Напоминание

Рабочая программа 1класс 2вариант по предмету "Человек"

Автор: Губкова Альфия Фаритовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: школы-интерната №15
Населённый пункт: Города Белово, Кемеровской области
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа 1класс 2вариант по предмету "Человек"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 15 города Белово»

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

начальных классов

протокол № ____

«___» ___________2018 г.

_________/ Фурсова Н. В. /

«Согласовано»

решением методического

совета

протокол № ____

«___» ____________2018г.

_________/Володина Н.В./

«Утверждено»

Директор

школы-интерната №15

города Белово

_____ /О.Г.Погорелова /

Приказ №___ от

«___» _________2018г.

Рабочая программа

по предмету «Человек»

для 1и класса

Срок реализации 1 год

Составитель:

Губкова А.Ф.

Белово

2018

1

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………………...3

Содержание учебного предмета …………………………………………………………............7

Тематическое планирование ………………………………………………………………..........8

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса………………………....13

2

Пояснительная записка

Настоящая программа по речи и альтернативной коммуникации составлена на основе

АООП (2 вариант) школы-интерната № 15 и Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014

года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)».

Цель и задачи изучения предмета

Цель предмета:формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи образовательные:

-формировать представления

о

своем

теле,

его

строении,

о

своих

двигательных

возможностях;

-формировать

умения

поддерживать

образ

жизни,

соответствующему

возрасту,

потребностям и ограничениям здоровья;

-формировать

умения

поддерживать

режим

дня

с

необходимыми

оздоровительными

процедурами;

-формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром,вечером, мытье

рук перед едой, после посещения туалета)

-формировать

умения

решать

возникающие

жизненные

задачи,

связанные

с

удовлетворением первоочередных потребностей;

-формировать умения обслуживать себя;

-формировать умения следить за своим внешним видом;

-формировать

представления

о

своем

ближайшем

окружении:

членах

семьи,

взаимоотношениях между ними, семейных традициях.

Задачи коррекционно – развивающие:

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- развивать вербальные и невербальные коммуникативные навыки;

- коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой

моторики рук;

- развитие умений ориентироваться в задании;

- развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.

Задачи воспитательные:

-воспитывать интерес к процессу обучения;

-воспитывать

доброжелательное

отношение

друг

к

другу

при

выполнении

процессов

самообслуживания.

3

Общая характеристика учебного предмета

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о

себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им

окружающего

мира,

смысла

человеческих

отношений,

осознания

себя

в

системе

социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе

взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Программа

представлена

следующими

разделами:

«Представления

о

себе»,

«Семья»,

«Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о

своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа

жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и

профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и

вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела» включает задачи по

формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь

ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по

формированию

умений

ориентироваться

в

одежде,

соблюдать

последовательность

действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает

обучение

использованию

во

время

еды

столовых

приборов,

питью

из

кружки,

накладыванию

пищи

в

тарелку,

пользованию

салфеткой.

Задачи

по

формированию

навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет». В рамках раздела

«Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении:

членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится

соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы

образцом

культуры

общения

для

ребенка

являлось

доброжелательное

и

заботливое

отношение

к

окружающим,

спокойный

приветливый

тон.

Ребенок

учится

понимать

окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.

Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям,

например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать

руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность

этих

операций.

Процесс

обучения

предусматривает

поэтапность

в

плане

усложнения

самих

навыков.

Например,

формирование

гигиенических

навыков

начинают

с

формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения

ребенок

учится

принимать

душ,

мыть

голову

и

т.д.

При

формировании

навыков

самообслуживания

важно

объединять

усилия

специалистов

и

родителей.

Работа,

проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше

естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.

На уроках по данной программе ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения

создаются

такие

условия,

которые

дают

возможность

каждому

ребенку

работать

в

доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал

по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого

ребенка. В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности:

игровую

(сюжетно-ролевую,

дидактическую,

театрализованную,

подвижную

игру),

элементарную

трудовую

(хозяйственно-бытовой

и

ручной

труд),

конструктивную,

изобразительную

(лепка,

рисование,

аппликация),

которые

будут

способствовать

расширению, повторению и закреплению представлений. Индивидуальные формы работы

4

на

занятиях

по

формированию

представлений

о

человеке

органически

сочетается

с

фронтальными и групповыми.

