Авторы: Валеева Гульнара Ринатовна, Самигуллина Лилия Димовна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4 г.Дюртюли
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение мотивации к учебной деятельности через использование активных методов обучения"
Тема:
«Повышение
мотивации
к
учебной
деятельности
через
использование активных методов обучения»
Цель: познакомить с теоретическими основами, классификацией,
видами и значением активных методов обучения в образовательном процессе.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Работая в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются
успешно
только
10%
учащихся.
Почему? Процентное
соотношение
уровня запоминания учащимися учебного материала в зависимости от вида
деятельности. Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить
и понять, то, что они слушают и читают. И только, когда мы говорим и
участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
Современный урок – это эффективное управление классом в процессе
урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный
процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на
протяжении всего урока и гарантированное достижение целей урока.
Для
этого
необходимо
использование
на
практике
новых
педагогических
технологий,
эффективные
формы
организации
образовательного процесса и активные методы обучения. Так что же это
такое «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»?
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы;
2. Интерактивные методы.
3. Активные методы;
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в
которой учитель является основным действующим лицом и управляющим
ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь
учителя
с
учащимися
на
пассивных
уроках
осуществляется
посредством
опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения
современных
педагогических
технологий
и
эффективности
усвоения
учащимися
учебного
материала
пассивный
метод
считается
самым
неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это
относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность
преподнести
сравнительно
большее
количество
учебного
материала
в
ограниченных временных рамках урока. Лекция - самый распространенный
вид пассивного урока.
Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» -
действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы,
диалога
с
кем-либо.
Другими
словами,
в
отличие
от
активных
методов,
интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников
не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности
учащихся в процессе обучения.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при
которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и
учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в
пассивном уроке основным действующим лицом урока был учитель, то здесь
учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы
предполагали
авторитарный
стиль
взаимодействия,
то
активные
больше
предполагают
демократический
стиль.
Многие
между
активными
и
интерактивными
методами
ставят
знак
равенства,
однако,
несмотря
на
общность,
они
имеют
различия.
Интерактивные
методы
можно
рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Термин «активные методы обучения» появился в литературе в начале
60-х годов ХХ века. Родоначальники идей активизации: чешский педагог-
гуманист Ян Амос Коменский, французский философ, писатель и мыслитель
Жан-Жак Руссо, швейцарский педагог Иоган Генрих Песталоцци, русский
педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России Константи́
н
Дми́
триевич
Уши́
нский и др. Из числа отечественных психологов к идее
активности в разное время обращались Лев Семёнович Выготский, Алексей
Николаевич Леонтьев, Сергей Леонидович Рубинштейн и другие.
Появление
методов
активного
обучения
связано
со
стремлением
преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся,
способствовать ее повышению.
Активные
методы
обучения
— это
такие
методы
обучения,
при
которых
деятельность
обучаемого
носит продуктивный,
творческий,
поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические
игры, решение проблемных задач, обучение по алгоритму.
Так же к активным методам обучения мы можем отнести уже хорошо
известные нам и широко применяемые методы:
1.
Проблемное обучение
2.
Анализ конкретных ситуаций
3.
Разыгрывание ролей
4.
Игровое проектирование
5.
Семинар-дискуссия
6.
«Круглый стол»
7.
Мозговой штурм
8.
Деловая игра
При использовании активных методов обучения меняется роль ученика
– из послушного запоминающего устройства он превращается в активного
участника образовательного процесса.
Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют учителю
формировать
активную
личность,
обладающую
всеми
необходимыми
навыками и качествами современного успешного человека.
На
каждом
этапе
урока
можно
использовать
активные
методы
обучения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы,
позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
АМ начала образовательного мероприятия. Такие методы, как «Мой
цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся
глазами»,
«Измерим
друг
друга» или
«Летающие
имена» эффективно
и
динамично
помогут
вам
начать
урок,
задать
нужный
ритм,
обеспечить
рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
АМ
выяснение
целей,
ожиданий
и
опасений. Такие методы, как
«Список
покупок»,
«Дерево
ожиданий»,
«Что
у
меня
на
сердце»,
«Разноцветные
листы» позволяют
эффективно
провести
выяснение
ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
АМ презентации учебного материала. В процессе урока учителю
регулярно
приходится
сообщать
новый
материал
обучающимся.
Такие
методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», «Пометки на
полях» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им
основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с
новым материалом.
АМ организации самостоятельной работы над темой. Собранная
информация учениками обсуждается в малых группах и представляется на
суд всего класса.
При организации самостоятельной работы над новой
темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко
проработать новый материал. АМО на этой фазе урока: Метод «На линии
огня», «Инфо-карусель», «Ковёр идей».
АМ
релаксации:
«Энергия»,
«Роботы»,
«Постройся
по
росту»,
«Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест»
АМ
подведения
итогов
урока. Завершить
урок,
внеклассное
мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка»,
«Мухомор»,
«Мудрый совет»,
«Итоговый круг»,
«Комплименты»,
«Солнышко и туча»,
«Ресторан», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!».
Какова
практическая
значимость
АКТИВНЫХ
МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ? Это:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы;
раскрытие
личностно-индивидуальных
возможностей
каждого
школьника.
АМО – это разумное и целесообразное использование методов, которые
значительно повышают развивающий эффект обучения, создают атмосферу
напряженного поиска, вызывают у учащихся и учителя массу положительных
эмоций и переживаний.
АМО
–
это
совокупность
способов
и
приемов,
вызывающих
качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных
процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально
организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного
опыта ребенка.
Технология
активного
обучения
–
это
обучение,
соответствующее
силам и возможностям школьников.
Преследуя
образовательные
цели,
активные
методы
обучения
воздействуют
в
комплексе
на
личность
ребенка,
влияют
на
умственное
развитие.
Я
считаю,
что
в
педагогическом
процессе
следует
максимально
использовать активные, развивающие методы.
Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный.
В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и
станьте
его
полноправным
хозяином.
Откройте
для
себя
его
тайны
и
возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою
работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников успешными и
счастливыми.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!