фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др.;
6. Конкурс семейной национальной песни, сказки, танца, дегустация
блюд национальной кухни;
7.
Родительские
уроки —
обучение
детей
рисованию,
вышиванию,
выжиганию национальных орнаментов, изготовлению национальных кукол
и др.;
8. Национальные игры бабушек и дедушек.
Так, я предлагаю детям и родителям принимать участие в конкурсах
различного уровня. Например, в прошлом году мы участвовали в Конкурсе
стихов и песен по произведениям М.Джалиля, где заняли первое место. Дети
с удовольствием участвовали в конкурсе на лучший рисунок по мотивам
татарских народных сказок. Родители активно помогают ребятам. Ярким
примером может служить то, что в конкурсе татарских национальных блюд
они выступили в роли жюри, которое смогло по достоинству оценить каждое
блюдо. Однако никто не остался тогда без подарка - конкурс был завершён
дружным чаепитием с уже всеобщей дегустацией шедевров татарской
кулинарии.
Я стараюсь подавать собственный положительный пример своим
воспитанникам, активно участвуя в конкурсах. Например, приняла участие в
районном конкурсе театральных постановок среди педагогических
коллективов ДОУ Вахитовского и Приволжского районов. В рамках
конкурса нами был поставлен спектакль о жизни Габдуллы Тукая, где я
исполнила роль мамы поэта. Режиссером-постановщиком была наша
заведующая Зиганшина Л.И. На этом районном этапе конкурса мы заняли
почётное I место, а на городском же уровне были удостоены номинации "За
лучшее воплощение образа Габдуллы Тукая".
Подробную работу по воспитанию любви и привязанности к родному дому,
краю, гордости и уважения к своей национальной культуре считаю
необходимой для формирования личности детей и провожу ее
систематически.
Библиографический список
1.
Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в
детском саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.
2.
Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в
детском саду «Детство». - С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.
3.
Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-
туристской деятельности: Пособие для реализации государственной
программы «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2001–2005 годы» / Под ред. А.А.Остапца,
Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой. - М.: АРКТИ, 2004.
4.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.
Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008.
5.
Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и
учителей / Авторы — составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина,
Сведения об авторе
Гайнуллина Ильсеяр Рашитовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение, Детский сад №116
комбинированного вида «Липки» Приволжского района г.Казани Республики
Татарстан.