5

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом и программой предмет «Человек» изучается 3 часа в

неделю, поэтому рабочая программа составлена на 99 часов в год (33 учебные недели).

Базовые учебные действия

6

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

-соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в

зеркале.

-представление о собственном теле.

-отнесение себя к определенному полу.

-представления о членах семьи.

Учащиеся должны уметь:

-определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

-сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст.

-обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические

процедуры, одеваться и раздеваться и др.

-определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о

болезненных ощущениях взрослому.

-соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и

вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

-следить за своим внешним видом.

Содержание учебного предмета

7

(99часов)

Представления о себе (37 часов)

Идентификация себя как мальчика (девочки). Представления о своем теле, его

строении. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище

(спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).

Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза,

брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица.

Представления о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни

(режим

дня,

питание,

сон,

прогулка,

гигиена,

занятия

физической

культурой

и

профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и

вредных привычках.

Гигиена тела (8 часов)

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды.

Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Соблюдение

последовательности

действий

при

мытье

и

вытирании

рук:

открывание

крана,

регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук,

смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Предметы санитарии и гигиены:

мыло,

мыльница,

мочалка,

расческа,

зубная

щетка,

зубная

паста,

ножницы,

ванна,

полотенце; действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать,

причесываться.

Обращение с одеждой и обувью (5 часов)

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка,

шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка,

трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения

предметов

одежды.

Узнавание

(различение)

деталей

предметов

одежды:

пуговицы

(молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов

одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки,

туфли, сандалии, тапки. Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя

(родителя).

Туалет (2 часа)

Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление

малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности

действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк,

колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование

туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива

воды, мытье рук.

Прием пищи (23 часов)

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана):

захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана),

втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание

жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки,

зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки

пищи губами, опускание ложки в тарелку. Представление о правильном питании. Правила

поведения в соловой. Представление о продуктовых магазинах.

Семья (24 часа)

8

Узнавание (различение) членов семьи, взаимоотношениях между ними, семейных

традициях. Узнавание (различение) детей и взрослых.Ребенок с ТМНР учится соблюдать

правила

и

нормы

культуры

поведения

и

общения

в

семье.

Важно,

чтобы

образцом

культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к

окружающим,

спокойный

приветливый

тон.

Ребенок

учится

понимать

окружающих

людей,

проявлять

к

ним

доброжелательное

отношение,

стремиться

к

общению

и

взаимодействию с ними.

9

Тематическое планирование

урок

а

в

году

Тема программы, тема урока.

Кол-во

часов

в теме

Самост

.

работы

Провер

.

работы

Контр.

работ

ы

Основные виды учебной деятельности учащихся:

Представление о себе

37

Имеют представление о себе как о человеке.

Соотносят себя со своим именем, своим изображением

на фотографии, отражением в зеркале.

Имеют представление о собственном теле.

Осознают свою принадлежность к определенному полу.

Имеют первоначальные представления о правилах

поведения в школе, о режиме дня школьника с помощью

картинок.

Умеютправильно вести себя на улице (в присутствии

взрослых).

Умеют правильно делать зарядку по наглядному образцу

взрослого.

Знают, что нужно вовремя ложиться спать.

Выполняют инструкции учителя.

Имеют представление о детских играх, играют.

1

Я- человек. Моё имя. Знакомство.

1

2

Кто я? Я- мальчик. Я- девочка.

1

3

Все люди разные. Светлые и

темные.

1

4

Все люди разные. Большой,

маленький.

1

5

Пол, возраст, имя, фамилия.

1

6

Как вести себя в школе.

1

7

Правила поведения с детьми и

взрослыми.

1

8

Режим дня школьника.

