Напоминание

"Формирование нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста через культуру и традиции татарского народа"

Автор: Гайнуллина Ильсеяр Рашитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, Детский сад №116 комбинированного вида "Липки" Приволжского района г.Казани Республики Татарстан.
Населённый пункт: Город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста через культуру и традиции татарского народа"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Формирование нравственно-патриотических чувств детей

дошкольного возраста через культуру и традиции татарского народа»

В настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа

является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в

современных условиях глобализации и всеобщей культурной ассимиляции

она приобретает особое значение. Современные исследователи в качестве

основополагающего

фактора

интеграции

социальных

и

педагогических

условий

в

патриотическом

и

нравственном

воспитании

дошкольников

рассматривают

национально

региональный

компонент

[1].

Так,

в

соответствии

с

Федеральным

Государственным

Образовательным

Стандартом

программа

духовно

нравственного

развития

должна

предусматривать

приобщение

детей

к

культурным

ценностям

своей

этнической

или

социокультурной

группы

-

к

социокультурным

нормам,

традициям семьи, общества и государства [2]. При этом акцент делается на

воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство

детей

с

родным

краем:

с

историко-культурными,

национальными, географическими, природными особенностями формирует у

них

такие

черты

характера,

которые

помогут

им

стать

патриотами

и

достойными гражданами своей Родины. Ведь именно яркие впечатления о

родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко

остаются в сердце человека на всю жизнь [3].

Проживая

в

Республике

Татарстан,

среди

представителей

более

100

народностей, мы и наши дети, к сожалению, знаем не все традиции и обычаи

своего народа. В ходе реализации данного проекта дети получают знания о

традициях,

о

различных

вариациях

татарского

национального

костюма,

знакомятся

с

историей

Татарстана,

символикой,

местных

достопримечательностях, узнают имена тех, кто прославил Татарстан. Всё

это мотивирует их проявлять больший интерес к национальной культуре.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы

из

его

стен

вышли

воспитанники не

только

с багажом

знаний,

умений,

навыков, но дети самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве

основы своей жизненной позиции.

Дошкольный

возраст

является

решающим

для

формирования

всех

нравственных качеств, в том числе и толерантности. В условиях воспитания

современной

семьи

вырастает

новое

поколение

детей,

не

умеющих

выстраивать отношения как со сверстниками, так и со старшим поколением.

Поэтому важно объединение усилий семьи, детского сада [4].

Одним из важных составляющих формирования основ толерантности

у дошкольников

является

взаимодействие

педагогов

и родителей

детей.

Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка

трудно

переоценить.

Родители

являются

первыми

и основными

воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка,

как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов

в решении

этой

проблемы.

Атмосфера

отношений

в семье,

стиль

взаимодействия

между

родителями,

между

родственниками,

детьми

существенно влияет на формирование толерантности

у ребенка. В основе

взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия

и уважения,

взаимной

поддержки

и помощи,

терпения

и терпимости

по

отношению друг к другу [5].

Работа

воспитателей

с семьями

дошкольников

по

воспитанию

толерантности

у детей

должна проводиться с учетом особенностей семьи

и семейных взаимоотношений и строиться в двух направлениях:

1. Работа педагога с родителями.

2. Работа родителей с детьми.

Работа педагога с родителями подразумевает:

1. Оформление информационных стендов по данной проблеме;

2. Выпуск памяток, буклетов;

3. Разработка методических рекомендаций, консультаций;

4. Проведение родительских собраний;

5. Экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;

6. Организация фотовыставок;

7. Недели культуры различных народов.

Работа

с родителями

и детьми

подразумевает

вовлечение

родителей

в воспитательно-образовательный

процесс.

Для

этого

организуются

различные мероприятия:

1. В

гости

к детям

в группу

можно

пригласить

родителей —

представителей различных национальностей;

2. Совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов для игр-

драматизаций или театрализованных игр;

3. Сшить национальный костюм для куклы;

4. Организовать семейное чтение сказок разных народов;

5. Фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др.;

6. Конкурс семейной национальной песни, сказки, танца, дегустация

блюд национальной кухни;

7.

Родительские

уроки —

обучение

детей

рисованию,

вышиванию,

выжиганию национальных орнаментов, изготовлению национальных кукол

и др.;

8. Национальные игры бабушек и дедушек.

Так, я предлагаю детям и родителям принимать участие в конкурсах

различного уровня. Например, в прошлом году мы участвовали в Конкурсе

стихов и песен по произведениям М.Джалиля, где заняли первое место. Дети

с удовольствием участвовали в конкурсе на лучший рисунок по мотивам

татарских народных сказок. Родители активно помогают ребятам. Ярким

примером может служить то, что в конкурсе татарских национальных блюд

они выступили в роли жюри, которое смогло по достоинству оценить каждое

блюдо. Однако никто не остался тогда без подарка - конкурс был завершён

дружным чаепитием с уже всеобщей дегустацией шедевров татарской

кулинарии.

Я стараюсь подавать собственный положительный пример своим

воспитанникам, активно участвуя в конкурсах. Например, приняла участие в

районном конкурсе театральных постановок среди педагогических

коллективов ДОУ Вахитовского и Приволжского районов. В рамках

конкурса нами был поставлен спектакль о жизни Габдуллы Тукая, где я

исполнила роль мамы поэта. Режиссером-постановщиком была наша

заведующая Зиганшина Л.И. На этом районном этапе конкурса мы заняли

почётное I место, а на городском же уровне были удостоены номинации "За

лучшее воплощение образа Габдуллы Тукая".

Подробную работу по воспитанию любви и привязанности к родному дому,

краю, гордости и уважения к своей национальной культуре считаю

необходимой для формирования личности детей и провожу ее

систематически.

Библиографический список

1.

Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в

детском саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.

2.

Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в

детском саду «Детство». - С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.

3.

Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-

туристской деятельности: Пособие для реализации государственной

программы «Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации на 2001–2005 годы» / Под ред. А.А.Остапца,

Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой. - М.: АРКТИ, 2004.

4.

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.

Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008.

5.

Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и

учителей / Авторы — составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина,

Сведения об авторе

Гайнуллина Ильсеяр Рашитовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение, Детский сад №116

комбинированного вида «Липки» Приволжского района г.Казани Республики

Татарстан.