Напоминание

Формы и методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с экосистемой "луг"

Автор: Квеквескири Мадонна Нуриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №172 "Ракдуга"
Населённый пункт: г. Икутск.
Наименование материала: Статья
Тема: Формы и методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с экосистемой "луг"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формы и методы ознакомления детей старшего дошкольного

возраста с экосистемой «луг»

Квеквескири М. Н.

воспитатель, МБДОУ города Иркутска детский сад №172 «Радуга».

У

старших

дошкольников

есть

необходимые

психологические

предпосылки усвоить информацию об уникальном растительном и животном

мире

луга

с

некоторыми

существенными

зависимостями.

К

старшему

дошкольному

возрасту

дети

уже

накопили

объем

знаний

и

способны

логически

рассуждать

о

живой

и

неживой

природе,

классифицировать

растительный и животный мир на основе освоения региональных программ,

реализуемых в ДОО г. Иркутска и области.

Психологические исследования Н.Н. Поддьякова и др. свидетельствуют

о

том,

что

умственное

развитие

старших

дошкольников

это

сложное

взаимодействие различных форм мышления. Наглядно-образное мышление

позволяет ребенку оперировать не конкретными предметами, а их образами,

представлениями. Важным условием формирования этого вида мышления

является способность различать план реальных объектов и план моделей,

отражающих

эти

объекты.

Логическое

мышление

складывается

к

концу

дошкольного

возраста.

Ребенок

оперирует

достаточно

абстрактными

категориями

и

устанавливает

отношения,

которые

не

представлены

в

наглядной или модельной форме [5, с.32].

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с экосистемой

«луг»

рекомендуется

осуществлять

не

только

в

организованных

формах

обучения

(партнерской

образовательной

деятельности

развивающих

интегрированных занятиях), а также через организацию работы с детьми вне

образовательной

деятельности,

в

совместной

и

самостоятельной

деятельности. Ведущее место здесь должно принадлежать активным формам

познавательной

деятельности,

исследованию

природного

мира,

а

также

грамотно организованной развивающей предметно-пространственной среде,

где дети могут заниматься самостоятельно, по собственной инициативе.

Организация образовательного процесса предусматривает:

наблюдения

(распознающее

за

одним

объектом,

сравнительное,

с

использованием

раздаточного

материала,

наблюдение

за

изменением

и

развитием)

игровая

деятельность

(развивающие

игры:

настольно-печатные,

дидактические,

словесные;

театрализованные

и

режиссерские

игры)

экологического содержания;

• целевые прогулки в природу, экскурсии;

• исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и

опыты с предметами и материалами);

• прогулки в природу в разные сезоны;

составление

рассказов

о

луге

(по

аналогии,

описательных,

сравнительных, из опыта), описательных загадок;

• беседы (этические, обобщающие, с использованием моделей);

• разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам;

• рассказ воспитателя, чтение художественной литературы;

творческие

задания

экологической

тематики,

предполагающие

организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей

(изобразительной,

музыкально-исполнительской,

театрально-игровой,

двигательной, речевой);

• развлечения;

рассматривание

дидактических

картинок,

иллюстраций

о

луге,

отношении к ним;

• проектирование решения проблемы;

• познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-

иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного

слова, развивающих игр упражнений, заданий);

• чтение, прослушивание сказок;

• сбор коллекций камней и др.

Использование

педагогом

разнообразных

организационных

форм

предполагает

реализацию

методов,

максимально

активизирующих

мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей; на

создании

условий

для

реализации

универсальных

возможностей

детей

в

овладении креативным потенциалом, на культивировании в ребенке субъекта

учения; на конструировании диалогово-дискуссионной формы организации

совместной деятельности взрослых и детей.

Исходя

из

всего

вышесказанного,

мы

считаем,

что

оптимальным

условием

развития

ребенка

является

социально-педагогическая

культура

педагога,

раскрывающаяся

в

такой

категории,

как

«взаимодействие».

Сущностно-содержательные

характеристики

этого

процесса

фиксируют

степень

личностной

включенности

педагога

в

образовательный

процесс,

ведущей

к

осознанной

заинтересованности

в

ребенке

как

самоценности.

Именно от системы отношений «ребенок-взрослый» зависят направленность

и

смысловое

содержание

всего

педагогически

организованного

деятельностного комплекса.