Автор: Квеквескири Мадонна Нуриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №172 "Ракдуга"
Населённый пункт: г. Икутск.
Наименование материала: Статья
Тема: Формы и методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с экосистемой "луг"
Формы и методы ознакомления детей старшего дошкольного
возраста с экосистемой «луг»
Квеквескири М. Н.
воспитатель, МБДОУ города Иркутска детский сад №172 «Радуга».
У
старших
дошкольников
есть
необходимые
психологические
предпосылки усвоить информацию об уникальном растительном и животном
мире
луга
с
некоторыми
существенными
зависимостями.
К
старшему
дошкольному
возрасту
дети
уже
накопили
объем
знаний
и
способны
логически
рассуждать
о
живой
и
неживой
природе,
классифицировать
растительный и животный мир на основе освоения региональных программ,
реализуемых в ДОО г. Иркутска и области.
Психологические исследования Н.Н. Поддьякова и др. свидетельствуют
о
том,
что
умственное
развитие
старших
дошкольников
–
это
сложное
взаимодействие различных форм мышления. Наглядно-образное мышление
позволяет ребенку оперировать не конкретными предметами, а их образами,
представлениями. Важным условием формирования этого вида мышления
является способность различать план реальных объектов и план моделей,
отражающих
эти
объекты.
Логическое
мышление
складывается
к
концу
дошкольного
возраста.
Ребенок
оперирует
достаточно
абстрактными
категориями
и
устанавливает
отношения,
которые
не
представлены
в
наглядной или модельной форме [5, с.32].
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с экосистемой
«луг»
рекомендуется
осуществлять
не
только
в
организованных
формах
обучения
(партнерской
образовательной
деятельности
–
развивающих
интегрированных занятиях), а также через организацию работы с детьми вне
образовательной
деятельности,
в
совместной
и
самостоятельной
деятельности. Ведущее место здесь должно принадлежать активным формам
познавательной
деятельности,
исследованию
природного
мира,
а
также
грамотно организованной развивающей предметно-пространственной среде,
где дети могут заниматься самостоятельно, по собственной инициативе.
Организация образовательного процесса предусматривает:
•
наблюдения
(распознающее
за
одним
объектом,
сравнительное,
с
использованием
раздаточного
материала,
наблюдение
за
изменением
и
развитием)
•
игровая
деятельность
(развивающие
игры:
настольно-печатные,
дидактические,
словесные;
театрализованные
и
режиссерские
игры)
экологического содержания;
• целевые прогулки в природу, экскурсии;
• исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и
опыты с предметами и материалами);
• прогулки в природу в разные сезоны;
•
составление
рассказов
о
луге
(по
аналогии,
описательных,
сравнительных, из опыта), описательных загадок;
• беседы (этические, обобщающие, с использованием моделей);
• разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам;
• рассказ воспитателя, чтение художественной литературы;
•
творческие
задания
экологической
тематики,
предполагающие
организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей
(изобразительной,
музыкально-исполнительской,
театрально-игровой,
двигательной, речевой);
• развлечения;
•
рассматривание
дидактических
картинок,
иллюстраций
о
луге,
отношении к ним;
• проектирование решения проблемы;
• познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-
иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного
слова, развивающих игр упражнений, заданий);
• чтение, прослушивание сказок;
• сбор коллекций камней и др.
Использование
педагогом
разнообразных
организационных
форм
предполагает
реализацию
методов,
максимально
активизирующих
мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей; на
создании
условий
для
реализации
универсальных
возможностей
детей
в
овладении креативным потенциалом, на культивировании в ребенке субъекта
учения; на конструировании диалогово-дискуссионной формы организации
совместной деятельности взрослых и детей.
Исходя
из
всего
вышесказанного,
мы
считаем,
что
оптимальным
условием
развития
ребенка
является
социально-педагогическая
культура
педагога,
раскрывающаяся
в
такой
категории,
как
«взаимодействие».
Сущностно-содержательные
характеристики
этого
процесса
фиксируют
степень
личностной
включенности
педагога
в
образовательный
процесс,
ведущей
к
осознанной
заинтересованности
в
ребенке
как
самоценности.
Именно от системы отношений «ребенок-взрослый» зависят направленность
и
смысловое
содержание
всего
педагогически
организованного
деятельностного комплекса.