1

9

Распорядок дня (игровые

действия).

1

10

Прогулка и ее значение.

1

11

Экскурсия на пришкольный

участок.

1

12

Зарядка и её значение.

1

13

Утренняя гимнастика в режиме дня

школьника.

1

14

Сон, его значение.

1

15

Сон в режиме дня школьника.

1

16

Я и игры.

1

17

Занимательные игры.

1

18

Игра – импровизация: что умеет

1

10

твоё тело.

19

Лицо в зеркале.

1

Стараются следить за своим внешним видом.

Правильно сидят за партой.

Отличают порез от ожога.

Отличают глаза, уши и нос.

Показывают части тела.

Имеют представления о правилах поведения в гостях, об

использовании в речи вежливых слов.

20

Умение выражать свои эмоции

мимикой.

1

21

Внешний облик человека.

1

22

Мы разные по внешнему виду.

1

23

Правильная осанка человека.

1

24

Осанка- стройная спина.

1

25

Кожа: порез.

1

26

Кожа: ожог.

1

27

Первая помощь при порезах,

ожогах.

1

28

Лицо человека: глаза, рот, щеки,

нос.

1

29

Назначение частей лица.

1

30

Человек: строение.

1

31

Части тела (голова, туловище).

1

32

Части тела (ноги, руки).

1

33

Мы сами управляем своим телом.

1

34

Волшебные слова.

1

35

Знакомство.

Как

вести

себя

в

гостях.

1

36

Сюжетно-ролевая

игра

«Мы

вежливые».

1

37

Формы обращения к старшим и

сверстникам при встрече и

расставании.

1

Гигиена тела

8

28

Предметы

санитарии

и

гигиены:

мыло, мыльница, полотенце.

1

Узнают(знают) названия предметов санитарии и

39

Предметы

санитарии

и

гигиены:

1

11

расческа,

зубная

щетка,

зубная

паста.

гигиены.

Правильно пользуются зубной щеткой под контролем

взрослого.

Умеют мыть руки самостоятельно, под контролем.

Соблюдают последовательность действий при мытье и

вытирании рук и лица.

40

Утренний и вечерний туалет.

1

41

Просмотр мультфильма по

произведению К.Чуковского

«Мойдодыр».

1

42

Гигиена полости рта.

1

43

Соблюдение последовательности

действий при чистке зубов.

1

44

Чистота рук – залог здоровья.

1

45

Соблюдение

последовательности

при мытье и вытирании рук.

1

Туалет

2

Правильно пользуются туалетом (соблюдают алгоритм

действий), отпрашиваются на уроке.

46

Правила пользования туалетом.

1

47

Последовательность

действий

в

туалете.

1

Обращение с одеждой и обувью

5

Называют

одежду

и

классифицирует

её

в

соответствии

(нижняя, верхняя одежда).

Показывают лицевую и изнаночную сторону одежды.

Знают и называют виды обуви.

Умеют надевать обувь в соответствии с правой и левой

ногой.

48

Виды одежды (нижняя и верхняя

одежда).

1

49

Лицевая и изнаночная сторона

одежды.

1

50

Виды обуви.

1

51

Виды застежек.

1

52

Одеваемся на прогулку.

Практическое задание.

1

Прием пищи

23

Соблюдают последовательность в приеме пищи: первое

блюдо, второе, третье блюдо.

Получают

представления о правильном питании.

И м е ю т представления

значении

питания

в

жизни

53

Чем мы питаемся?

1

54

Что такое продукты?

1

55

Правильное питание. Режим

питания.

1

12

человека, о полезных и вредных продуктах «Овощи и

фрукты», «Вредные напитки» (кока-кола, газ.вода).

Умеют

правильно

сидеть

за

столом, пользуются

столовыми приборами (ложка, вилка).

Умеют

использовать

в

речи

этикетные

выражения

приглашения, благодарности, извинения.

Умеют

сервировать

стол,

расставлять

посуду

в

определенной

последовательности. Знают

назначение

посуды.

Различают каши

по

наглядным

материалам

(манная,

рисовая, гречневая).

Имеют представление о бережном отношении к хлебу во

время еды.

Знают на вкус продукты.

Знают, как правильно утолить жажду.

Различают

продуктовые

магазины

по

названию

продуктов.

Умеют следовать правилам игры.

56

Полезные продукты: овощи.

1

57

Полезные продукты: фрукты.

1

58

Культура поведения в столовой.

1

59

Добрые слова.

1

60

Посуда.

1

61

Сервировка стола.

1

62

К нам пришли гости, накроем на

стол.

1

63

Из чего варят каши.

1

64

Какие бывают каши.

1

65

Каши в рационе школьника.

1

66

Хлеб – всему голова.

1

67

Зернышко и поле.

1

68

На вкус и цвет товарищей нет.

1

69

О вкусах не спорят.

1

7071

Как утолить жажду.

1

72

Наши любимые напитки.

1

73

Продуктовые магазины.

«Хлебный».

1

74

Продуктовые магазины.

«Молочный».

1

13

75

Игра – практикум «Идем в

магазин».

1

76

Игра-прогулка по улице Сезам.

1

Моя семья

24

Проявляют добрые

чувство

к

своей

семье, называют

членов своей семьи по имени.

На

основе

игры

«Дом» выполняют социальные роли

семьи.

Имеют интерес, представления о праздниках:

Новый год, день рождения, праздник мамы.

Сформированы

элементарные

знания

о

правилах

поведения в разных социальных ситуациях с взрослыми,

со знакомыми и незнакомыми людьми.

Сформированы

элементарные

умения

и

навыки

в

оказании посильной помощи родителям.

Умеют правильно организовывать своё свободное время,

опираясь на своё любимое дело.

(Умеют

использовать

в

игре

предметы-заместители

и

воображаемые

предметы).

Имеют элементарные представления о том, как вести

здоровый образ жизни.

Имеют

элементарные

представления

о

правильном

поведении в доме без взрослых.

Имеют

элементарные

представления

о

правильном

поведении с животными.

Имеют

элементарные

представления

о

правильном

поведении в лесу.

Узнают

и

находят

идентичные

ве щи , понимают

ивыполняют элементарные инструкции, обусловленные

ситуацией.

77

Моя семья. Мама, папа.

1

78

Члены

с емьи:

брат,

с е с т р а ,

бабушка, дедушка.

1

79

Различение

социальных

ролей

членов семьи.

1

80

Наши праздники. «Новый год».

1

81

Наши праздники. День рождения.

1

82

Наши праздники. «8 марта».

1

83

Мой дом. Мы – помощники.

1

84

Сюжетно – ролевая игра «Семья».

1

85

Моя досуговая деятельность.

1

86

Игра – хобби.

1

87

Если хочешь быть здоровым.

1

88

К нам приехал Мойдодыр.

1

89

Путешествие в страну Здоровья.

1

90

Безопасность в доме. Если ты дома

один.

1

91

Пожарная безопасность: огонь.

1

92

Огонь ошибок не прощает.

1

93

Безопасность

при

общении

с

животными.

1

14

Соотносят свои действия и их результаты с заданными

образцами.

94

Уход за домашними животными.

1

95

Соблюдаем законы природы.

1

96

Сюжетно- ролевая игра :

« Прогулка в лес».

1

97

Правила поведения на воде.

1

98

Закрепление

по

учебному

курсу

«Человек». .

1

99

Овощи и фрукты в жизни человека

1

Всего:

99

15

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно - методическая литература:

1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б.

Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.;

ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

2. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной

недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.

Наглядные пособия:

1. предметные и сюжетные картинки;

2. фотографии с изображением членов семьи ребенка;

3. пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением

действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов;

4. изображения контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания,

составления фотоколлажей и альбомов;

Информационно-коммуникативные средства:

1. видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие

внутрисемейные взаимоотношения;

2. обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей

доступных представлений о ближайшем социальном окружении.

Технические средства обучения:

1.DVD-проигрыватель.

2.Телевизор.

3.Ноутбук.

4. Видеопроектор.

16